Ольга Гришанова
Интегрированное занятие «Птицы нашего края» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Тема «Птицы нашего края»
Программное содержание: Уточнить и систематизировать представление детей о жизни птиц нашего региона.
Публикация «Интегрированное занятие „Птицы нашего края“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Учить устанавливать связи между приспособленностью птиц к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о птице.
Активизировать употребление в речи глаголов, лексических единиц по теме.
Упражнять в употреблении сложных притяжательных, прилагательных, антонимов, в согласовании существительных с местоимениями.
Продолжать работу по расширению кругозора у детей; прививать любовь к природе;
Воспитывать умение найти свое место в коллективе сверстников, участвовать в совместной игре с другими детьми;
Дать каждому ребенку возможность выразить свою индивидуальность, найти свои положительные черты и ощутить ценность своей личности
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке. Чтение рассказов о природе, о птицах; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; изготовление аппликации «Синица», «Снегирь»
Материал:
демонстрационный: схемы, иллюстрации птиц; аудиозапись с пением птиц; раздаточный: карточки с изображением птиц.
Ход занятия.
Воспитатель. Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берез.
Они не улетели,
А выдержат мороз?
- Тихо в лесу поздней осенью и зимой: к зиме уже приготовились реки и озера, земля и деревья. А вы знаете как? (ответы детей)
И животные также приготовились к встрече с зимой (несколько примеров)
- Как называют птиц, остающихся на зиму? (зимующие)
Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимы и остаются с нами зимовать? Вы их знаете? Назовите. (воробьи, синицы, вороны, сороки, снегири, дятлы, клесты, свиристели, т. д.)
Интересно мне узнать : как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают? Вот, например, кто это?
Маленький мальчишка в сером армячишке.
По дворам шныряет, крохи собирает.
По ночам кочует, коноплю ворует. ( ответ детей: воробей)
Верно, а как он выглядит?
Ребенок: Воробей – птица маленькая, очень подвижная с округлой головкой, короткой шеей, толстым яйцевидным телом, короткими и округлыми крыльями. Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли.
Воспитатель: Где зимуют? Где находят пищу? Какие звуки издают?
Воробьи селятся стайками. Если сторож заметит в небе хищника, то кричит «Чир-р» - и воробьи улетают.
Она маленькая птичка,
И зовут ее… (синичка)
Как выглядит синичка?
Ребенок: На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоска – галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.
Воспитатель: Где синички устраивают гнезда? (в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, т. д.) Какие звуки они издают? Много ли насекомых уничтожают? (столько, сколько сами весят)
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять.
Кто это? (снегирь)
Почему эта птица называется снегирь? (от слова снег). Опишите его.
Ребенок: Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина – голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белое, брюшко красное, а у снегирихи – серое, клюв короткий, толстый, черный.
Воспитатель: Зачем снегирю толстый, короткий клюв (расклевывать ягоды рябины, семена деревьев)
Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками., ныряет в снег и купается. Послушайте как она поет. (аудиозапись)
Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым «кле-кле-кле» - поет со свистом? (клест)
Воспитатель: Это необычная птица : окраска оперения у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато-желтая. Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест – единственныя птица, которая выводит птенцов зимой. Птицы строят теплое гнездо для птенцов на деревьях. Как поют клесты? (кле-кле-кле)
Физминутка.
Звучит аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель: Прислушайтесь. Что вы слышите? (пение птиц, шум леса) Как птицы переговариваются? (криком, пением). В лесу так много разных птиц, что слушая звуки леса, трудно понять, какая из птиц поет или кричит.
Но одну птицу всегда легко узнать. (аудиозапись стука дятла). Кто это стучит? (показ иллюстрации) Это большой пестрый дятел. Почему его так назвали? (ответы детей)
У него пестрые – черные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.
Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Вы можете повторить его стук? (дети барабанят пальцами по столу) Конечно, звуки совсем не музыкальные, но им радуются деревья. Знаете, почему? (предположения детей). Дятел лечит деревья, поэтому его называют «лесным доктором». Дятел ползет по дереву снизу вверх и простукивает его крепким клювом. Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? (у него сильные ноги и острые когти и опирается он на дерево хвостом). Если дерево здорово, нет под корой вредных насекомых, он на другое дерево перелетает. Если больное, грызут его жуки и их личинки, дятел сядет поудобнее, отведет голову назад, а потом часто и резко забарабанит по стволу дерева. Сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный-длинный клейкий язык Насекомые, которые под корой живут, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает.
А зимой, когда насекомые все спят, чем питается дятел? (еловыми и сосновыми семенами). Весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек можно найти. Эта птица живет везде, где есть еловый и сосновый лес. Почему она не живет там, где нет леса? (там нечем кормиться)
Где живет дятел? (в дупле)
А другие птицы могут себе сделать дупло? Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но он и другим птицам помогает – он себе каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы. Вот какая полезная птица дятел!
Воспитатель: Многое вы про птиц знаете, а я хочу вам по другому загадки загадать. Отгадайте, что за птица?
(Иллюстрации птиц стоят в ряд)
- Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но все же драчливый, боевой, удалой! (воробей)
- Красногрудый, толстый, малоподвижный (снегирь)
- Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый (дятел)
- Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая (сорока)
- Маленькая, на брюшке черная полоса, юркая, ловкая (синица)
- Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница (ворона)
Птицы разные. Продолжите фразу, начатую мной:
- У синицы клюв тонкий, а у дятла… (толстый)
- Ворона большая, а воробей … (маленький)
- Снегирь малоподвижный, а синица … (шустрая)
-Если у синицы черная голова, то она … (черноголовая)
- Если у сороки белый бок, то она … (белобокая)
-Если у снегиря красная грудь, то он … (красногрудый)
Вы запомнили кто как поет?
- Воробей … (чирикает)
- Сорока … (стрекочет)
-Ворона (каркает)
- Синичка … (цвинькает)
- Дятел … (не поет)
-Снегирь … (фью-фью)
Какую пользу приносят птицы людям? (Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песней, украшают природу)
Как мы можем помочь птицам зимой? (подкормить)
Логическая задача «Птичья столовая»
- Давай устроим зимнюю птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются. Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около нее, подкармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка долго собиралась в детский сад и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли.
На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше воробьев и синичек. Почему?
Вывод. Птичка, которая не поела зимой хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить корм в Таниной кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти корм. Поэтому, если устроена кормушка, нужно обязательно класть туда корм ежедневно.
Итог занятия :
Закрепим основные правила отношения к птицам :
- нельзя разорять гнезда.
- нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица позаботится о них.
-нельзя убивать птиц : они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе
- зимой надо помогать птицам пережить тяжелые времена – делать кормушки, не забывать класть туда корм.