Марина Матвеева
Интеллектуально-экологическая игра «Знатоки природы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Систематизировать и обобщить представления о живой природе;
- Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных;
Образовательная область «Речевое развитие»
- Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
- Совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление;
Образовательная область «Социализально-коммуникативное развитие»
- Воспитывать умение выслушивать других детей;
Публикация «Интеллектуально-экологическая игра „Знатоки природы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Развивать интерес к различным представителям животного и растительного мира, живущих на планете Земля;
Материал: Шарик гелиевый зеленого цвета, текст телеграммы, волчок со стрелкой, 2 стола, стулья для участников команды, конверты с заданиями, экологические знаки, 2 шара (красного и жёлтого, 2 фишки, табло, CD проигрыватель, запись голосов птиц: совы, сороки, кукушки, дятла. Записи звуков насекомых: пчела, комар, кузнечик, шмель, веселая музыка на усмотрение педагога, лёд, слайды.
Предварительная работа: ОД по знакомству детей с природой; чтение художественной литературы природоведческой направленности; знакомство с энциклопедией о животных и растениях, рассматривание иллюстраций о природе; придумывание загадок о животных и растениях; разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?», о ее правилах. Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.
Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается гонгом. За каждый правильный ответ знатоки получают определенное количество баллов от 1 до 3. (В зависимости от сложности вопроса.)
Ход игры:
Ведущий держит шарик с телеграммой.
Текст телеграммы:
Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Лесовичок. Я решил издать «Книгу-энциклопедию о животных и растениях» нашей Земли. Мои друзья – лесные жители хотели отправить мне письма с вопросами, но вдруг налетел ветер и разнёс их в неизвестном направлении. Помогите мне их найти и ответить на вопросы. Ваши знания помогут мне в её составлении.
Ведущий: Поможем Лесовичку и его друзьям?
Дети: Да, поможем.
Ведущий: На столе лежат какие-то письма, давайте взглянем, от кого они? (Детям предлагается перевернуть конверты и посмотреть от кого и кому они написаны).
Ведущий: Ну вот, мы нашли эти письма, и нам остаётся выполнить вторую просьбу Лесовичка – ответить на вопросы лесных жителей.
Ну, что ребята, поможем?
Дети: Поможем.
Ведущий: Обратите внимание, перед нами какая-то вывеска. ( Детям предлагается прочитать вывеску: «Клуб знатоков природы «Что? Где? Когда?»)
Да, действительно, вы попали в клуб знатоков.
У нас в клубе знатоков свои правила. Команды по очереди вертят волчок, стрелка которого укажет на письмо с вопросом. На обдумывание дается определенное время, после удара гонга даете ответ.
У каждой команды есть свой капитан. А у вас есть капитаны? Обернитесь назад и посмотрите на спинки стульев. Если есть картинка, то тут сидит капитан.
Вы можете стать победителями игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Для этого мы предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей. Спешите выиграть!
Ведущий: А сейчас мы предлагаем капитанам вытянуть жребий, кто первый начнёт игру (вытягивают фишки с номерами).
Ведущий: И сейчас мы проводим разминку. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал.
Вопросы для команды «Солнышко».
1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
2. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
3. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)
4. Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
5. У какого дерева белый ствол? (У березы.)
6. Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
7. Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)
8. Сколько ног у жука? (Шесть.)
9. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
10. Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
Вопросы для команды «Облачко»
1. У какого зверя есть иголки? (у ежа.)
2. Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)
3. Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
4. Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)
5. Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
6. На каком дереве растут желуди? (На дубе.)
7. Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)
8. Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы
9. У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)
10. Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)
Вопросы для команды «Радуга».
1. Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
2. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
3. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
4. Какое дерево и зимой остается зеленое? (Ель, сосна)
5. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
6. Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)
7. У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)
8. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
9. Какое насекомое добывает мед? (Пчела.)
10. Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)
Итак, крутим волчок. (конверты выпадают в любом порядке в зависимости где остановится стрелка волчка)
Крутим волчок.
Конверт № 1. Нам выпал вопрос от Мудрой Совы.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Узнай птичку по голосу».
( по два вопроса для каждой команды: голоса птиц: сороки, кукушки, дятла и
совы)
На экране - слайды птиц.
Дети угадывают птиц по голосу. Подведение итогов
Крутим волчок дальше.
Конверт № 2 от пчелки Майи: «Растения наши друзья» (с пазлами)
Вопрос для команды «Солнышко».
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем -
Мы ее заварим.
(Ромашка)
Вопрос для команды «Облачко»
Растёт под забором.
До чего же злючий норов.
А пожаловала в щи –
До чего же хороши!
(Крапива)
Вопрос для команды «Радуга».
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
На ветру качаются,
По ветру разлетаются.
(Одуванчик)
Конверт № 3 вопросы от дядюшки «АУ» «Конкурс капитанов»
Ведущий: Я буду называть свои действия, а вы составлять схемы. Если я буду поступать хорошо, вы ставите зелёную фишку, а если плохо – то красную. Слушайте внимательно:
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу. Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)
Ведущий: Молодцы. Все вы знаете, что лес не только для нашей забавы. Он богатство нашей страны. Все деревья, ягоды, кусты, выросли нам на пользу. Берегите Лес ребята, он наша радость.
Крутим волчок дальше
Конверт № 4. Музыкальная разминка: «Солнышко лучистое!»
Молодцы ребята. Крутим волчок дальше.
Конверт № 5 от кузнечика Кузи: «Знакомые и незнакомые насекомые».
Игра «Угадай по тени».
( На мониторе появляются тени насекомых: пчелы, комара, кузнечика, шмеля)
Молодцы, хорошо справились и с этим заданием. Крутим волчок.
Конверт № 6 «Черный ящик»
Внимание черный ящик!
Загадка: «В черном ящике находится то, без чего невозможно вырастить растение» Так что же лежит в черном ящике?
1 минута на обсуждение.
Правильный ответ: «В черном ящике находится земля».
Крутим волчок дальше.
Конверт № 7 «Видео вопросы – ситуации от лесных жителей» (на экране появляются поочередно видеоролики, где животные: лиса, заяц, задают вопрос – ситуацию)
(Дети одеты в костюмы животных).
Конкурс «Как вести себя в природе».
Ситуация для команды «Солнышко»
Лиса: Вчера я видела такую ситуацию:
«Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
— А в нем яичко.
— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
— Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой».
Ведущий: Правильно ли девочки поступили?
Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
Ситуация для команды «Облачко»
Белочка: А вот я вчера видела такую ситуацию:
«Пришли два мальчика в лес грибы собирать.
- Смотри у меня полная корзинка рыжиков!
- И у меня много!
- Ой, гляди, полянка с мухоморами!
- Давай мы их все распинаем и сломаем, их же есть нельзя, они же ядовитые!
Мальчики стали весело пинать мухоморы»
Ведущий: Правильно ли поступили мальчики?
Дети: Неправильно. Мухоморы полезные для зверей, звери ими лечатся.
Ситуация для команды «Радуга»
Заяц: Я наблюдал такую ситуацию:
«После дождя дети пошли гулять во двор.
— Посмотри, сколько червяков!
— Давай соберем их и девчонок испугаем!
— Пойдем посмотрим, где девчонки!
Мальчики положили червяков в закрытую банку и унесли с собой».
Ведущий: Правильно ли поступили ребята?
Дети: Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.
(Помощник ведущего объявляет общий итог)
Видеоролик от Лесовичка: Какие вы молодцы, как много вы знаете о природе нашей планеты Земля. Сегодня вы помогли пополнить мою энциклопедию своими знаниями, и теперь я уверен, что вы будете любить, беречь и охранять нашу природу.
А в подарок я хочу подарить вам вот эту энциклопедию о животных
(Вручение книги, медалек)