Юлия Воронина
Интегрированное занятие-путешествие для детей 6–7 лет «Удивительная страна Япония»
Цели:
Развитие речи детей по средствам знакомства с культурой и сказками других народов;
Обогащение словаря;
Систематизация знаний о жанровых, композиционных и языковых особенностях сказки;
Совершенствование умений точно, ясно и выразительно излагать свои мысли.
Задачи:
Образовательные:
расширить знания детей о национальных особенностях Японии;
обогатить представления детей о предметах и явлениях из жизни японцев (кимоно, оригами, сакура, икебана и пр.);
Развивающие:
Публикация «Интегрированное занятие-путешествие для детей 6–7 лет „Удивительная страна Япония“» размещена в разделах
продолжать развивать восприятие художественного слова через знакомства со сказками других народов;
развивать умение логически излагать идею произведения;
Воспитательные:
формировать у детей навыки игрового взаимодействия;
воспитывать доброе отношение друг к другу во время коллективной деятельности;
формировать коммуникативные навыки;
совершенствовать навыки и приёмы работы с бумагой и клеем.
Словарная работа: кимоно, оригами, сакура, икебана, ханами.
Материалы и оборудование: глобус, фрагмент карты и фотографии с изображением Японии, флаг и герб Японии, карточки с изображением птиц, фигурки оригами, фотографии японцев в национальном костюме, иллюстрации к сказке «Самый лучший наряд на свете» («Сова-красильщица», фонограмма с национальной японской музыкой, клей, ножницы, цветная гофрированная бумага, нитки веточка для создания икебаны.
Предварительная работа: создание праздничных японских фонариков, складывание из бумаги различных фигур в технике оригами, беседа на тему «Страны вокруг нас» (Япония).
Методы и приемы:
Информационно-рецептивный метод (рассматривание картинок и фотографий, демонстрация диафильмов, рассказ воспитателя, чтение);
Репродуктивный метод (упражнения на основе образца воспитателя, беседа);
Эвристический метод (самостоятельная работа детей);
Словесный метод (беседа, художественное слово);
Моделирование.
Ход занятия:
Оформление группы:
Дети сидят за столами. Перед ними воспитатель с глобусом в руках. На заднем плане (территория в игровой зоне) развешены японские праздничные фонарики (сделанные с детьми заранее, фото Японии.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необыкновенное путешествие. Посмотрите, у меня в руках? Что это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Правильно. На глобусе мы можем увидеть много разных стран. Какие страны вы знаете? А в какой стране мы живем?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот наша страна Россия (воспитатель показывает, отмечая флажком). А сегодня мы с вами познакомимся со страной Восходящего солнца. Может кто-то знает что это за страна?
Ответы детей.
Воспитатель: Это Япония. Сами жители Японии называют свою страну «Нихон коку», что и означает «Страна восходящего солнца», а японцы первыми встречают рассвет. Даже на флаге Японии изображено солнце – большой красный круг на белом фоне (Приложение 1).
Япония – страна восходящего солнца.
Есть у японцев для солнца оконца :
Утром посмотрит японец в окно –
И сразу увидит, как всходит оно!
Воспитатель: Япония – это островное государство, которое находится в северо-западной части Тихого океана. Эта страна (Приложение 2) (воспитатель показывает фрагмент карты с изображением Японских островов) со всех сторон окружена водой. А как же мы можем туда попасть?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, мы отправимся туда на самолете.
(Дети встают со своих мест и выполняют упражнения)
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет. (Руки в стороны)
Правое крыло вперед - (Правую руку вперед)
Левое крыло вперед - (Левую руку вперед)
Полетел наш самолет. (Руки в стороны)
Над Японией летим
И в окошечки глядим. (Складываем руки окошком и смотрим
Посмотрели все направо на демонстрацию картинок)
Гора над нами Фудзияма. (Повороты головы направо)
(Приложение 3)
Повернулась голова - (Поворот головы налево)
Что за чудо острова!
От волненья часто дышим: (Глубокий вдох)
«Всё б успеть и всё услышать!»
Вдохнули глубоко, друзья,
Нас ждет страна Япония! (Руки вверх)
Дети с воспитателем проходят в стилизованную под Японию зону (звучит фонограмма японской народной музыки (Приложение 4)
(Появляется героиня в кимоно с веером в руках)
Японка : Охаё! Доброе утро, ребята. Охаё – это доброе утро по-японски. Давайте и поздороваетесь со мной на японском языке.
Дети здороваются (Охаё или Конитива (Привет).
Японка : Меня зовут Кику. Это означает «хризантема». Этот цветок является гербом Императорского дома (золотистый цветок с шестнадцатью двойными лепестками) (Приложение 5). Моя страна очень гостеприимна. И я с радостью вам о ней расскажу. В наших домах очень мало мебели и японцы сидят на полу, когда обедают, пьют чай, даже спят на полу, застелив его специальным ковриком-матрасом. Давайте и мы сядем на пол.
Дети садятся на коврик.
Воспитатель: Кику, какой необычный у тебя наряд…
Японка : Да, с давних пор у нас и мужчины и женщины так одевались. Это наша национальная одежда – кимоно (Приложение 6). А в руках у меня еще один символ Японии – веер. В старые времена японские женщины считали, что выставлять свое лицо напоказ неприлично и даже опасно. Неприличным считалось иметь загар. Одним из признаков настоящей красавицы была белая кожа. Таким образом, японский веер имел три основных предназначения: заслонял от солнца, освежал и прятал лицо. Есть складной веер (ооги) и круглый или овальный веер (утива). Считается, что первый веер был изобретен именно в Японии.
(Воспитатель демонстрирует различные веера, а гостья дает детям рассмотреть свой) (Приложение 7).
Японка : Ребята, а вы любите праздники?
Дети: Да!
Японка : Вот и жители моей страны очень любят праздники, заранее к ним готовятся и празднуют весело и красиво – в нарядных костюмах с разноцветными фейерверками. А сегодня в Японии как раз День птиц.
Воспитатель: Ребята, а каких птиц вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Кику, а наши ребята очень умные и сообразительные. Они знают много птиц, а еще умеют отлично разгадывать загадки.
Загадки о птицах
Кто глядит на тротуар
И кричит нам с ветки: «Каарррр!»?
Покроши кусок батона –
Прилетит поесть … (ворона).
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее … (ворона).
Когти остры, глаза зорки,
Тонкий слух отменный!
Если мышь услышит в норке
Схватит непременно (сова).
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы).
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло (сова).
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинноногий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист).
Треугольником вдали
Пролетают… (журавли).
Осенью клином стремится
На юг перелетная птица (журавль).
Красноватый огонёк
Чуть поляну не поджёг.
Он – краса лесных полян,
Родич курицы - … (фазан).
(На столе разложены картинки с изображением птиц (Приложение 8). Воспитатель предлагает после того как дети отгадывают название птицы найти соответствующую картинку. А героиня Кику предлагает рассмотреть фигурки птиц-оригами (Приложение 9).
Воспитатель: (Физкультурная минутка – «Аист») (воспитатель берет фигурку аиста-оригами и выполняет физ. минутку) :
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу (Аист отвечает)
- Топай правою ногою, (Спина прямая, руки на поясе.
Топай левою ногою. Дети плавно и медленно поднимают
Снова - правою ногой, то правую, то левую ногу, согнутую в колене,
Снова – левою ногой. также плавно опускают,
После – правою ногой, подражая движениям аиста. Спина прямая)
После – левою ногой
И тогда придешь домой.
(В конце упражнений дети садятся на свои места).
Воспитатель: Ребята, Кику, а вы любите сказки?
Ответы детей и девочки и японки.
Воспитатель: Я сегодня хочу рассказать вам японскую народную сказку «Самый красивый наряд на свете», еще она называется «Сова-красильщица», вы послушаете и отдохнете. А вот и главная героиня (воспитатель показывает иллюстрации к сказке и начинает чтение) (Приложение 10, 11)
Чтение сказки.
Беседа по сказке:
- Ребята, понравилась ли вам новая сказка, которую я вам рассказала?
- А откуда эта сказка, какой народ ее сочинил?
- О чем она?
- Какого цвета был ворон? Почему он решил перекрасить свой наряд?
- И какого цвета стал ворон?
- Понравился ли ему его новый наряд?
- Чем закончилась сказка?
- А почему так произошло? Разве ворон точно знал, что ему нужно?
- А как теперь живут сова и ворон?
(Можно выборочно организовать пересказ по иллюстрации (Приложение 12) с двумя-тремя детьми).
Кику: Вы молодцы, ребята. А давайте теперь с вами поиграем. Я знаю, есть такая игра «День и ночь». Вы, наверное, тоже ее знаете! Я выберу водящего. Он отвернется, а я скажу «День». Зазвучит музыка (Приложение 13). Ребята будут прыгать, танцевать и веселиться. Но по сигналу «Ночь» все должны замереть, как будто заснуть. Водящий оглядывается и смотрит, кто не успел заснуть и пошевелился. Водящий его называет. И проигравший становится водящим.
Окончание (сюрпризный момент).
Воспитатель: Ребята, мы с вами отлично повеселились, но вместе с этим узнали много нового. Кику, спасибо тебе большое за удивительное путешествие в твою страну Японию.
Японка Кику : И вам спасибо, ребята. Очень приятно было с вами познакомиться. И в знак благодарности я хочу подарить вам веточку сакуры (цветущей японской вишни, но не просто подарить, а я научу вас ее делать. И это будет икебана в память о нашем путешествии (Приложение 14).
(Данная работа выполняется, если это не превышает допустимого регламента по времени проведения занятия. В противном случае, организуется доп. занятие, либо данная часть опускается и японская вишня становится просто сюрпризным моментом).
А теперь давайте полюбуемся. Это называется ханами (любование цветущей сакурой) и сделаем дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.
В Японии древней обычай такой:
Лишь сакура ветки распустит весной,
Ей каждый японец идет любоваться
И нежным цветочкам готов поклоняться (Дети наклоняются)
И мы полюбуемся чудом японским.
То, что не встретишь средь улиц московских.
На сакуре каждая ветка прекрасна,
Ведь любят японцы ее не напрасно!
Мы запах чудесный тихонько вдыхаем, (Делают медленный вдох)
И медленно-медленно ртом выдыхаем (Выдыхаем ртом)
Вот пчелка к пахучим цветам подлетает.
Глазами следить мы за ней начинаем (Движение глазами вправо-влево)
Жужжа, заспешила то вправо, то влево,
То к веточкам верхним, то вниз полетела… (Движение глазами вверх-вниз)
Восьмёркой кружится пчела у ветвей, («Рисуют» глазами восьмерку)
А мы наблюдаем тихонько за ней.
Пчела улетела… Глаза закрываем. (Закрывают глаза)
И сакуры ветку себе представляем.
А зимней порой, когда вьюга резвится,
Чудесное дерево будет нам сниться.
(Японка благодарит детей, прощается и каждому ребенку вручает японскую куколку-закладку в технике оригами (Приложение 15).
Воспитатель: Ребята, сегодня вы очень постарались и хорошо поработали. Узнали много нового. Спасибо вам. Молодцы!