Светлана Ткаченко
Интегрированное занятие «Желтая сказка» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Желтая сказка
Интегрированное занятие в старшей группе
Музыкальный руководитель Ткаченко С. М.
МБДОУ «Ромашка» Ст. Гиагинская
Цель: развитие чувственно-ассоциативного восприятия цвета и звука посредством освоения психофизиологического компонента искусства.
Задачи:
знакомство с желтым цветом;
овладение навыками работы с гуашью;
Публикация «Интегрированное занятие „Желтая сказка“ для детей старшей группы» размещена в разделах
развитие воображения, ассоциативного мышления на материале сказки о желтом цвете;
развитие чувственного восприятия на основе вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький);
развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми образами (через сравнение вкусовых ощущений с ощущениями, вызванными музыкальными фрагментами);
формирование представления о желтом цвете на основе природных материалов;
формирование личностного отношения к желтому цвету как к игровому и реальному материалу;
расширение эмоционального опыта на материале сказки о желтом цвете;
побуждение ребенка к реализации собственных чувств и ощущений в «картине» о желтом цвете, к словесному выражению переживаний и ощущений.
Оборудование: мольберты – 10 штук; фортепиано, синтезатор.
Материалы для учащихся: бумага для рисования, художественная гуашь, кисти.
Методический материал:
большой лист бумаги с нарисованными на нем желтыми пятнами различной формы;
желтые фрукты, овощи, продукты: яблоко, кусочек дыни, лимон, луковица, мед;
музыкальный материал – музыкальные темы Н. Басиной: «Сладкая», «Кисленькая», «Горькая»; приветственная игра «Здравствуйте» М. Картушиной; песни: «Солнечный зайчик» на слова Л. Степановой, муз. Равоса и Нилссон; «Наш художник Осень» И. В. Павленко.
Сценарий занятия
Дети проходят в зал под веселую музыку, рассаживаются на стулья, расставленные полукругом.
Исполняется «Музыкальное приветствие» :
- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Кивают головой
- Доброе утро, здравствуйте! Протянуть руки вперед, ладони развернуть вверх
- Здравствуйте, здравствуйте, всем привет! Махи руками над головой
- Здравствуй! – услышим в ответ. Хлопки в ладоши
Педагог по ИЗО спрашивает у каждого ребенка, какого цвета «здравствуй» он хотел бы получить в подарок. Дети предлагают разные варианты: синее, красное, зеленое «здравствуй». Музыкальный руководитель, меняя силу, тембр своего голоса, «проигрывает» разные варианты «здравствуй», а педагог по ИЗО «дарит» их детям. Кто-то из детей попросит желтое «здравствуй», педагог «подхватывает» это желтое «здравствуй» и начинает «желтую сказку».
Педагог по ИЗО. Вы знаете, ребята, кто больше всего на свете любит желтое «здравствуйте»? Желтое «здравствуйте» любят солнечные зайчики. Летом, когда солнышко было большим, сильным и очень жарким, к нам в мастерскую прибегали солнечные зайчики. Ребята, кто из вас видел солнечных зайчиков? А какие они, солнечные зайчики?
Дети рассказывают, а педагог рисует на листе ватмана солнечного зайчика.
Педагог по ИЗО. Хотите, по вашим ладошкам сейчас пробегут солнечные зайчики?
Педагог легонько прикасается к ладошкам детей.
Педагог по ИЗО. Какие шаги у солнечных зайчиков? Теплые, легкие… ребята, давайте мы с вами исполним песню-танец «Солнечный зайчик».
Песня «Солнечный зайчик»
1. Зайцу длинноухому, что и говорить, Наклоняясь в разные стороны, дети смотрят друг на друга, показывая руками «заячьи ушки»
Нравится по лесу быстро бегать во всю прыть. Активные шлепки по коленям
Припев:
Я зайчишке серому вовсе не родня, прыжки на одной ноге, с поворотом вокруг себя
Почему же зайчиком все зовут меня? Нога выставляется вперед на пятку, назад на носочек, движения рук вверх-вниз
Я рожден от солнышка, к солнышку привык. Трепещут ладонями, постепенно поднимая руки вверх
Лучик – зайчик солнечный – прыг-прыг-прыг-прыг-прыг! Чередование движений рук с выбрасыванием пальцев из кулачка
2. Не люблю я прятаться ночью под кустом, наклоны корпуса в разные стороны с имитацией пряток
И не ем капусту я, Активные скользящие хлопки
Не верчу хвостом. Покачивание рук из стороны в сторону с танцевальным движением бедер
3. Даже и на улице, в поле, на лугу выполняют «лодочку» с широко
Безо всякой музыки танцевать могу раскрытыми руками. Кружатся с
подскоками с сохранением «лодочки»
Педагог по ИЗО. А знаете ли вы, что солнечные зайчики любят есть на обед?
Дети. Торты, конфеты, сосиски…
Педагог по ИЗО. Да, но больше всего они любят желтую сказку. Ребята, вы знаете, как приготовить желтую сказку? Не знаете? А зайчики нам оставили секрет желтой сказки. Вот он, на этом листе.
Педагог обращает внимание детей на большой лист с нарисованными на нем желтыми пятнами различной формы.
Педагог по ИЗО. Что же это за секрет такой? Что же это может быть? Ребята, вы знаете, что здесь нарисовано? Как вы думаете, на что это похоже?
Педагог показывает на большое желтое пятно на листе. Дети отгадывают: солнышко, блин, тарелка… Педагог выбирает солнце и дорисовывает на листе лучи. Отгадывают следующее пятно – маленькое круглое. Дети говорят, на что оно похоже. Педагог дорисовывает, превращая пятно, например, в яблоко. Затем дети вместе с педагогом разгадывают остальные пятна. На листе появляются желтые горы, река, груша, банан. Все это педагог и дети «собирают» в горшочек, в котором будет варится желтая сказка. Дети вместе с педагогом вспоминают, что еще бывает желтым и все это кладется в горшочек. Затем все рассматривают себя и друг друга, ищут желтый цвет в одежде; «собирают» с одежды желтые полоски, пятнышки, горошинки, цветочки, бабочки - в горшочек.
Педагог по ИЗО. Какой вкус будет у нашей желтой сказки?
Дети высказывают свои предложения. Педагог достает из-за импровизированной ширмы поднос. На подносе - желтое яблоко, кусочек дыни, лимон, луковица, мед. Дети пробуют и узнают, что желтый цвет бывает кислым, сладким, горьким…
Педагог по ИЗО. Все эти вкусы мы также добавляем в нашу кашу.
Педагог накрывает горшочек желтой салфеткой и «колдует» над ним, приговаривая, сначала один, а потом вместе с детьми:
- Желтая сказка, варись… Желтая сказка, варись…
Но вдруг…
Музыкальный руководитель играет на фортепиано несколько произвольно взятых звуков.
Музыкальный руководитель. Ой-ой-ой! Нас забыли! Мы тоже хотим в желтую сказку! Это наши звуки-засони проснулись!
Педагог по ИЗО. Ну, хорошо, мы возьмем вас собой в желтую сказку, но сначала покушайте. Вот, пожалуйста, лимон, лук и мед. Ребята, как вы думаете, если наши звуки отведают лук, лимон и мед, то какая музыка окажется в горшочке?
Дети. Луковая! Лимонная! Медовая!
Педагог по ИЗО. А на вкус?
Дети. Горькая! Кислая! Сладкая!
Музыкальный руководитель. Молодцы! Сейчас мы с вами послушаем, что же получилось, и попробуем отгадать, какая из прозвучавшей музыки кисленькая, какая горчит, а какая сладкая на вкус.
Звучат три музыкальных фрагмента: «Сладкая», «Кисленькая», «Горькая».
Педагог по ИЗО. Теперь в нашем волшебном горшочке есть и музыка.
Педагог снова помешивает в горшочке:
- Желтая сказка варись… Желтая сказка варись…
Педагог по ИЗО. Ребята, желтая сказка готова! Посмотрите! (Берет ложку и раскладывает детям в баночки желтую краску).
Пальчиковая игра-песня «Желтая песенка»
Желтое солнце на землю глядит, поднимают руки вверх
Желтый подсолнух за солнцем следит. Качают руками
Желтые груши на ветках висят. Фонарики
Желтые птенчики звонко пищат. Кончиками пальцев стучат по коленям
Желтая бабочка, желтая букашка, машут руками
Желтые лютики, желтая ромашка. Фонарики
Педагог предлагает детям нарисовать свои желтые сказки на бумаге. Дети изображают собственные ощущения, настроения. Затем обмениваются мнениями, впечатлениями, показывают друг другу рисунки. Педагог подводит итог занятию.
Педагог по ИЗО. Мы с вами сегодня были как настоящие художники, точно такие же, как волшебница-осень, которая использует для украшения природы желтую краску.
Осень к нам пришла опять. Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый дуб, желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом - вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна! Значит осень - не весна.
Песня «Наш художник осень».
Дети прощаются и под музыку покидают зал.