Вера Мишунина
Интеллектуальное развитие дошкольников с помощью логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
(Подготовили воспитатели второй младшей группы «Улыбка» :
В. М. Мишунина, У. В. Новичихина)
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
Публикация «Интеллектуальное развитие дошкольников с помощью логико-математических игр» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:
• Активизация умственной деятельности детей.
• Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
• Формирование основ творческого мышления.
• Развитие эмоционально-волевой сферы.
• Развитие коммуникативных навыков.
• Повышение интереса детей к математике.
• Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
• Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
• Воспитание нравственно-волевых качеств личности.
Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:
• Создание предметно-развивающей среды.
• Систематизация игр в планировании.
• Уровень сенсорного развития дошкольников.
• Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).
• Характер мотивации.
• Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества
с детьми).
• Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.
Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников : дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность. «Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.
Начинать игру лучше всего с заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие “с разгона”, т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый и крепкий: отойдет немного назад, а потом снова вперед и набирает скорость по уже пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целый лед. И крошит его, пока не потеряет инерцию и не остановится. Тогда снова отходит немного назад, и опять все сначала.
Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких, характерно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерам достаточно, например, поставить три стула подряд – получится “автобус” или “самолет” и т. п. Эту особенность детского мышления и нужно использовать, чтобы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к ним.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, помогает упорядочить и осмыслить мир; развивает память, речь, зрительное восприятие, образное и вариативное мышление; творческие способности, эмоции; формирует терпение, настойчивость, волю.
Предлагаем вашему вниманию следующие игры.
ИГРОБАНК «Складушки - вычиталки»
Небо + разноцветные огни = салют
Музыка + шутки = частушки
Снег + ветер = метель
Словечко + словечко = говорилки
Папа + рюкзак = турист
День – скука = праздник
Чай – заварка = кипяток
Лес – комары = счастье
Песня – слух = кошмар
Холодильник – ток = ящик
ПРИМЕР:
Развивающая головоломка, балансирующие блоки, счетные палочки.
Игры-головоломки со счетными палочками помогают развивать наблюдательность, мышление, повышают интерес не только к конечному результату, но и к самому процессу познания. Если дома нет счетных палочек, то подойдут карандаши, фломастеры и т. д.
Игры-головоломки объединяются в две группы:
1. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек
2. Изменение заданной фигуры путем перемещения (удаления) определенного количества палочек
Процесс решения задач второй группы более сложный, нежели первый. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования первоначальной фигуры. В ходе поисков решения соотносить результат с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями. Необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представлять возможное изменение фигуры. Обучение должно быть направлено на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивая практические пробы.
Работать с данными заданиями дети могут как под наблюдением взрослых, так и самостоятельно. Головоломки позволяют конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу.