Дарья Голованова
Интерактивная игра-занятие для развития речи «Приключения в волшебном лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивная игра-занятие для развития речи "Приключения в волшебном лесу или Звери ищут дом".
Представляемый материал можно использовать для диагностики и коррекции грамматического строя речи по разделам "Словообразование", "Словоизменение", "Связная речь".
Материал: Оригинальная игра представляет собой мультфильм, выполненный в программе «flash». Можно использовать слайды, сменяющие друг друга после ответа ребенка (детей).
Публикация «Интерактивная игра-занятие для развития речи „Приключения в волшебном лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Можно также использовать картинки с вырезанными персонажами, моделируя игровую ситуацию. Картинки могут дублировать или дополнять задания на экране, расширяя возможности использования игры.
Описание игры: в сюжет демонстрируемой на экране истории включены задания, выполняя которые ребенок помогает героям, развивая навыки словообразования, пополняя лексический запас, развивая связную речь.
Принципиальное отличие этой игры-занятия состоит в том, что:
- ребенок включается в ход действия мультфильма, влияет на происходящее, что создает дополнительную мотивацию и поддерживает интерес к занятию;
- речевой материал подобран так, что ребенок, выполняя задания, действительно занимается словообразованием, а не воспроизводит усвоенную лексику. Это важно принципиально, ведь большинство заданий и игр на словообразование в действительности "проверяет" лишь наличие того или иного слова в словаре ребенка, данная игра предлагает заняться словотворчеством и создать действительно новые слова по усвоенным моделям словообразования.
Речевые задачи:
1. Развивать связную речь (рассказывание сказки).
2. Развивать навыки словообразования (образования относительных прилагательных, сложных слов).
3. Развивать навыки словоизменения (существительные Т. п. ед. ч.).
4. Актуализировать словарь наречий «вдвоем», «втроем», «вчетвером», «впятером», «справа», «слева», «наверху», «внизу»; глагольный словарь (способ передвижения, словарь существительных по темам «Ягоды», «Дом и его части».
5. Стимулировать использование предложно-падежных конструкций с пространственным значением.
Общеразвивающие задачи:
1. Развивать навык ориентировки на листе бумаги/на экране.
2. Развивать умение группировать предметы по заданному признаку.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать творческую активность.
2. Воспитывать интерес к родному языку.
Сюжет:
Эпизод 1:
Баба Яга летит над волшебным лесом и теряет помело.
Она приземляется на полянке, выбирается из ступы и идет в лес на поиски.
Пока она ищет помело в лесу, в ее ступу, как в Теремок, забираются звери: Петух, Собака, Лягушка, Мышь, Свинья.
Задания к первому эпизоду:
1. Какую сказку тебе напоминает этот мультфильм? (Теремок)
Чем он похож на эту сказку, а чем отличается?
(Похож тем, что проходящие звери забираются в домик. Мышка и Лягушка тоже были в Теремке. Отличается тем, что здесь не домик, а ступа бабы Яги, пришли другие звери: Петух, Собака, Свинья.)
2. Расскажи эту сказку, глядя, как звери забираются в ступу.
Как ты думаешь, чем закончится эта сказка?
3. Кто как передвигается? (Идет, бежит, прыгает)
4. Кто за кем идет?
5. Сколько зверей оказалось в ступе? (Пять зверей). Петух пришел первый, за ним собака.
Они стали жить … (вдвоем). Потом пришла свинья, они оказались (втроем).
Эпизод 2.
Яга находит помело и возвращается к ступе. Но ступа занята. Звери не хотят освобождать ее. Тогда баба Яга применяет колдовство, и звери вылетают из ступы, но вид их меняется. В наказание баба Яга перемешала головы и туловища животных, теперь их не узнать: лягушка с головой свиньи, собака с головой мыши, петух с головой лягушки, свинья с головой петуха, мышь с головой собаки.
Задания ко второму эпизоду:
1. Как можно назвать получившихся зверей? (Словотворчество детей: «свинолягушка», «лягушкосвинка», «лягушепетух» и т. п.)
2. Образование притяжательных прилагательных.
Образец: Это кто такой с лягушачьим туловищем и свиной головой?
3. Посмотрите на заколдованных зверей и определите, кто кем хочет стать.
(Этот зверь хочет стать лягушкой.)
Эпизод 3.
Необходимо помочь животным. Баба Яга оставила подсказку. Это волшебные ягоды. Кто их найдет, прежний вид обретет.
Задания:
1. Где спрятались волшебные ягоды на этой полянке?
2. Какие еще ягоды были на ней?
3. Где была клюква? Малина? Черника? Клубника?
4. Какая ягода не растет в лесу?
Эпизод 4.
Вы нашли волшебные ягоды и звери расколдованы! Они так подружились, что хотят построить новый дом, чтобы жить всем вместе. Но не могут договориться, из какого материала будет новый дом. Собака хочет дом из косточек. Петух хочет дом из радуги. Свинья хочет дом из желудей.
Задания:
1. Словообразование.
Как назвать дом, который построен из косточек и костей? (Нормативный вариант – костянОй- говорит о том, что ребенок знает это слово, вариант – костЯный, косточковый- говорит о том, что ребенок «построил» слово сам).Бывают такие дома?
Как назвать дом, который построен из радуги? (Нормативный вариант – радужный - говорит о том, что ребенок знает это слово, вариант – радуговый - говорит о том, что ребенок «построил» слово сам). Бывают такие дома? Почему?
Как назвать дом, который построен из желудей? (Нормативный вариант – желудёвый - говорит о том, что ребенок знает это слово, вариант – желудОвый, желудОчный - говорит о том, что ребенок «построил» слово сам). Бывают такие дома? Почему?
2. Актуализация лексики по теме «Дом».
Таких домов не бывает. Услышали вас звери и хотят настоящий дом. Из чего бывают настоящие дома? (Из камня, из кирпичей, из дерева). А как нужно строить дом? (Сначала фундамент, он будет из камня, значит какой? Каменный. Потом стены. Они будут из кирпича, значит какие? Кирпичные. Потом крыша. Она будет из дерева, значит какая? Деревянная.)
Заключительный эпизод.
Звери построили большой новый дом. Нажимай на кнопку и узнаешь, кто в какой части дома поселился?
Задания:
1. Кто поселился на первом этаже справа? Кто поселился на втором этаже слева? Кто будет жить на чердаке под крышей?
2. Где поселился Петух? Свинья? Лягушка?
Звери благодарят тебя за помощь и прощаются с тобой.