Наталия Смирнова
«Знакомство с русской матрешкой». Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.
Методические задачи: познакомить с историей возникновения, видами (на примерах Семеновской, Сергиев- Посадской, Вятской и Полхов Майданской) и особенностями матрешки; развивать познавательный интерес, творческие способности и игровой замысел; воспитывать бережное и уважительное отношение к народному наследию.
Публикация «„Знакомство с русской матрешкой“, Интегрированное занятие в рамках проекта „Страна народных мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Конструирование, поделки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Материалы к занятию: матрешки (3-4 штуки, мультимедийная презентация «Русская матрешка», силуэт матрешки А3 с нарисованным лицом, готовые формы для украшения матрешки (рубаха, сарафан, платок, элементы декора на сарафан, клей, кисточки.
Методика проведения: Сегодня мы с вами, ребята, снова побываем в гостях у жителей страны народных мастеров. Что бы узнать, к кому мы отправимся нужно отгадать загадку (кадр презентации).
В этой молодице прячутся сестрицы,
Каждая сестрица- для меньшой темница.
(матрешка)
Ответы детей.
Да, сегодня мы с вами отправимся в гости к русским матрешкам. (Воспитатель обращает внимание детей на стоящих на столах матрешек). Смотрите, какие они у нас красавицы!
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская матрешка.
А пришла Матрешка в Россию из Японии. (Показ кадров презентации). Первая матрешка была выточена и расписана в московской артели игрушек в 90-х годах ХIХ века по образцу японской игрушки- мудреца. Как и в последствии матрешка, японский мудрец Фукурума представлял собой множество вставленных друг в друга фигурок.
Первая матрешка представляла собой детей разных возрастов (показ слайда, выточил ее токарь В. П. Звездочкин, а расписал художник Сергей Малютин.
После появления первой матрешки в разных районах России начали их расписывать, так понравилась им кукла Матрена.
И во всех районах делали это по разному.
Давайте посмотрим на разнообразие русских матрешек.
(кадр презентации).
Итак нас приветствует Сергиев- Посадская матрешка.
Я из Сергиева- Посада.
Встрече с вами очень рада,
Мне художниками дан яркий русский сарафан,
Я имею с давних пор на передничке узор,
Знаменит платочек мой разноцветную каймой.
Воспитатель обращает внимание детей на особенности матрешки, после того, как дети внимательно рассмотрели изображение матрешек, предлагают рассмотреть следующих
Полхов Майдан
Я подружка из Майдана
Могу стать звездой экрана,
Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками
И ягодами разными, спелыми и красными.
Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности матрешки (форму, роспись)
Красавицы какие! Одна другой лучше, но идем дальше на остальных матрешек любоваться.
Семёновская матрешка.
Я из тихого, зеленого городка Семёнова,
Я в гости к вам пришла, цветов садовых
Розовых, бордовых в подарок принесла.
Вятская матрешка.
Наши губки бантиком, да щечки будто яблочки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы матрешки Вятские, всех на свете краше-
Расписные яркие сарафаны наши!
Понравилось вам, ребята, в гостях у матрешек? (ответы детей) Смотрите, все матрешки чем то похожи друг на друга (дети перечисляют чем все матрешки похожи друг на друга, но в то же время все они отличаются друг от друга росписью (как мы видим во всех районах расписывают матрешку по разному) отличаются формой и т. д.
Мы обязательно еще побываем в гостях у каждой матрешки, поучимся у народных умельцев приемам различной росписи. А пока я предлагаю нам изготовить свою, авторскую матрешку.
(Дети подходят к столу с заготовками) Смотрите, у нас есть «не раскрашенная» заготовка
Во что одета матрешка? (ответы детей: рубаха, сарафан, платок). Правильно, вот давайте мы ее и оденем.
Дети приклеивают на заготовку сначала рубаху, затем сарафан, потом платок.
Вот и нарядили матрешку! Только все таки чего то не хватает… Как вы думаете чего?
(ответы детей: сарафан надо украсить)
Давайте украсим сарафан, что бы наша матрешечка- терешечка
стала совсем красавицей.
Дети украшают сарафан.
В заключении проводится подвижная игра «Мы веселые матрешки"
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,
Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки,
Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки,
Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.