Получи документы

Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии

Лариса Жидкова
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии

детей старшего дошкольного возраста

В ряду задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь. Чем более развита речь у дошкольника, тем шире его возможность познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления и сознания в целом. Поэтому развитие правильной речи является главной и актуальной задачей в дошкольном возрасте.

Публикация «Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии» размещена в разделах

Ученые, занимающиеся проблемой нарушения и недоразвития речи у детей, в ходе экспериментально - физиологических исследований доказали, что под воздействием музыки у ребенка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у ребенка меняется активность клеток мозга, улучшается память.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств языкового развития детей, организующим и руководящим началом. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.

Понимая важность воздействия музыки на речевое развитие детей, и учитывая современные требования в системе образования, совместно мы, учитель-логопед логопедического пункта ДОУ и музыкальный руководитель, используем метод интегративного обучения. Считаем этот метод работы актуальным и наиболее эффективным.

Почему же именно интеграция? Интеграция - это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно-творческой деятельности и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры - драматизации, сюжетно-ролевые.

Интегрированное построение занятий, во-первых, позволяет избежать перегрузки и дезадаптации детей. Во-вторых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, придумывает самостоятельно мелодии, импровизирует, познает законы и хитрости родного языка. В-третьих, в интересной, игровой форме происходит развитие умения петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него; обогащение словаря детей; совершенствование звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха; формирование грамматической структуры речи; развитие коммуникативных умений - свободно высказывать свою мысль, поделиться музыкальными впечатлениями, рассказать о чем-либо. В-четвертых, у дошкольников развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого и музыкального опыта, применение его в нестандартной ситуации интегрированного занятия или развлечения.

Целью совместной педагогической деятельности определили музыкальное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством метода интегративного обучения.

Для достижения цели были выделены следующие задачи:

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- учить умению связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

- развивать фонематический слух;

- совершенствовать звуковую культуру речи детей;

- развивать чувство ритма и умения согласовывать движения со словами и музыкой;

- воспитывать любовь и интерес к музыке;

- обогащать музыкальными впечатлениями детей, знакомя их с разнообразными произведениями;

- содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса;

- развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности.

Составили перспективно-тематическое планирование интегрированных занятий по развитию речи и музыкальному развитию детей (один раз в месяц) и музыкально-речевых развлечений с детьми старшего дошкольного возраста (два раза в год).

Разработан цикл интегрированных занятий на лексические темы: «Какие бывают звуки?», «Прогулка по осеннему лесу», «Сказки о море», «Мама – главное слово на свете», «О чем рассказала снежинка», «Сказки зимнего леса», «Мой край», «У природы нет плохой погоды», «Посвистим и пошипим» и другие; музыкально-речевые развлечения на темы : «Путешествие в страну звуков», «Карнавал животных» по пьесам одноименного цикла К. Сен-Санса», «П. И. Чайковский. Времена года», «Поющие звуки», «На дворе – трава, на траве – дрова», «Праздник правильной речи», «Живи в веках, моя Россия». Основополагающим принципом проведения данных занятий и развлечений является взаимосвязь речи, музыки и движения. Содержание занятий изменяем по мере поэтапного усложнения речевого и музыкального материала. Музыкальный репертуар подбирается с учетом лексических тем.

На интегрированных занятиях и музыкально-речевых развлечениях прием парной педагогики является основным. Деятельность музыкального руководителя и учителя - логопеда тесно взаимосвязана, вплетается, интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир дошкольника.

Так как ведущая деятельность дошкольника - это игра, на занятиях могут использоваться:

- музыкально-речевые игры («Музыкальный домик», «Кто моя мама?», «Дирижер», «Рассели животных», «Подбери пару», «Музыкальное эхо», «Рассказ музыкального инструмента», «Шаловливые сосульки», «Ритмический оркестр», «Найди свой вагончик», «Передай доброту», «Игры с ладошками, с палочками», «Находим ритм в стихах и музыке», «Какая музыка», «Сколько нас поет?» и др., способствующие развитию фонематического слуха и внимания, развитию артикуляции, речевого и певческого дыхания, мимики, чувства темпа и ритма;

- задания («Весело – грустно», «Паучок мешает спать», «Гномики», «Я и Мы» и другие, развивающие эмоциональную сферу ребенка;

- упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку («Паровозик», «Три медведя», «В зоопарке» и другие);

- распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети отрабатывают на занятиях с учителем – логопедом;

- распевки («Песенка домового», «Филин», «Ветерок», «Ворона» и другие, направленные на совершенствование мелодико-интонационной стороны речи.

Подобрали и систематизировали логоритмические упражнения в комплексы по темам: «Времена года», «Животные», «Зимние забавы», «Встреча с Федорой», «У бабушки в деревне», «В гостях у братцев Тики-Так», «Сказка о Маше – растеряше» и др. В методический кабинет ДОУ представили картотеку музыкально-речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

На интегрированных занятиях применяем компьютерную технологию «Игры для Тигры», игровые упражнения и задания которой формируют правильные речевые навыки и самоконтроль ребенка за своей речью, позволяют эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями детей, способствуют созданию у них более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.

Используя информационно-коммуникационную технологию, можно так же использовать серию музыкально-речевых игр («Звуки осени», «Весенняя капель», «Лето красное поет», «Звуки зимнего леса», «Папа, мама и малыш», «Волшебница вода», способствующих развитию творческого воображения и образного мышления, обогащению словаря и музыкальных впечатлений детей, активизации интонационно-выразительной речи, совершенствованию звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе. Сборник игр представлен в методическом кабинете ДОУ, предложен родителям для занятий с ребенком дома.

Для педагогов ДОУ можно провести семинары – практикумы на темы: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений», «Учимся правильно дышать», «Артикуляционная гимнастика как средство активизации движений органов речедвигательного аппарата», мастер – класс «Использование музыкально-речевых игр для развития музыкального и фонематического слуха», консультации «Значение физкультминуток, используемых на занятиях, для развития координации слова и движения», «Влияние музыки на развитие фонематического слуха», «Этот удивительный ритм» и другие, во время которых воспитатели получают советы и рекомендации по проведению логоритмических упражнений, логопедических гимнастик, пальчиковых и речевых игр, упражнений для координации речи и движения, слушания музыки. Узнают, как правильно организовать игры и упражнения в группе, на прогулке, в каких режимных процессах лучше и грамотнее использовать музыкальные произведения.

Одними усилиями педагогического коллектива без поддержки родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном и речевом развитии детей. В течение учебного года необходимы консультации, индивидуальные беседы с целью пропаганды педагогических знаний по музыкально-речевому воспитанию, рассказываем об опыте и достижениях ребенка в области музыкального и речевого развития. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются практикумы: например, «Игры, которые лечат», направленный на ознакомление родителей с играми правильного носового дыхания; «Мы танцуем и поем - вместе весело живем!» - раскрытие особенностей музыкального развития детей и его влияние на речь; «Играем со звуками» - автоматизация поставленных звуков и развитие фонематического слуха и другие.

Посещение открытых интегрированных занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются навыки, умения их детей в музыкальном и речевом развитии.

Систематическая и целенаправленная работа по использованию метода интегративного обучения способствует успешному развитию музыкального и речевого развития детей.

Публикации по теме:

Интегрированный подход при реализации коррекционно-развивающих занятий в ДОУ МКДОУ детский сад № 3 Кныр В. Р., педагог-психолог, 1КК Кордюкова В. Н., учитель-логопед, 1КК Фестиваль инновационных практик. Номинация:.

Интегрированный подход в реализации мордовского этнокультурного компонента в условиях ДОУ «Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ» МБДОУ Детский сад к. \в «Колокольчик» Доклад «Интегрированный.

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности. Дошкольный возраст.

Презентация «Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Интегрированный подход логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста Интегрированный подход логико – математического развития детей старшего дошкольного возраста через предметно – практическую деятельность.

Комплексный подход в речевом развитии дошкольников (из опыта работы) Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у.

Педагогический опыт «Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников» Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Развитие речевых функций в процессе коррекции мыслительных операций: интегрированный подход для дошкольников с ОВЗ Цель: расширить активный и пассивный словарный запас воспитанника, формировать навыки связной речи. Задачи: 1. Формирование у воспитанников.

Роль книги в речевом развитии детей Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Семинар-практикум для педагогов «Интегрированный подход к планированию занятий в ДОО» Семинар – практикум для педагогов «Интегрированный подход к организации образовательного процесса» Цель: Повысить профессиональную компетентность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии
Опубликовано: 28 мая 2018 в 09:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Жидкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД