Шенцева Галина
Конспект интегрированного урока произношения и развития речи «Дифференциация звуков [ж] — [ш]. Экскурсия в сказочный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- познакомить с видами орфограмм;
- учить различать звуки на слух; выделять из слова; читать слова, предложения;
- овладение элементарными навыками чтения и письма;
- развивать грамматический строй речи; память; внимание;
- воспитывать любовь к природе, к родному краю; к сказке; доброму отношению ко всему окружающему;
- коррекция речи; мелкой моторики;
- коррекция памяти по усвоению орфограмм.
а) заглавная буква в начале предложения и точка;
б) правописание жи-ши;
Публикация «Конспект интегрированного урока произношения и развития речи „Дифференциация звуков [ж] — [ш], Экскурсия в сказочный лес“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
в) заглавная буква в именах собственных;
г) ъ и ь знаки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционные упражнения.
3. Фонетическая зарядка.
4. Чистоговорки.
5. Сообщение темы и целей урока.
6. Чтение слогов-слов с доски.
7. Игра «Найди лишнее слово».
8. Работа с загадками, текстом.
9. Физминутка.
10. Сценка «Дружные зверюшки»
11. Игра «Один - много».
12. Пальчиковая гимнастика.
13. Игра «Составь слова».
14. Дифференциация звуков [ж] - [ш].
15. Игра «Закончи слово в предложении».
16. Чтение слоговых таблиц.
17. Информационный момент.
18. Повторение правил.
19. Сюрпризный момент.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Дети выходят к доске, здороваются. Произносят слова:
Я – Артём; я – Костя; я – Максим; я – Егор; Я – Паша; я – Денис; Ева – это я! Вместе мы – друзья!
- Дети! Вам нравится учиться? (Да)
- Садитесь за парты, начинаем.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим увлекательную экскурсию в сказочный лес. В сказочном лесу всё необычно: звери, птицы, насекомые, деревья, цветы и грибы разговаривают. Они будут спрашивать вас, давать задания, играть с вами.
- Ребята, вы готовы?
- Тогда в путь!
Открываю доску, на которой изображены деревья, цветы, грибы, облака, солнышко, звери, птицы, насекомые.
Дети встают и произносят:
По тропинке, по дорожке
Мы гуляли понарошку,
Мы вошли в весенний лес,
До чего красиво здесь!
А по правде у нас уроки
Дружно берём дело в руки!
2. Артикуляционные упражнения.
- Вот на дереве сидит ворона. Она хочет услышать, с чего начинаем мы урок?
- С зарядки для ротика.
- Проделаем:
а) хомячок;
б) птенчик;
в) лошадка.
3. Фонетическая зарядка:
а) листики шумят (ш-ш-ш);
б) жук летит (ж-ж-ж);
4. Чистоговорки:
а) Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
б) Не нашли мы ушки у нашей лягушки.
- Какие звуки вы услышали чаще? (ж-ш)
5. Сообщение темы урока.
- На нашем уроке мы повторим звуки [ж] - [ш], будем различать их в словах.
- Произнесём звуки: [ж] - [ш].
- Какие они?
- Согласные, шипящие, парные, всегда твёрдые:
[ж] - звонкий
[ш] – глухой
- Это буквы Ж – печатная и письменная
Ш – печатная и письменная.
- Соберите из палочек букву Ш; из пазл букву Ж письменную.
6. Чтение слогов, слов с доски.
- А вот лисичка-сестричка сидит за кустом. Она спрашивает: «Все ли умеют читать?»
- Ей интересно послушать.
а) читаем слоги:
ша – жа
шу – жу
ши – жи
шо – жо
аша – ажа
ушу – ужу
иши – ижи
ошо -ожо
б) слова читаем:
жили – шили
жалить – шалить
жутко – шутка
житьё – шитьё
7. Игра «Найди лишнее слово»
- Мишка косолапый проснулся. Вылез из берлоги. Хочет поиграть с вами. Посмотрите на доску, прочитайте условные слова-картинки.
На доске:
Заяц, ёжик, лиса, волк, кот.
- Какое слово лишнее? Почему?
8. Работа с загадками, текстом.
Волчок-серый бочок загадает вам загадку:
Ползёт, ползёт,
Иголки везёт. (ёжик)
- Кому нужны иголки для шитья?
- А кому нужны иголки для житья? (ёжику)
- Послушайте внимательно рассказ.
Ёжик.
Жил в лесу ёжик. Летом он много ел и был сыт. Зимой нет еды ёжику. Он делает к зиме норку. В норке ёжику тепло. Он спит в ней до весны.
а) Где жил ёжик?
б) Как ему жилось летом?
в) Что делает ёжик зимой?
9. Физминутка.
- Ёжик тоже проснулся, вылез из норки на зарядку.
- Поможем ему:
В норке ёжик спал зимой,
Но проснулся он весной,
Вверх он лапки потянул,
Головой своей кивнул.
Два прыжка он сделал смело,
Хвостиком вильнул умело,
А потом тихонько сел
И на нас он посмотрел.
- Ёжику интересно посмотреть сценку «Дружные зверюшки».
10. Сценка «Дружные зверюшки».
11. Игра «Один-много».
- Тучка плывёт:
Дождь покапал и прошёл,
Солнце в целом свете.
Это очень хорошо,
И большим, и детям.
- Солнышко вышло из-за тучки, лучиками играет с вами. Солнышко одно, а лучиков много.
- Поиграем в игру «Один-много»:
Уж – ужи
Ёрш – ерши
Мышь – мыши
Ухо – уши
Нож – ножи
Крыша – крыши
Ёж – ежи
Лужа – лужи
11. Физминутка
- Лягушонок прыгает и квакает: «Сделайте зарядку!»
Нарядились ножки
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке.
Вы шагайте-топайте,
По лужам не шлёпайте,
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.
- Мы умеем делать зарядку не только для ножек, но и для ручек:
Вдруг в лесу раздался стук,
Это дятел долбит сук,
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
- Дети, какие звуки мы сегодня повторяли, слышали чаще? (Ж-Ш)
- Вот этот красивый дятел посмотрит, как вы умеете закрашивать без пробелов и не выходя за пределы буквы (дети закрашивают буквы Ж и Ш синим цветом).
12. Игра «Составь слова»
- На волшебном деревце – волшебная веточка. Давайте поиграем с листочками, составим слова:
уши
ужи
- Разделим на слоги, составим схемы слов: ужи, уши.
- Найдите на с. 21 слова, которые начинаются со звука [ж] - [ш].
- Произнесём их.
- Какой из этих двух предметов живёт в лесу?
- Напишем это слово.
13. Дифференциация звуков [ж] - [ш].
- Дикий кабанчик поможет вам различить слова:
шар – жар
Луша – лужа
крушить – кружить
шаль - жаль
Подул на берёзы весенний апрель.
Ветерок надувает, игру предлагает:
«Закончи слово в предложении»
От дождя на дорогах лу … жи
У зайца длинные у … ши
Я на дереве си … жу
Я друзьям рукой ма … шу
Я птиц на ветке ви … жу
14. Чтение слоговых таблиц.
- Продолжаем прогулку по лесу:
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Птички в небе летят,
- Насекомые гулко шумят, и мы сейчас пошумим, прочитаем предложения.
15. Информационный момент.
- Дети! Белка желает еще раз вспомнить что такое лес.
- Лес – это место, где много деревьев, цветов, ягод.
Лес – это дом для птиц, зверей, насекомых.
Ёжику, белке, зайцу,
Лес – это дом родной.
Кукушке, сове, волку –
Нужны мир и покой!
- Рассмотрим с. 170-171. Кто живёт в лесу.
16. Повторение правил поведения в лесу.
- Большая зелёная ель просит вас, дети, вспомнить правила друзей природы.
а) Не жги костры
б) Не рви цветы
в) Не кидай мусор
г) Не разоряй муравейник.
с. 151
17. Сюрпризный момент.
– Какая полянка красивая, сколько цветов ярких. Бабочка сидит и что-то говорит:
День весенний на дворе,
Солнечный и яркий.
Самой милой детворе –
Приготовила подарки!
18. Итог урока.
- Ну что ж, урок окончен. Пора домой.
- Дети, давайте это сделаем вместе с героями из мультика.