Алена Волгина
Интегрированное занятие «Тайны воздуха» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в старшей группе
«Тайны воздуха»
2018
Пояснительная записка.
Тема занятия : «Тайны воздуха».
Цель занятия : развивать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи занятия :
Образовательные:
Публикация «Интегрированное занятие „Тайны воздуха“ в старшей группе» размещена в разделах
1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей при помощи неживой природы (воздуха).
2. Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом.
3. Знакомить со свойствами воздуха.
4. Дать знания о роли воздуха в природе.
5. Формировать умение выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение сочувствовать героям, эмоционально погружаться в их проблемы.
2. Воспитывать самостоятельную личность.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать формы мышления: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
3. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, связную речь.
4. Обогатить словарный запас.
5. Повторить количественный и качественный счет до шести.
Универсальные учебные действия, формируемые на занятии :
1. Личностные;
2. Коммуникативные;
3. Регулятивные;
4. Познавательные.
Место занятия в изучении темы :
Одно из занятий по изучению свойств неживой природы.
Тип занятия : познавательно – исследовательское, игровое, двигательное.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, Апельсиновая корочка, плотный картон, прозрачное стекло, пластиковые бутылки, тазы с водой, воздушные шары, пластиковые стаканчики, трубочки, краски, альбомные листы, салфетки.
Формы и методы: Форма – групповая, методы – наглядный, практический, словесный.
Предварительная работа: беседы о том, что такое неживая природа (Воздух, вода, снег, лед, земля, камни); Беседы о явлениях природы; Беседы о том как воздух становится грязным и как это не допустить, как сделать воздух чистым; Чтение сказок «Пузырь, лапоть и соломинка», Отрывок из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города», С. Маршак сказка «Мыльные пузыри», «Энциклопедия для малышей в сказках» Елена Ульева.
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанника
Этап 1 (подготовительный этап 3 мин.)
Цель этапа: сконцентрировать внимание детей, подвести к теме занятия.
Деятельность 1.
Яркое солнышко встало опять
«Доброе утро!» должны мы сказать
Взрослому если встречаемся с ним
Громкое «Здравствуйте!» мы говорим
Друзьям мы говорим «Привет!»
«Привет!» нам говорят в ответ.
Ребята, сейчас мы с вами поприветствовали наших гостей и друг друга.
На полу лежит посылка.
Смотрите, здесь какая-то посылка. На ней написан наш адрес: улица Школьная, дом 81, ребятам старшей группы.
Открываем посылку, в ней письмо, читаем.
«Помогите! Меня зовут Фью.
Я попала в беду. Злой волшебник меня похитил и посадил в волшебный шар. У меня заканчивается воздух. А волшебник говорит, что воздух не существует и никому не нужен. Спасите! Ваша Фью».
Из конверта выпадает второе письмо.
Воспитатель удивленно.
Здесь еще одно письмо. Прочитаем его?
«Я злой волшебник, я отпущу Фью, если вы справитесь с моими испытаниями и докажите, что воздух есть и он вам и Фью необходим. В моей посылке находятся коробочки для вас. В них находятся задания. Выполнив испытания вы снимите с коробочек волшебные чары и узнаете какой секрет в них таится. Справившись со всеми заданиями вы узнаете как выглядит Фью. И только так вы ее спасете».
Кто такая Фью и как она выглядит?
Неважно, если нас просят о помощи мы должны помочь. Согласны?
Вот эти коробочки. Похожи на самые обыкновенные. Ребята, давайте выполним испытания волшебника и разгадаем его загадки. Постараемся?
Деятельность 1.
Доброе утро!
Здравствуйте!
Привет!
Привет!
Да.
Рассматривают коробочки.
Незнаем.
Да.
Да.
Этап 2 (основная часть. Работа над темой, продуктивная деятельность, 20 мин.)
Цель этапа: выявить свойства воздуха, развить интерес к экспериментам с воздухом.
Деятельность 2.
Ребята, Фью пишет, что она попала в беду и у нее заканчивается воздух. А что такое воздух?
Воздух это смесь газов, которыми мы дышим. А кому еще кроме нас нужен воздух?
Правильно, молодцы! Чтобы помочь нашему заколдованному другу, мы с вами должны выполнить задания злого волшебника.
Дорогие мои, спасатели, я думаю, что нас ждут сложные, но интересные испытания, поэтому нам нужно набраться сил. Согласны?
Физкультминутка.
Воздух-невидимка (Руки вверх вправо-влево)
Выходи гулять, («Зовут»)
Воздух-невидимка (Руки вверх вправо-влево)
Как тебя поймать (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (Бег на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (Шаг на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки в стороны).
А теперь мы размялись и приступаем к нашему первому испытанию.
На столе стоит оборудование необходимое для проведения опытов.
Достаем коробочку с цифрой один. Открываем ее. Читаем задание.
1. Попробуйте поймать воздух.
Давайте попробуем поймать воздух руками.
Получилось?
А давайте попробуем поймать его при помощи полиэтиленового пакета.
Молодцы! Что случилось с пакетом?
Значит воздух мы можем почувствовать заключив его в оболочку. Какой был пакет до того как мы набрали в него воздух?
А какой стал?
Потрогайте пакет. Он стал не только объемным, но и упругим. Получается, что воздух нужен нам, чтобы некоторые плоские предметы делать какими?
Мы справились с первым задание волшебника?
Волшебник писал нам в письме, что коробочки волшебные. Давайте еще раз посмотрим.
Смотрят, убирают второе дно и находят две части пазла.
Ребята, да коробочки и правда волшебные. Мы с вами выполнили задание и нам открылись части пазла. Но они от разных пазлов. Интересно, что мы увидим когда их полностью соберем?
Прикрепляем части пазла на доску.
А теперь какое задание у нас по счету?
Открываем коробочку с цифрой?
Открываем коробочку. Читаем задание.
2. Попробуйте почувствовать воздух.
А чем воздух пахнет? Давайте понюхаем его.
Правильно. Чистый воздух ничем не пахнет.
Аккуратно за спиной прыскаем апельсиновой корочкой.
А теперь чем воздух пахнет?
Значит чистый воздух не имеет запаха, но он его переносит. Благодаря этому вы еще находясь в комнате знаете, что мама готовит на кухне что-то вкусное. Ведь так?
Мы с вами ответили и на этот вопрос, значит мы расколдовали и эту коробочку. Давайте посмотрим что в ней.
Теперь мы с вам приступим к нашему третьему заданию.
Коробочку, с какой цифрой мы должны открыть?
Открываем коробочку с цифрой 3. Читаем задание.
3. Воздух прозрачный?
Ребята, давайте возьмем картон и посмотрим через него друг на друга. Вы видите своего друга?
Значит картон какой?
Правильно. А теперь посмотрите на меня через стекло. Вы меня видите?
Значит стекло какое?
Молодцы! А сейчас мы все уберем и посмотрим друг на друга. Мы видим своего друга?
Значит чистый воздух какой?
Да, воздух прозрачный и поэтому мы хорошо видим окружающие нас предметы. Волшебство и с третьей коробочки снято. Прикрепляйте пазл на доску.
Сейчас какое испытание по счету нас ждет?
Возьмите из посылки коробочку со следующим заданием.
Достаем задание. Читаем.
4. Что находится в бутылке?
Воспитатель берет пустую пластиковую бутылку и показывает детям.
Что в бутылке?
Она пустая?
А давайте проверим. Берем бутылку и опускаем в воду. Что мы с вами видим?
Да, это выходит воздух. Так бутылка была пустая?
Многие предметы, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Мы его не видим потому что он какой?
Справились мы с этим заданием?
Сможем мы узнать, что спрятано в четвертой коробочке?
Сейчас мы будем выполнять какое по счету задание?
Достаем из посылки коробочку с цифрой?
Открываем коробочку читаем задание.
5. Утонет ли надутый воздушный шарик в воде.
Сейчас берем не надутые воздушные шарики и опускаем их в воду. Что с ними произошло?
Хорошо, а теперь опускаем надутые шарики. Что с ними произошло
Что находится внутри надутых шаров?
Верно. Воздух легче воды, поэтому шарик не тонет. А что помогает нам не утонуть когда мы купаемся?
Правильно, молодцы!
За выполненное задание волшебник дает нам еще один пазл.
Деятельность 2.
То чем мы дышим.
Животным, растениям.
Да.
Выполняют упражнения.
«Ловят» воздух руками.
Нет.
Пакетами захватывающими движениями ловят воздух и закрывают пакеты.
Надулся.
Плоский.
Объемный.
Объемными.
Да.
Да. Интересно.
Второе.
Два.
Нюхают воздух.
Ничем.
Апельсином.
Да.
Смотрят. Достают части пазлов. Прикрепляют на доску.
Три.
Нет.
Непрозрачный.
Да.
Прозрачное.
Да.
Прозрачный.
Прикрепляют пазлы на доску.
Четвертое.
Берут коробочку с цифрой четыре.
Ничего.
Да.
Из горлышка бутылки выходят пузырьки.
Нет, в ней был воздух.
Прозрачный.
Да.
Да.
Открывают. Достают пазлы. Прикрепляют части пазла на доску.
Пятое.
Пять.
Достают коробочку с цифрой пять.
Утонули.
Не утонули. Плавают на поверхности.
Воздух.
Спасательный круг.
Прикрепляют пазл к доске.
Деятельность 3.
Прежде чем мы приступим к нашему последнему, шестому заданию, давайте немного отдохнем.
Дыхательная гимнастика.
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот. (Вдох)
А теперь ты выдыхай
И кораблик отпускай. (Выдох)
Мало ветра для него.
Ты вдохни еще разок. (Вдох)
И сильнее выдыхай
И кораблик оправляй. (Выдох)
Деятельность 3.
Выполняют упражнения.
Деятельность 4.
Молодцы! А теперь занимайте свои рабочие места.
Берите последнюю коробочку.
Открываем. Читаем задание.
6. Нужен ли воздух человеку?
Ребята, а нам с вами нужен воздух?
Давайте проверим можем ли мы без воздуха. Сейчас закройте рот и нос руками.
Закрываем. Недолго держим. Отпускаем.
Какое у вас было сейчас желание?
И у меня было такое же желание. Может ли человек жить без воздуха?
А как вы думаете внутри нас есть воздух? Давайте проверим. Берите трубочки на столе и подуйте в стаканчики с водой.
Что мы видим?
Верно. А в каком опыте мы это уже видели?
Правильно. Внутри нас есть воздух. Он нам необходим для жизни.
Доставайте и прикрепляйте последний пазл.
Смотрят на картинки из пазлов, которая получилась.
Теперь мы с вами и узнали как выглядит Фью, которую заколдовал злой волшебник. А также это подсказка, какие свойства воздуха мы с вами сегодня узнали.
Открываем шар. Достаем героя.
Смотрите ребята, мы выполнили все задания и злые чары волшебника рассеялись. Мы спасли нашего друга. Мы с вами тоже как волшебники, только не злые, а?
С какими свойствами воздуха мы с вами сегодня познакомились? Давайте посмотрим на второй пазл.
Здорово, молодцы! Я с Фью хотим открыть вам маленькую тайну, с воздухом можно не только ставить опыты, но с его помощью можно также рисовать. Хотите попробовать.
Давайте нарисуем воздушными мыльными пузырями картины для злого волшебника. Возможно когда он их увидит он из злого превратится в доброго.
У вас стоят стаканчики с цветной мыльной водой. Выдувайте воздух из себя через трубочку. Что у вас получается?
Приложите к ним лист бумаги. На что похож отпечаток.
Сделайте несколько таких отпечатков на листе бумаги.
Нарисовали. Очень красиво у вас получилось. Нам нужно дать высохнуть нашим картинам. И Потом мы отправим их волшебнику.
Вам понравилось наше сегодняшнее приключение?
Я с нашим другом хотим подарить вам маленькие подарочки.
Вносим мыльные пузыри.
С воздухом можно также очень интересно играть.
Деятельность 4.
Да.
Открыть нос и подышать.
Нет, не может.
Дуют.
Пузырьки.
В опыте с пустой бутылкой.
Достают и прикрепляют последние пазлы.
Радуются освобождению друга.
Добрые.
Воздух можно увидеть только заключив его в оболочку;
у чистого воздуха нет запаха; воздух прозрачный;
во многих пустых предметах есть воздух;
воздух легче воды;
внутри человека есть воздух и он без него не может жить.
Да.
Пузыри.
На цветочки.
Рисуют.
Да. Очень.
Этап 3 (Подведение итогов, 2 мин.)
Цель этапа: развивать умение обобщать, анализировать и делать выводы.
Деятельность 5.
Ребята, что на нашем необычном занятии вам понравилось больше всего?
Вы сегодня большие молодцы! Вы славно потрудились, и я благодарю вас за работу!
Деятельность 5.
Проводить опыты с воздухом. Мыльные пузыри, которые нам подарили. Собирать пазл. Спасать друга
Приложение:
Список используемой литературы:
1. Познавательные сказки для детей 4-7 лет.
Л. Н. Вахрушева. «ТЦ Сфера», 2011.
2. Метод проектов в дошкольном образовании.
Н. А. Кочкина. «Мозаика-Синтез», 2012.
3. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. «Мозаика-Синтез», 2012.
4. Энциклопедия для малышей в сказках. Елена Ульева. «Феникс» 2016.
5. Интернет-ресурсы.
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию в средней группе
Тема «Льдинка и Снежинка»
2018
Адрес: улица Школьная, дом 81, ребятам старшей группы.