Анастасия Данилова
Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, стремительно меняющемся из года в год, от системы образования требуется поспевать за переменами и соответствовать потребностям общества. На сегодняшний день остро обозначилась потребность в воспитании креативных и творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих быстро адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. Для решения данной задачи необходимо с детства заботится о познавательном и интеллектуальном развитии.
Публикация «Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2021
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) призван сохранить уникальность и самоценность детства, как важнейшего этапа в развитии человека. В соответствии с ФГОС даны определения трем понятиям: познавательное развитие, познавательный интерес и познавательные действия.
Познавательное развитие это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. В дошкольном образовании познавательное развитие предполагает развитие в детях любознательности, интереса ко всему новому, формирование представлений об окружающем нас мире. В основе познавательного развития лежат интеллектуальные способности, а они являются условием успешного познания ребенком мира вокруг, овладения навыками и умениями.
Познавательные интересы — это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения, навыки. В процессе этой активности развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Для полноценного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста очень важно уделить должное внимание развитию интеллекта. Интеллектуальное развитие это сложный, многогранный процесс, при котором развиваются все стороны личности ребёнка, происходит психическое развитие и подготовка ко всей будущей жизни. Именно интеллектуальные способности ребенка влияют на его дальнейшее развитие, усвоение им нужных навыков. Ведь намного важнее дать инструмент, которым можно добыть новые знания, нежели просто предоставить некоторые знания, которые могут быть и не усвоены. Интеллект ребенка и является тем самым бесценным инструментом. Для того, чтобы развивать интеллект дошкольников необходимо систематическое интеллектуальное воспитание. Т. е. целенаправленное педагогическое воздействие, целью которого является развитие умственных способностей. В первую очередь это развитие мышления, памяти, внимания, воображения, а также восприятия и речи.
К традиционным методам интеллектуально-познавательного развития относится в первую очередь активная игровая деятельность. Это наиболее эффективный способ научить ребенка чему-то новому, обогатить его знания, сформировать навыки. Большую роль играет возможность ребенка самостоятельно продолжить игровую деятельность, которую начал воспитатель.
В условиях ДОУ традиционно проводятся следующие формы работы по познавательному развитию у старших дошкольников: формирование элементарных математических представлений, экспериментирование, формирование целостной картины мира и расширение кругозора. Воспитатель использует такие методы как дидактические и подвижные игры, социально-ролевые игры, игровые упражнения, опыты и наблюдения, трудовая деятельность в уголках природы, цветнике, рассматривание картинок и дидактических материалов, беседы, рассказы и пр.
На сегодняшний день, когда человек уже не представляет себе жизни без технических средств и информационных технологий, традиционных методов работы педагога недостаточно. Жизнь человека и, в том числе, ребенка стала столь стремительной, перенасыщенной потоком информации и событий, что выбрать действительно важную информацию или деятельность и сконцентрироваться на ней стало намного сложнее.
Перед системой образования и педагогами стоит очень важная и сложная задача: включить в работу с детьми новые, инновационные методы, которые помогут детям в полной мере развить интеллектуальные способности, получить необходимые для дальнейшей жизни навыки и знания.
Педагогам нужно идти в ногу со временем, понимая новые тенденции и веяния, которые с легкостью подхватывают дети. Интернет и глобальная сеть это как инструмент для получения новых знаний и навыков, так и опасная паутина. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться информационными технологиями, которые, к сожалению, или к счастью, стали частью нашего мира. Для этого перед многими воспитателями стоит задача повысить профессиональный уровень, приобрести новые компетенции в области информационных технологий.
Одна из важнейших задач – это развитие у детей произвольного внимания, так как именно оно очень сильно страдает из-за увеличения объемов информации. Для решения данной задачи необходимо внедрить в работу игры, развивающие внимание и использовать такие методы обучения, которые будут интересны детям.
Для того чтобы решить поставленные задачи нужно пересмотреть все направления работы в ДОУ, исходя из активной информатизации общества. Стоит включит в работу использование компьютеров, интерактивных досок, планшетов. Воспитатель вместо печатной продукции может самостоятельно создавать интересные, красочные презентации, показывая их детям. Требуется использование интегративных подходов к развитию детей. Это позволит детям видеть мир не набором отдельных объектов, а единым, многообразным целым, где каждый элемент взаимосвязан. Также важно не ограничиваться развитием у детей таких навыков как чтение, письмо и счет, а развивать высшие психические функции: мышление, произвольное внимание, память, воображение и речь. Именно в старшем дошкольном возрасте нужно начинать формировать высшие психические функции.
К инновационным методам работы, которые помогут в развитии интеллектуально-познавательных способностей у старших дошкольников можно отнести:
• Проблемные занятия. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить. Основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта. Такой метод провоцирует детей на поиск ответов, развивая тем самым умственные способности и любознательность.
• Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие педагогические технологии помогут повысить результативность воспитательно-образовательного процесса.
• Проектно-исследовательская деятельность заключается в создании детьми исследовательски-творческих, творческих, ролево-игровых, информационно-практико-ориентированных проектов. Этот метод развивает в детях любознательность, самостоятельность, воображение и мышление, так как после процесса исследования начинается процесс создания проекта, как результата поиска.
Не стоит забывать о важности игры, как ведущего вида деятельности дошкольника. Дополняя и обогащая игры в соответствии с особенностями современного мира, можно привлечь интерес детей к познавательной деятельности, обучению, творчеству. Ребенок, который видит в игре отражение реального, знакомого ему мира, не обращает внимание на то, что в этот момент он учится. Процесс усвоения новых знаний проходит естественно и легко. Старший дошкольник может самостоятельно продолжить игру, дополнить ее, исходя из собственного опыта. А может и на основе предложенной воспитателем игры придумать свою. Таким образом, используя игры можно: развивать внимание ребенка, заостренное на ходе игры; развивать интеллектуально-познавательные способности; успешно проводить образовательную и воспитательную деятельность.
Подводя итоги, хочу отметить, что, развивая интеллектуально-познавательные способности старших дошкольников, важно учитывать особенности современного мира. Не ориентируясь на те требования, которые ставит окружающая действительность, мы рискуем вырастить неготовое к реальному миру поколение.