Елена Тебенькова
Развитие логического мышления детей через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению.
Генезис мышления в дошкольном возрасте можно рассматривать как переход от наглядно- действенного к наглядно-образному, а затем к словесно-логическому. Умственное развитие дошкольника рассматривается как сложное взаимодействие и взаимосвязь этих видов мышления.
Публикация «Развитие логического мышления детей через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие мышления идет в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих ценностей. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре, в конструировании закладывается, по мнению Запорожца, «первый цокольный этаж общего здания человеческого мышления».
Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми ; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам сверстника и стойко переносить свои неудачи.
К началу обучения в школе нужно начать формирование у детей научного понятия. Для формирования понятийного аппарата детям придется овладеть такими операциями как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить виды отношений между понятиями (Л. Тихомирова).
Для развития этих операций использую в своей работе следующие игры :
Такая классификация возможна по разным признака: по содержанию и
значению, по форме, по характеру мыслительных операций а также по
признаку общности, направленности тех или иных умений.
Игры– развлечения интересны по содержанию, занимательны по форме,
разнообразны по характеру, тематике, способу решения.
Они представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на вос-
создание фигур – силуэтов, образных изображений из определённых частей.
Решение осуществляется путем практических действий в составлении,
подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из
специально подобранного набора фигур надо составить фигуру – силуэт,
используя весь предложенный набор фигур.
Дети любят такие игры как «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо»,
«Волшебный круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра».
Новую жизнь этим старым играм дают методические рекомендации
Е. Узбековой в книге «Ступеньки творчества. (Место игры в интеллектуаль-
ном развитии дошкольника)». По мнению автора книги, наилучший эффект
по формированию познавательных способностей детей дают игры, которые
являются обязательными и проводятся систематически на занятиях матема-
тикой и в свободное время.
Математические (логические игры)
К математическим (логическим) играм относятся те, в которых смодели –рованы математические построения, отношения, закономерности.
Для нахождения ответа (решения) такой игры или упражнения, как
правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержа –
ния. По ходу решения требуется применение математических методов
и умозаключений или аналогичных им.
Эти игры направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Это игры на нахождение пропущенной фигуры,продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры.
Использую игры и упражнения, рекомендованные Л. Ф. Тихомировой,
А. Заком, А. Эпельманом, Л. Венгером и Б. П. Никитиным.
Например : «Продолжи ряд», «Заполни квадрат», «Поиск девятого»,
«Четвертая картинка», «Внимание–угадай–ка», «Домино», «Логические таблицы» и др.
Развивающие игры
Следующая группа используемых игр–это развивающие игры Б. Никитина.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр,
которые при всем своём разнообразии имеют общую идею и обладают
характерными особенностями.
Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков,
квадратов из картона и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие
игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом,
наборами «Угадай – ка», «точечками», кубиками.
Задачи даются ребенку в различной форме : в виде модели, плоского рисунка
в изометрии, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом
знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей : от доступных иногда
двух – трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому
игры могут возбуждать интерес в течении многих лет (до взрослости).
Постепенное возрастание трудностей задач в играх позволяет ребенку
идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои
творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где
формируются в основном только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа
математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков,
то есть в виде видимых и осязаемых вешей. Это позволяет сопоставлять
наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения
задания.
Использование в работе с детьми развивающих игр Никитина позволяет решить сразу несколько проблем, связанных с развитием мышления ребёнка :
- развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способ-
ностей детей с раннего возраста;
- их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие
Способностей;
- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок
развивается наиболее успешно;
- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию
и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают
атмосферу свободного и радостного творчества.
К развивающим играм также отношу игры ТРИЗ – РТВ (программа
А. М. Страунинг «Росток») которые способствуют развитию мышления,
сообразительности детей. Игры «Части-целое», «Хорошо-плохо», «Аналогии», «Что в круге?», «Дорисуй», «Точка зрения» и др., включаю в познавательные занятия, занятия по математике, изодеятельности, наблюдения на прогулке, игровую деятельность детей.
Следующая группа игр – это дидактические игры и упражнения.
Задача данных игр – расширить представления детей об окружаюшем мире,
познакомить с новыми сведениями. Во время данных игр формируется такая
система образов, которая позволяет выделять самое существенное в предме-
тах, а также видеть их соотношения друг с другом и соотношение их частей.
В наше время выпускаются очень красочные дидактические игры. С помощью родителей приобрели серии игр «Учись играя», «Мои первые
игры», «Наш мир». Например «Аналогии», «Что для чего», «Логический поезд», «Логическое домино», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?», «Подбери узор», «Логические цепочки», «Логические таблицы» и другие. Некоторые дидактические игры с наглядным материалом сделаны своими руками, например:
«На что похоже?», «Сложи картинку», «Выложи сам», «Нарисуй картинку палочками», «Смотри, играй, запоминай», «Найди одинаковые предметы»,
«Домино» и другие.
Также использую в работе с детьми словесные игры, рекомендованные
Л. Тихомировой, О. Дъяченко, Л. Венгером. Например,«Скажи наоборот»,
«Назови одним словом», «Летает – не летает», «Рыба, птица, зверь»,
«Кем был, кем будет?», «Используй предмет», «Что общее?» и др.
В своей работе также использую познавательные сказки.
Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями, ребенок в то же время упражняется в решении целого ряда сложных задач, учится рассуждать, логически мыслить. Познавательные сказки способствуют тому, что ребенок из пассивного,бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно сказывается на развитии его познавательных способностей. Использую рекомендации и конспекты из книг «Познавательные сказки» математического содержания для дошкольников Л. Вахрушевой.
Я с увлечением занимаюсь с детьми развивающими и дидактическими
играми, чтобы расширить представления детей об окружающем мире и
развить их познавательные способности. В данных играх дети получают
знания путем исследовательской, творческой деятельности. Рассуждая и
делая умозаключения, учатся выделять самое существенное в предметах,
а также видеть их соотношение друг с другом и соотношение их частей.
Надеюсь, что через дидактические и развивающие игры помогу детям
научиться решать трудные жизненные задачи, начиная с решения
простейших игровых проблем.
Литература :
1. Л. Тихомирова Упражнения на каждый день : логика для дошкольников Ярославль- : Академия развития 2001 год – 144с : ил – (развивающее обучение. Практические задания)
2. Л. Тихомирова Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. – М. : Рольф, 2000. – 144 с. + вклейка 16 с., с илл. – (Мир Детства).
3. Л. Тихомирова Логика. Дети 5-7 лет». – Ярославль : Академия развития :
Академия холдинг, 2001 год. – 160 с: ил – (серия «Ваш ребенок : наблюдаем, изучаем, развиваем»).
4. Л. Тихомирова Познавательные способности детей 5-7лет. -
Ярославль, Академия развития 2000. – 144 с: ил – (серия «Ваш ребенок : наблюдаем, изучаем, развиваем»)
5. Б. П. Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры. – 3е изд. ,
доп. – М. : Просвящение, 1989. – 160 с. : ил.
6. Л. Вахрушева Познавательные сказки математического содержания для
дошкольников. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2001.-32с.
7. О. В Узорова, Е. А Нефедова 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М: ООО «Издательство Астрель» :
ООО «Издательство АСТ», 2003. – 102, (2) с: ил.
АСТ – АСТРЕЛЬ Москва 2003 год
8. А. Г. Эпельман Путешествие в сообразилию или как помочь
ребенку стать смышленым. Поиск закономерностей.
Москва НПО Алта 1995 год
9. А. Г. Эпельман Путешествие в сообразилию или как помочь
ребенку стать смышленым. Поиск аналогий
Москва НПО Алта 1995 год
10. А. Зак Путешествие в сообразилию или как помочь
ребенку стать смышленым. Познавать играя
Москва НПО Перспектива 1993 год
11. Е. А. Юзбекова Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном
развитии дошкольника. – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2006. – 128 с.
12. Мои первые тетради Система упражнений на развитие внимания
памяти, мышления. КОГУП «Кировская областная типография»,2005 г.
13. Мои первые тетради. Информатика,часть2. «Кировская областная типография», 2005г.
14. Учимся думать. Будущему первокласснику. КОГУП
«Кировская областная типография», 2005 г.
15. «Росток» : Программа по ТРИЗ – РТВ для детей
дошкольного возраста. А. М. Страунинг., Обнинск 1995.