Анна Елкина
Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью экологического образования детей дошкольного возраста - является формирование начал экологической культуры. Решить эту задачу можно тогда, когда у дошкольников будут сформированы знания и отношение. Существуют различные технологии, направленные на решение данной проблемы и они все достаточно подробно раскрывают содержание знаний, умений и навыков и предлагают систему стандартных педагогических методов. Пришло осознание того, что детей надо учить по новому, что проверенные веками методы обучения воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объём научной информации постоянно возрастает и поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если он не научиться учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
И эта работа должна начинаться достаточно рано тогда дети находятся в стенах дот школьного учреждения. В работе с детьми старшей группы мы решили использовать технологию деятельностного метода на занятиях по экологическому воспитанию, которая помогает формированию навыка «учиться».
Использовали «Методические рекомендации к подготовке и проведению занятии с дошкольниками по дидактической системе «Школа 2000.». Дидактическая система ТДМ для детей дошкольного возраста предлагает определённые типы занятий и этапы занятий. В ходе работы над курсовым проектированием по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с птицами» в детском саду были проведены различные типы занятий по данной теме с использованием ТДМ.
Приведу пример одного из них.
Тема занятия: «Беседа о зимующих птицах».
Тип занятия — открытие детьми нового знания.
Цель занятия:
- Сформировать представления о зимующих птицах.
- Тренировать способность к анализу, сравнению, обобщению, способность к правильному использованию в речи названия птиц, обобщающих понятий - птицы, зимующие птицы.
- Тренировать способность к умению рассказывать о зимующих птицах.
Этапы занятия:
первый этап. Введение в игровую ситуацию. Мотивация и включение детей в деятельность.
Устанавливаем рамки «Надо - Могу - Хочу». Мне (ребенку) НАДО Вести paговоры о птицах то есть беседовать о них, потому что у меня есть интерес и некоторые знания и мне надо узнать еще что-то новое. Я - ребенок ХОЧУ заниматься этой деятельностью, через неё хочу познать новое что мне еще неизвестно.
Я - ребенок МОГУ это делать - это именно то что я могу сделать (заниматься) и в то
же время могу узнать что-то новое.
второй этап. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
- Актуализируются знания детей о птицах. Задаются вопросы: Какое сейчас время года? (Зима) Каких птиц знаете? Каких птиц мы наблюдали зимой? Каких птиц зимой подкармливаем? Какие птицы нуждаются зимой в нашей помощи и почему?
Почему мы наблюдаем за воробьями, воронами, синицами? (Мы видим их на участке детского сада, когда гуляем)
Далее дети выполняют индивидуальное задание - они должны выбрать картинки с изображением тех птиц, которых наблюдали на участке, и тех которых они видели по дороге в детский сад, или о которых говорили с воспитателем, но за ними не наблюдали (не было возможности).
На этом этапе возникают затруднения (некоторые дети затрудняются отобрать всех нужных птиц на картинках, а именно не определили сороку, галку).
третий этап. «Открытие нового знания». Осуществляется выявление причины затруднения. Задаю вопросы: Какие возникли затруднения, почему они возникли? (смогли выбрать тех птиц, которых наблюдали на участке детского сада, забыли, как выглядит синичка, по дороге домой не смотрели на птиц, а если их видели, то родители сами не знают их название).
Как мы можем выйти из затруднения? Мы можем наблюдать с воспитателем.
Мама или папа могут спросить название других птиц у воспитателя. Можно купить книгу и посмотреть картинки в книге. Можно узнать много нового на занятиях. Далее идет беседа с детьми с использованием иллюстративного материала и календарей наблюдений за зимующими птицами. Детей подводим к обобщению «Зимующий птицы» (Выясняем почему этих птиц называют зимующими, какую помощь мы можем оказать зимующим птицам. Рассматриваем с детьми зимующих птиц: сороку, галку, воробья, синицу, ворону.
четвертый этап. Воспроизведение в типовой ситуации и включение в систему знаний.
Детям в игровой ситуации предлагаются следующие задания:
1. Выбрать картинки с изображениями зимующих птиц. Назвать их. (дети работают по подгруппам). Проводим сравнение с эталоном (иллюстрации зимующих птиц расположены на доске).
2. Рассказать о той птице, которая понравилась больше всех остальных.
пятый этап. Итог занятия. Детям задаются вопросы:
Чем занимались на занятиях? Что узнали нового? Какое задание выполняли? Что вам больше всего понравилось? Чему научились?
После проведенного представленного в выступлении занятия нами были разработаны и апробированы серии занятий в парадигме деятельностного метода.
второе занятие. Цель: познакомит детей с зимующими птицами, которые живут в нашем лесу: дятел, щегол, синица, тетерев.
третье занятия - Цель: познакомить детей с зимующими - кочующими птицами: снегирь, свиристель, клесты.
четвертое занятие. Итоговое. На тему «Зимующие птицы»
Хотелось бы закончились выступление словами А. Дистервега:
«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может в последствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни.».