Приложение МААМ

Интеллектуальные настольные игры как средство развития логического мышления у детей 5–6 лет

Нюргуяна Молокотина
Интеллектуальные настольные игры как средство развития логического мышления у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему. Потребность в целенаправленном формировании мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами [32,с. 115].

Публикация «Интеллектуальные настольные игры как средство развития логического мышления у детей 5–6 лет» размещена в разделах

Сегодня остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития мышления. В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операции ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразовательного характера [32,с 118].

Развитие мышления ребенка необходимо изучать в его отношении к чувственному познанию, к языку, к практике. Ребенок мыслит, действуя с предметами и воспринимая предметы.

В познавательную деятельность ребенка очень рано включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться и логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление - это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений [33,с. 590].

Переход к логическому мышлению определяется появлением условной внутренней позиции. Развитие логического мышления у детей происходит как минимум в два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. А на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений [33,с. 592].

Именно этот вид мышления позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества в целом. Благодаря этому виду мышления, ребенку удается наиболее абстрактно решать мыслительные задачи.

Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка. [с. 148]

Сенсорное развитие ребенка в интеллектуальной игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Увлекательные интеллектуальные игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает интеллектуальную игру важным средством развития мышления дошкольников. Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему работы «Интеллектуальные настольные игры как средство развития логического мышления у детей 5-6 лет» актуальной.

Объектом исследования является процесс развития логического мышления дошкольников.

Предмет исследования – комплекс интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников, и доказать его эффективность.

Задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Исследовать уровень развития логического мышления у детей 5-6 лет.

3. Разработать эффективность комплекса интеллектуальных игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления, и систематизировать игры по уровням сложности.

4. Анализ результатов экспериментального исследования.

5. Составить комплекс интеллектуальных игр по развитию логического мышления у детей 5-6 лет.

Гипотеза исследования – процесс развития логического мышления детей 5-6 лет будет эффективным, если разработать комплекс интеллектуальных игр для развития логического мышления; использование комплекс интеллектуальных игр во время игр для развития логического мышления у детей 5-6 лет;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, беседы.

Теоретическую основу исследования составили общенаучные принципы личностно-деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, и др.); теоретическое обоснование дошкольного возраста как сензитивного периода в формировании и развитии личности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин); теоретические положения о ведущей роли обучения в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков); разработки в области методики развития мышления детей дошкольного возраста (В. С. Мухина, Р. С. Немов, А. В. Петровский, О. К. Тихомиров).

Практическая значимость исследования определяется возможностью

использования методических разработок в процессе совершенствования процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня окружающий мир переполнен условными знаками и символами. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И т. к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. [с. 25]

Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.

В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. [с. 28]

Решать эти задачи лучше всего в игре. Поэтому, я хочу представить комплекс игр созданных своими руками, которая будет очень полезна в работе со старшими дошкольниками, в процессе развития у них логического мышления.

Комплекс интеллектуальных игр «Логика», направленных на развитие логического мышления у дошкольников

Для реализации поставленной цели мною было создано дидактическое пособие предназначенное для педагогов ДОУ, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Данное пособие соответствует требованиям ФГОС. Пособие представляет собой 2 коврика из войлока, которые можно разместить как на столе, так и на доске. Пособие включает в себя ряд практических заданий разложенных по отдельным конвертам. Все детали выполнены из фетра и крепятся к коврику на липучках:

1. танграм

2. хабылык, тырыынка

3. бестемше

Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Первое практическое задание : «Танграм»

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

На первом этапе обучения детям предлагается собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам, как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.

Второе практическое задание: хабылык, тырыынка.

Детям дошкольного возраста хорошо знакомы такие настольные игры, как «Тырыынка», «Хабылык», и др. Дети с удовольствием играют в эти игры, но влияние этих игр на развитие интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста - ещё не изученная область. Все игры организуются вначале на репродуктивном уровне, затем проводятся на самостоятельном творческом уровне с постепенным усложнением задач развития интеллектуальных умений по трем сериям. Апробация всего комплекса игровых заданий осуществлялась в проблемно-практических, проблемно-игровых ситуациях. Основными методами работы с детьми являются методы проблемного и эвристического обучения. Обучение детей реализовалось на когнитивных, креативных и оргдеятельностных методах.

Третье практическое задание: игра «Бестемше»

Цель игроков выиграть игру выход, т. е. быстрее 25 и собрать больше кумалака. Достижение этой цели игрок-победитель игры считается. Если игра закончена после этого у каждого игрока по 25 камней игра оценивается как "ничья". Но это очень редкое явление. на протяжении поколений один из путей-изучение богатого национального наследия нашего народа, в том числе Национального является пропагандой игр. В настоящее время многонациональный игры были забыты без игры. Один из них-Бестемше. Национальный “Бестемше”для детей детского сада с целью пропаганды игр игры, тем самым прививая интерес к национальным играм мы хотим повысить интерес.

После нескольких партий мы проанализируем игру.

Анализируя игру дети учатся абстрагированию и анализу.

Следовательно, комплекс интеллектуальных игр способствуют развитию логического мышления у детей 5-6 лет. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования методических разработок - комплекса игр, методических рекомендаций и диагностических методик - в процессе совершенствования процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик»Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик» Правила игры для «Волшебный Ежик». Возраст: 2-4 года. Количество играющих: 1-2 человека Оборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальные настольные игры как средство развития логического мышления у детей 5–6 лет
Опубликовано: 9 июня 2022 в 06:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуальные настольные игры как средство развития логического мышления у детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Нюргуяна Молокотина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД