Виктория Кныр
Интегрированный подход при реализации коррекционно-развивающих занятий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированный подход при реализации коррекционно-развивающих занятий в ДОУ
МКДОУ детский сад № 3
Кныр В. Р., педагог-психолог, 1КК
Кордюкова В. Н., учитель-логопед, 1КК
Фестиваль инновационных практик.
Номинация: «Современные модели образования»
Тема: «Интегрированный подход при реализации коррекционно-развивающих занятий в ДОУ».
Темочки:
Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. У дошкольников с нарушениями звуковой и смысловой сторон речи часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Изучив научно-методическую литературу, оценив острую потребность современной практики, мы увидели актуальность интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей является основой для нашего взаимодействия. Совместными усилиями была создана программа «Грамотейкины рассуждения».
Программа психолого-логопедических занятий для детей 6 – 7 лет «Грамотейкины рассуждения» разработана на основе авторской программы интегрированных коррекционно-развивающих занятий Л. А. Мартыненко, Л. Д. Постоева. «Грамотейкины рассуждения» - модель образования, основанная на интегрированном подходе и позволяющая решить многие задачи развития детей, не превышая допустимой образовательной нагрузки.
Цель программы: Оказание комплексной психолого-логопедической помощи, направленной на коррекцию речи и поддержку эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Занятия данного курса способствуют решению следующих задач:
1. Обеспечивать достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции детей.
2. Развивать психические функции у детей – восприятие, память, внимание, мышление, воображение.
3. Способствовать коррекции звуковой, смысловой сторон речи, развивать связную речь детей.
4. Развивать коммуникативные навыки и умения у дошкольников.
5. Создавать условия для развития тонкой, артикуляционной моторики и общей координации движений у воспитанников.
Концептуальная основа
При коррекционно-развивающем обучении у ребёнка существует физиологическая необходимость чувствовать себя спокойно и хорошо. Личностно-ориентированный подход при реализации программы позволяет вызывать положительные эмоции у детей, имеющих речевые нарушения. Положительные эмоции, возникающие у детей в ходе совместной деятельности со взрослым и сверстниками, являются двигателем раскрытия потенциальных возможностей, природных склонностей, внутренних резервов детей, способствуют коррекции развития личности дошкольника. Содержание программы построено с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.
Принципы программы
1. Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребёнка на другого человека.
2. Принцип учета структуры дефекта, физического и психологического состояния. Предполагает грамотную модификацию материала, соответствующую произносительным, индивидуальным возможностям каждого ребёнка.
3. Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
4. Принцип симпатии и участия. Определяет необходимость создания такой атмосферы процесса обучения, в которой ребёнок чувствует себя в полной безопасности.
Структура и содержание программы
Программа разработана для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми от 6-7 лет. Курс состоит из 30 занятий, продолжительность занятия 30-35 минут. В рамках ДОУ занятия проводятся с октября по апрель, один раз в неделю.
Данный курс построен на работе с пословицами. Разбирая их в практико-игровой деятельности, обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать их, применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание. Понимание дошкольником смысла пословицы, поговорки, фразеологизма происходит в том случае, если он умеет работать с информацией через установление логических и причинно-следственных связей, умозаключений. Для этого в каждую встречу включены упражнение-рассуждение и упражнение «Выполняем-отвечаем». Когда для ребёнка смысл пословицы ясен, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная речевая конструкция, а, следовательно, развивается образная речь, словесное творчество, то есть обогащается связная речь в целом.
В процессе реализации данного курса также значимую роль играет устойчивая структура занятия.
Алгоритм образовательной деятельности:
1. Приветствие. Одинаковое начало, своеобразный ритуал. Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность. На каждом занятии дети поют песню «Дорогою добра», этот ритуал, как и любой другой, организует ребенка, вселяет чувство уверенности и создает позитивный настрой на дальнейшую работу.
2. Основная часть образовательной деятельности, которая выполняет всю основную смысловую нагрузку. Предложенные в этой части игры и упражнения позволяют сконцентрировать внимание каждого ребёнка, дают возможность раскрыться его внутреннему потенциалу, испытать удовольствие и пережить наслаждение от себя хорошего, умного, доброго, подарить ему радость познания. Кроме того, игры и упражнения помогают ребёнку узнавать значения новых слов – разных частей речи; определять лексическое значение слова в зависимости от контекста; осмысливать и объяснять выражения и эмоциональное состояние человека. Пальчиковые игры, графические упражнения, творческие задания - все это стимулирует развитие всех психических процессов.
Через речевые игры и упражнения, применяемые в рамках курса, закрепляется не только правильное употребление детьми того или иного звука, но и умение проводить фонетический анализ слов, правильно использовать грамматические формы и конструкции, пользоваться точными выразительными словами для передачи своих эмоций. Дети продолжают овладевать процессами анализа и синтеза, операциями сравнения, обобщения, сопоставления.
3. Заключительный этап занятий. Ритуалы окончания образовательной деятельности. Мониторинг эмоционального состояния детей. Излюбленное упражнение «Путешествие в страну Вообразилию» или динамическое фантазирование, стимулируют развитие всех психических процессов, особенно образного мышления, воображения, волевой регуляции поведения. Рефлексия – дает возможность каждому ребенку высказаться и быть услышанным.
Так как с возраста пяти лет именно воображение – ведущая психическая функция дошкольника, в ходе реализации программы используется мимическая кукла – кот Грамотейка. Сюжетная игра с куклой является отправной точкой воображения дошкольника во время образовательной деятельности, взаимодействие с ней происходит на уровне образности, фантазии. Внешне предлагаемый персонаж очень привлекателен, и это завлекает, мотивирует ребенка, позволяет ему ярче выражать свои эмоции и проявлять спонтанную речевую активность. Возраст пяти-семи лет – это самый благоприятный период для формирования элементов произвольности психических процессов у ребёнка, создания условий для развития его творческого потенциала, развития связной речи.
Реализация данного блока положительным образом сказывается на формировании коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий старшего дошкольника. Что подтверждается ежегодной стабильной положительной динамикой показателей готовности к школьному обучению среди выпускников детского сада.
Конспект одного из занятий представлен в приложении.