Людмила Шишова
Развитие речи дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети очень любят рисовать. Для них рисования это своеобразная игра. В рисунках ребенок передает свое мироощущение, восприятие, личное переживание.
Особую роль в рисовании играет воображение и речь. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что мощный шаг в развитие воображения совершается в связи с усвоением речи. Задержка в речевом развитии всегда ведет к недоразвитию воображения ребенка. Основываясь на данной теории мы пришли к выводу, что необходимо в своей работе развивать все речевые компоненты детей, создавая при этом условия для формирования художественно – творческой деятельности. На наш взгляд одним из эффективных средств развития художественной – творческой деятельности является использование нетрадиционных техник рисования, так как они способствуют не только развитию воображения и речи, но и повышают интерес детей, а также мотивацию к деятельности.
Публикация «Развитие речи дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисование. Все материалы
- Темочки
В своей работе по развитию связной речи у дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования мы видим три этапа : ознакомительный, основной, итоговый.
Первый – ознакомительный. Он направлен на активизацию и расширения словарного запаса детей дошкольного возраста, за счёт обогащается словами, обозначающими цвета и оттенки. Ребенок рассказывая о том, что он изобразил использует эмоциональную лексику. На данном этапе мы используем такие нетрадиционные техники рисования, как:
• Кляксография
• Рисования по мокрому листу
• Ниткография
• Пальцевая живопись
• Техника набрызгивания.
Рисование с использованием этих техник способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь также активизирует речевую деятельность.
Тематический подход при планировании художественно – творческой деятельности помогает пополнить и расширить лексический словарь ребенка.
Второй этап – основной. Он способствует формированию грамматического строя речи. Данный этап работы мы усложняем, включая новые нетрадиционные техники рисования.
• Монотипия
• Бумагопластика
• Пластилинография
• Рисования тычком
Дети первое время испытывают определенные трудности в работе. Слабый нажим (пластилинография, быстрая утомляемость. Но постепенно работа детей приобретают законченность, оригинальность. Появляются дополнительные персонажи, атрибуты. Дошкольники придумывают имена героям, строят предложения, рассказывают рассказ об их действиях, эмоциональных состояниях. А это способствует развитию грамматического строя речи.
На итоговом этапе мы совмещаем несколько нетрадиционных техник в одной работе. Например: способом монотипии рисуем фон будущего пейзажа, затем традиционном способ рисуем деревья и все остальное, а листопад, кроны деревья творим нетрадиционной техникой рисования – смятым листочком бумаги. А также знакомим с новыми нетрадиционными техниками рисования, которые требуют определенных умений, знаний, опыта.
• Коллаж
• Выдувания
• Рисования мыльными пузырями.
На данном этапе дети уже умеют объединяться в подгруппы и рисовать сказку, договариваясь о том, кто, что будет изображать.
Дети учатся использовать монологическую и диалогическую речь. В своей речи они используют небольшие рассказы, строят вопросительные предложения, сочиняют сказки, истории с воображаемыми героями.
Нетрадиционные техники рисования дошкольники используют и в самостоятельной деятельности с необычными событиями. А это в свою очередь подтверждает теорию Л. С. Выготского о том, что развивая речь ребенка у них развивается и воображение. Нам в этом помогло использование нетрадиционных техник рисования.