Николаева Наталья Анатольевна
Интеллект-карты в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллект – карты в познавательном развитии дошкольников
Подготовила: Николаева Н. А. ,
старший воспитатель
МАДОУ № 55
с. Алакуртти, 2021г
«Учите ребенка, каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Константин Дмитриевич Ушинский
Публикация «Интеллект-карты в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить. Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом, визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы, строим свой образ объекта; запоминая, его воображаем, проговариваем, представляем его четырехмерным (как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, использование и т. п.).
Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее.
Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума» («map» — карта, «mind» — ум). Встречаются и другие варианты перевода этого понятия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта.
Мыслительную карту (от англ. Mind Map) — переводится, как карта ума, умственная карта, ментальная карта или интеллект-карта) придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т. Бьюзен в 60—70-х гг. XX в. Его интересовала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. С помощью мыслительных карт можно распределить известную информацию и понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена.
Мысль человека отделяется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту, но при этом меняет точку отсчета, преобразует предмет, от которого отталкивалась. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде интеллект карты. Интеллект-карта представляет собой схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. По своей структуре она похожа на рисунок клетки с отростками, дерево с кроной и корневой системой, переплетение трещин, пучок водорослей, прожилки на листе или обломок коралла, иными словами, на естественный процесс роста и развития, запечатленный в плоском двухмерном виде.
Структура интеллект – карты :
Центральное понятие - 1 уровень
Составляющие понятия – 2 уровень
Элементы – 3 уровень
Чтобы научить детей составлять интеллект-карту, воспитатель должен рассказать, из чего она состоит, и сделать несколько карт вместе с дошкольниками. Метод интеллект-карт позволяет наглядно представить информацию, систематизировать ее. Интеллект-карта имеет сходную структуру с нервной клеткой: тело клетки и отростки. Это главная тема, ветви первого, второго, третьего уровней. Сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть готовую интеллект-карту на известную им тему. Вместе с дошкольниками обсуждает структуру интеллект-карты, просит их составить рассказ по карте. Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами. Не все дети сразу увлекутся работой с интеллект-картами, так как это требует от них концентрации внимания, умения выражать мысли, размышлять. Воспитатель должен быть готов поддержать любую инициативу дошкольников, корректно поправить. Когда они будут ориентироваться в структуре интеллект-карты, воспитатель может предложить им дополнить готовую карту ветвями второго и третьего уровней. Следующий этап работы – самостоятельное составление интеллект-карты.
Как нарисовать интеллект-карту?
1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему.
2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации.
3. Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, которые ведут к связанным понятиям.
4. Наводим красоту: подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно.
Метод интеллект - карты основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Интеллект-карта это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Данный метод обеспечивает высокую познавательную активность детей и способствует взаимодействию детей как со взрослыми, так и со сверстниками. В интернете масса материалов по работе с дошкольниками с помощью интеллект – карт как по направлению познавательного так и речевого развития. Эффективность использования данного метода в учебном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Метод интеллект-карт даё т для воспитателей огромные возможности в педагогической деятельности:
- задействовать оба полушария головного мозга;
- повышать работоспособность;
- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;
- конспектирование или составление аннотаций письменных текстов;
- создание конспектов занятий, докладов, выступлений;
- написание рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров,
- разработка проектов, презентаций ;
- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;
- улучшать все виды памяти;
- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;
- формировать орфографические и пунктуационные навыки;
- обогащать словарный запас;
- повышать результативность;
- планирование ;
- управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
- разработка сложных проектов;
В нашем ДОУ мы решили начать работу с интеллект картой в процессе реализации проекта экологической направленности в подготовительной группе. В настоящее время воспитатели изучают литературу и разрабатывают проект.
Результативность применения метода интеллект-карт, по мнению педагогов, применяющих их в педагогической деятельности, достигается:
1. наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
2. привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
3. запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
4. своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
5. творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
6. возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи, дополнить новым материалом.
Таким образом, интеллект карта – это интересный и простой метод запоминания и систематизации сложной информации, с помощью которого развивается познавательные, творческие, и речевые способности детей, активизируется память и мышление.