Татьяна Афанасьева
Интеллектуальное развитие дошкольников с помощью логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития. Игра, помогает нам, педагогам, создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления. Работая с детьми, я заметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре. Актуальность. (Слайд) Проблеме логического мышления на современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Публикация «Интеллектуальное развитие дошкольников с помощью логико-математических игр» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Исходя из этого можно сформулировать следующую гипотезу: логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей. (Слайд)
Цель проекта: создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и элементам словесно-логического мышления. (слайд)
Задачи:
- развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать, отображать, сравнивать, классифицировать, видоизменять;
- повышать способности к установлению математических связей и закономерностей. (слайд)
Результативность: использование системы работы по развитию логико-математических представлений должно способствовать повышению математической компетентности. (Слайд)
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, мы все наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики, символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего необходимо понять, а не заучить о чем идет речь.
Перед нами, педагогами, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольников мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции.
Математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную деятельность воспитателя и детей, а также познавательно-игровую деятельность детей. Математика в детском саду должна быть занимательной, веселой.
В своей работе я использую развивающие игры. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.
В группе создан центр «Занимательная математика», где собраны разнообразные дидактические и развивающие игры, раздаточный материал. (слайд)
Ребята с удовольствием используют пособия математического центра. (слайд)
Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей понимаю, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра. С детьми нужно «играть» в математику. Но обучение математике немыслимо без использования занимательных задач, игр, развлечений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную деятельность. Ребенку интересна конечная цель : сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. Эта цель увлекает ребенка.
Из многообразия головоломок наиболее приемлемы головоломки со счетными палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения, как правило идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи-головоломки. Кроме этого потребуются схемы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию.
Например, из 5 счетных палочек сложить 2 равных треугольника; из 7 – 2 равных квадрата. (слайд)
Особое место среди математических развивающих игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы эти представляют части разрезанной определенным способом фигуры: квадрата, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат: составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур, с целью создания силуэта.
Например: это «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». (Слайд)
Эти игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей. Дети любят играть с такими играми как «Лепестки», «Сложи квадрат», «Разрезные чайники». (Слайд)
Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки, задачи-шутки.
Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик».
«Четыре братца под одной крышей живут».
Я их использую в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми. С целью развития мышления детей использую различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск закономерностей, чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры. Например, какая фигура здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в клетку? Игра – «Четвертый лишний» (слайд)
Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. Игры на смекалку, головоломки, занимательные задачи вызывают у ребят большой интерес. Дети не отвлекаясь, могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывать палочки или другие предметы по заданному образцу и собственному замыслу.
В своей работе по развитию логико-математических способностей детей я использую логические блоки Дьенеша. Почему я взяла блоки? Потому что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез, дети учатся доказывать и догадываться.
Игры с блоками Дьенеша вызывают у детей интерес. Так дети в игре, незаметно овладевают сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.
Работу с логическими блоками Дьенеша можно проводить во всех сферах деятельности:
1. Подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов.
2. Настольно-печатные игры (изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки».
3. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар – кодовыми карточками).
Аналогично : «Поезд», «Почта».
Вариативность игр с блоками Дьенеша обеспечивают возможность использования их практически в любой режимный момент, а также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет упрощения или усложнения заданий. (слайд)
Очень важно отметить, что развитию логико-математического интеллекта у дошкольников способствует совместная деятельность родителей с ребенком, обязательная поддержка в семье.
Задача воспитателя – это информирование родителей о всем многообразии логико-математических игр, используемых в детском саду, помощь в создании развивающей среды дома.
В моей группе оформлена папка-передвижка с игровыми заданиями, периодически я провожу консультации для родителей, с целью ориентации в мире логико-математических игр.
Итак, на мой взгляд, без использования логико-математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств. (Слайд) Их многообразие и доступность помогают воспитателю успешно планировать и реализовывать поставленные задачи, как в коллективной, так и в индивидуальной работе с детьми, что является залогом успешного интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и как следствие, последующего школьного обучения.