Елена Гаврилова
Интеллект-карты как средство развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллект-карты как средство развития мыслительных процессов у дошкольников с задержкой психического развития
Автор: Гаврилова Елена Викторовна
Актуальность
Актуальность и значимость предлагаемой методики заключается в разработке и визуализации четких алгоритмов логического и системного запоминания материала, задействованию максимального количества систем и анализаторов восприятия ребенка в образовательном процессе
Публикация «Интеллект-карты как средство развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У обучающихся с задержкой психического развития преобладает наглядно-действенное мышление. В связи с этим информация, изученная с помощью наглядного материала, усваивается лучше, чем вербальная.
Метод интеллект-карт позволяет ребенку решать мыслительные задачи с использованием наглядных средств, помогает зрительно представлять абстрактные понятия.
Основой методической разработки является новый взгляд на интеллектуальные карточки, которые впервые применили еще в 1967 году. Впервые разработал и применил интеллект-карты (английский психолог Тони Бьюзен, специализирующийся на изучении процесса запоминания, разработки методик запоминания, развитии памяти и творческих процессов. В мир российских дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллект-карта представляет собой графическое изображение логически взаимосвязанных изображений или символов, позволяющее выразить и запомнить определенную информацию. Притом, в привязке к уже имеющейся у воспитанников. Как правило, в центральной части формулируется основная идея (тезис, а на периферии ее образное и логическое раскрытие, доказательность и взаимосвязь.
Методики интеллект- карт позволяет задействовать сразу оба полушария мозга в процессе запоминания: словесно-логическую часть левого и визуально- образную правого. Таким образом, эффективность запоминания возрастает в разы. Мало того, запоминаемая информация не носит хаотичный характер, а укладывается в логически-образные матрицы. Именно в этом и заключается эффективность данной методики применительно к детям с задержкой психического развития. Особенности развития детей с ЗПР характеризуются индивидуальной спецификой процесса запоминания. Вариативные интеллект-карты позволяют понять эту специфику и опираться на нее в образовательном процессе. Работа с многоразовыми интеллект-картами развивает мелкую моторику детей, позволяет тренировать концентрацию внимания, раскрывать творческое начало и стимулировать мотивацию к учебному процессу. Практически у 99% воспитанников с ЗПР, до 5-9 лет доминирует правое полушарие, а реакции опираются на первую сигнальную систему. Поэтому их процесс восприятия представляет не вербально-мыслительную, а скорее образно- творческую систему.
Использование метода интеллект-карт в коррекционной работе позволяет достичь положительной динамики у детей с ЗПР. Развивается способность к мышлению; развивается восприятие, память, творческие способности, воображение, пополняется словарный запас. Благодаря использованию этого метода улучшается лексико-грамматическая структура речи, дети учатся связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С помощью интеллект-карт дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Работу по созданию интеллект-карт с детьми с задержкой психического развития возможно начинать в старшем дошкольном возрасте.
В начале работы, на подготовительном этапе необходимо дать представление детям о том, что о любом предмете и явлении можно рассказать «картинками». Для этого педагог использует простейшие готовые интеллект-карты. Далее следует подключать к составлению карты детей (учить подбирать изображения, символы, располагать их на листе)
В работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития эффективно использовать прием составления интеллект-карт по закреплению и обобщению материала по еженедельным лексическим темам.
Общий алгоритм составления интеллект-карты :
1. В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, цветы и т. п.).
2. «Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций по теме.
3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.
3. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
4. Составляется карта.
Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно (всю лексическую неделю) вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ, с опорой на карту.
Интеллект-карта по изученной теме «Посуда» :
1. Лист расположен в горизонтальном направлении.
2. В центре выделена тема «Посуда» в виде общего изображения.
3. От центра расходятся цветные стрелки-мысли, указывая на группы посуды, сделанные из различных материалов, группы посуды различного назначения.
4. Выделяем рисунок с изображением частей посуды.
5. Объединяем правила обращения с посудой в рисунках.
6. Совместно с детьми добавляем рисунки и картинки по мере изучения темы.
7. Работа с готовой картой: дети составляют рассказ из нескольких предложений, подбирают слова-синонимы, слова-антонимы, называют обобщающие понятия, выделяют лишний предмет по размеру, цвету, материалу, назначению.
Научно-технический прогресс и сопутствующее ему развитие технологий и материалов, позволяет разрабатывать и широко применять принципиально новые виды интеллект-карт, с гораздо более широкими и принципиально новыми возможностями. Новые варианты интеллект карт ставят эту методику в ряд наиболее передовых и простых в применении инновационных образовательных продуктов.
Вариант использования ламинированных интеллект-карты и водных фломастеров позволяет создавать многоразовые карты. При этом, внедряется новый принцип: карта не представляет собой готовый мнемошаблон (как предполагалось изначально, а реализует принципы проблемного обучения, вариативности и поиска оптимального пути. Обучаемому предоставляется возможность не только пассивного запоминания, но творческого участия в образовательном процессе.
Наиболее простой вариант карты для развития творческой активности. интеллект-карты на липучках или магнитах. На карте шаблонно изображены только контурный или вербальный алгоритм целевого замысла. В ключевых смысловых узлах размещается основа липучки или магнит. К карте прилагается визуализированный материал с липучками или на магнитной основе. Следуя поставленной задаче и инструкции педагога, обучаемый самостоятельно подбирает и размещает необходимые карточки. Такие карты, помимо использования в образовательном процессе, найдут широчайшее применение в диагностике. «Пустые» интеллект-карты. Карты, представляющие собой магнитную основу или основу липучки. Наиболее рационально использовать магнитный винил и штатные классные доски (как правило, их основа окрашенный металл). Наиболее универсальный и творческий вариант. К картам подбирается и располагается на столе соответствующий визуализированный материал (картинки, объемные фигуры, математические или графические знаки и символы). Подобранный материал отражает основной логический замысел и объем запоминаемых знаний. Педагог только направляет действия и мыслительные процессы обучаемого. Выкладывая на карте визуализированные образы и знаки их логического взаимодействия, ребенок подводится к самостоятельному определению, формулированию и решению проблемы, задачи, достижению цели. Такой вид интеллект-карт является наиболее сложным в подготовке: требуется как тщательный отбор материала, с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития обучаемого, так и его предварительной подготовки. В то же время – это наиболее эффективный и продуктивный метод индивидуального обучения и коррекции воспитанников.
Таким образом, творчески подойдя к процессу, основывая его на современных материалах и устройствах, используя передовые обучающие алгоритмы и платформы, мы делаем интеллект-карты инновационным, эффективным и комплексным средством в образовательно-коррекционном процессе.