Светлана Насибуллина
ТРИЗ — технология развития творческого мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивная технология ТРИЗ
Технология ТРИЗ — технология развития творческого мышления.
Один из методов ТРИЗа - мозговой штурм.
Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные.
Публикация «ТРИЗ — технология развития творческого мышления» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно на всех лексико-грамматических занятиях и в игровой деятельности.
Основная цель «Мозгового штурма» - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения.
Технология может быть использована на этапе изучения и закрепления нового материала, для организации совместной деятельности педагога с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо:
собрать информацию по теме обсуждения;
разработать цепочку вопросов к детям;
Этапы «мозгового штурма»
1. Постановка задачи.
2. Выдвижение идей.
3. Обсуждение идей.
4. Принятие решения.
Порядок проведения мозгового штурма с дошкольниками.
Детям на мотивационном этапе ставится проблема или задается ситуация для решения. Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей» и «Эксперты». Во время деятельного этапа «Создатели идей» высказывают возможные решения проблемы, в том числе и фантастические. Педагог фиксирует их: записывает сам или использует диктофон. После чего заслушиваются все идеи, а затем по одной. «Эксперты» и «Создатели» обсуждают идею. «Эксперты» высказывают, подходит данная идея или нет. «Создатели» выражают своё мнение, если не согласны аргументируют.
Примерные вопросы к детям при обсуждении:
Какая идея наиболее подходит? Подходит ли эта идея? Почему? Давайте подумаем вместе? А как сделать, чтобы? Как вы думаете, если? Какие условия отбора?
В ходе рефлексии на заключительном этапе педагог даёт общую оценку деятельности детей. Дети проводят самоанализ своей деятельности.
Например, задача: вам надо быстро) охладить стакан с кипятком. Как быть?
Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи.
Решения:
- Добавить холодную воду, заварку или молоко.
- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.
Темы мозгового штурма для детей.
Для детей 3-4 лет – по хорошо известным сказкам
-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
-Как спасти колобка от лисы?
-Как зайке не намокнуть под дождем?
-Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его?
Для детей 4-5 лет - из ближайшего бытового окружения
-Как мышкам достать сыр из-под носа кота?
-Нужно украсить группу, а украшения пропали. Что делать?
-Как уберечь продукты от мышей?
- С собачкой надо гулять зимой, но у нее очень короткая шерсть.
Для детей 5-7 лет - с элементами фантазии.
-Как сохранить кусочек зимы летом?
-Каким образом устроить птицеферму на дне океана?
-Как выбраться из комнаты, если тебя закрыли?
- Чем и на чем рисовать, если в группе кончилась бумага и сломались все карандаши?