Татьяна Успенская
Интеллектуально-познавательное развитие детей младшей группы «Традиционные и инновационные методы работы воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Публикация «Интеллектуально-познавательное развитие детей младшей группы „Традиционные и инновационные методы работы воспитателя“» размещена в разделах
Познавательный интерес - сложное, многозначное явление, которое можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, познавательный интерес выступает как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, познавательный интерес является ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутреннее и внешнее проявления познавательного интереса, а, следовательно, условия, влияющие на его формирование также могут делиться на внутренние и внешние.
При формировании познавательного интереса важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.
Познавательный интерес -- интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Одни исследователи изучают психологическую природу интереса, другие рассматривают познавательный интерес как мотив или как отношение личности. Ряд исследователей изучают познавательный интерес как важное средство обучения. Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения
Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаём прочную и надёжную основу личности школьника. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Выделяют три уровня развития познавательного интереса. Уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень). На этом уровне интерес «находится на поверхности» отдельных фактов.
Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами получения образования. На этой стадии учащиеся ещё не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в учении.
Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Этот уровень связан с элементами исследовательской творческой деятельности, приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.
Названные уровни сопровождаются параметрами устойчивости, локализованности и осознанности, что следует иметь в виду при анализе роли познавательного интереса в структуре личности ученика.
Устойчивость познавательного интереса различна. Интерес к учению может быть ситуативным. Он исчезает вместе с породившей его ситуацией (эффектный опыт, впечатляющий рассказ). Познавательный интерес может быть относительно устойчив, и связан с определённым кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познанию может быть достаточно устойчив. В этом случае внутренняя мотивация в учении преобладает, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.
Локализация познавательного интереса может быть также различной. Значительная часть учащихся имеет его аморфную локализацию. Такие ученики рассеяны на уроках, часто отвлекаются. Интерес к учению у них требует побуждений извне.
Другая часть учащихся имеет широкую локализацию интереса. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из различных источников, в том числе за пределами урока. Наконец, оставшуюся группу школьников составляют учащиеся с чётко локализованными познавательными интересами. Не менее важным параметром интереса к познанию является осознанность. Осознание мотива всегда связано с более сильным влиянием его на деятельность. Познавательный интерес необходимо признать одним из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание благоприятной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится более продуктивной. Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес.
Познавательный интерес может проявляться по-разному:
В форме интеллектуальной активности, когда учащиеся:
задают вопросы учителю; так как вопросы учеников имеют различный уровень познавательной ценности, следует иметь в виду те из них, которые носят подлинно познавательный смысл, т. е. обнаруживают желание ученика либо уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания;
стремятся участвовать в деятельности, обсуждении заявленных на уроке вопросов, хотят высказать свою точку зрения, внести дополнения;
свободно оперируют приобретёнными научными знаниями;
стремятся поделиться с другими (одноклассниками, родителями, учителем) новой информацией, добытой за пределами урока и выходящей за пределы программы.
В форме эмоциональных проявлений: в мимике, жестах, возгласах, обмене впечатлениями с соседом, обострённости внимания в определённой позе, полнейшей тишине и боязни нарушить её. Эмоциональные проявления связаны с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенностью в своих силах; с найденным рациональным способом решения задачи, успехом деятельности; с определённым отношением к герою литературного произведения и т. д.
В форме волевых проявлений: в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стремясь довести её до логического конца; другие моментально демобилизируются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях.
В форме свободного выбора деятельности. В свободном выборе, оказывая предпочтение определённой области деятельности, знаний, ученик раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении способы познавательной и практической деятельности.
Как повысить и укрепить познавательный интерес в учебном процессе? Во-первых, необходима максимальная опора на активную мыслительную деятельность. Развитию познавательного интереса способствует ситуация решения познавательных задач, активного поиска, догадок, размышления, мыслительного напряжения; ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Во-первых, учебный процесс необходимо вести на оптимальном уровне развития ребенка. Познавательный интерес ученика не будет повышаться и крепнуть, если операционная сторона учения останется постоянной. В ней необходимо поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, осознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучше, легче, быстрее, успешнее действует в другой обстановке.
В-третьих, не обойтись без положительного эмоционального тонуса образовательного процесса. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения связана с двумя главными источниками развития ученика : деятельностью и общением. Не каждый оспитатель задумывается над всеми нюансами создания благополучной обстановки.
Каждый ребенок талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое можно выработать.
Групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ по познавательному развитию, в которых доступны детям: дидактические материалы, игры.
Термин «среда», под которым понималось окружающие человека, общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности, стал использоваться в европейской культуре в эпоху просвещения
Наша группа похожа на большой уютный дом, где счастливо живут дети, и уютно чувствуют себя взрослые Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал и атрибуты для занятия и дидактические игры
Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребенка знаниями, а научит думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализовываться в жизни и профессии. Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения.
Интеллектуальное развитие – сложный процесс : это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений. Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту новых знаний и умений, возможность их использовать для решения разнообразных задач. Нередко родители дошкольника недоумевают. Почему их ребенок не справляется с простым на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос, о том, чего больше фруктов или яблок, как сделать, чтобы их было поровну и т. д. Их подводит образное мышление, а логическими рассуждениями дети плохо владеют.
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, внимание, память, разные виды мышления. Развивающие игры В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и взрослым и детям.
Технология «Сказочные лабиринты игры» разработана на основе идей гуманитарного подхода в соответствии с целями и задачами комплексной программы «Детство». Именно эту программу реализует ДОУ. Работу по данному направлению я начала с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель работы : Развитие познавательно – интеллектуального развития детей дошкольного возраста на основе развивающих игр В. В. Вокобовича.
Задачи: 1. Изучить методическую литературу по данному направлению.
2. Разработать и внедрить в практику перспективное планирование по развитию у детей познавательно-интеллектуального развития на основе развивающие игр.
3. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
4. Привлечь родителей к совместной работе по данному направлению.
Эффективность работы по данной теме зависит, прежде всего, от условий, созданных для реализации задач. Одним из условий является повышение компетентности воспитателя. Второе условие – предметно – развивающая среда.
В групповой комнате мы обогатили математический центр:
приобретены пособия, игры В. В. Воскобовича: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Геометрические формы», «Прозрачная цифра» и т. д. ; оформили картотеку «Веселая математика» (со стихами и загадками); пополнили картотеку «Физкультминутки» с математическим содержанием;
1 блок – организованная деятельность: игры-занятия,.
2 блок – совместная игровая познавательная деятельность в утренний и вечерний отрезок времени. Сюда входят: игры, лабиринты, упражнения, развлечения, праздники. Во время совместных игр я не только закрепляю знания, но и воспитываю умение действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.
3 блок – самостоятельная игровая деятельность. Сюда входят конструктивная деятельность, игра, художественно-продуктивная деятельность. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируется умение, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
При подборе игрового материала придерживались определенной последовательности:
Первое – выбор игры, соответствующей интересам и возможностям ребенка в данный период. Второе – подбор соответствующих заданий в игре. Третье – постепенное использование нескольких игр на одном занятии.
Дети с удовольствием играют, не с квадратами, треугольниками, а с нетающими льдинками озера Айс и разноцветными Паутинками Паука – Юка. Самыми любимыми для детей стали игры : «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровизор», «Шнур – затейник» и др.
Например, в игре «Геоконт», в народе ее называют «дощечки с гвоздиками», на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые в сказке малыш Гео, Ворон Метр, называют «серебряными». На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» и получаются контуры геометрических фигур и предметных силуэтов. В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности, мыслительные процессы и творческие способности.
Процесс конструирования сопровождался вопросами: например: «Какой стороной надо положить квадрат, чтобы домик получился зеленого цвета?», «Какие уголки квадрата надо загнуть?» и т. д. Третий вариант – комплексные занятия, такие занятия строятся из 2, 3 видов занятий. Математическое содержание можно связать с материалом по изучению социального мира, в процессе ознакомления с природой. Информация на занятиях подавалась комплексно, в разных кодовых системах (словесной, предметной, цифровой, иллюстрированной); задачи и упражнения были логически связаны между собой. Например, во время игры – занятия «Путешествие к Фее доброты» дети сравнивали и считали количество звезд в королевстве у царя Считая, складывали из «Квадрата Воскобовича» лодочку для того, чтобы отправиться в путешествие; помогли расколдовать лес (дети вспоминали правила, как вести себя в лесу). Сказки – задания, добрые образы, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Наряду с этим, дети по желанию брали домой на выходные какую-либо игру из «математической игротеки». В выходные дни у ребенка появлялась возможность поиграть с близкими, объяснить правила игры, отремонтировать при необходимости игровой материал. Во время игры с «домашними партнерами» закрепляются математические представления и умения ребенка, а так же непринужденное общение с родителями и другими близкими. Также родители с большим желанием посещали открытые мероприятия: игры-занятия на тему : «Тимошка озорник», «Волк и семеро козлят». Были активными участниками конкурса «Веселые цифры».
Достигнутые результаты в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми стимулируют дальнейший поиск новых форм, методов, приемов и средств воспитания, обучения, вносят коррективы в планирование будущего процесса.
Настоятельно рекомендуем Вам ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на дополнительные оздоровляющие и развивающие занятия, которые основаны на методике комлексного физического и интлектуального развития детей, предлагаемые в нашем детском саду:
«Игровой стретчинг» и «Лего мастерская»
В дальнейшей работе планируем :
1. Продолжить работу по развитию познавательно-интеллектуального развития с детьми младшего дошкольного возраста на основе игр