Ольга Бутько
Интегрированное занятие по речевому развитию «Зимующие птицы» в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с зимующими птицами; расширять словарь за счет имен существительных (снегирь, синица, кормушка, семена, зерно, крупа, корм); имен прилагательных (тыквенные, подсолнечные); уточнить значение глаголов (свистит, воркует, стрекочет); активизировать в речи имена прилагательные – антонимы (большой – маленький, крупный – мелкий, длинный – короткий); учить образовывать глаголы от звукоподражаний (чирик – чирик – чирикает, кар – кар – каркает, тр – тр – стрекочет); и сложные слова (птица с красной грудкой – красногрудая, птичка с коротким хвостом – короткохвостая); уточнять значение предлогов (на, под и над); учить отвечать на вопросы полными ответами; учить соотносить слова с движениями.
Публикация «Интегрированное занятие по речевому развитию „Зимующие птицы“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие : развивать слуховое и зрительное внимание – отгадывать загадки – рифмовки; совершенствовать общую и мелкую моторику – выполнять движения по команде, быстро переключаться с одного движения на другое, повторять по подражанию пальчиковые игры;
Воспитательная:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное
для них зимнее время.
Предварительная работа:
Беседа и чтение книг о птицах, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа:
Корм, кормушка, холодно, голодно.
Оборудование: фигурки из картона «Зимующие птицы» : воробей, ворона, голубь, сорока, синица, снегирь; пособие «Кормушка».
ХОД:
1. Орг. момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня гости пришли, наверное посмотреть хотят какие вы умные и сообразительные. Поздороваемся с ними.
Сегодня мы с вами еще раз поговорим о зиме. А вы ничего не слышите? (воспитатель привлекает внимание детей к окну). Посмотрите кто к нам залетел! Это же… (Снежинка). Совершенно верно, веселая снежинка! (помещает снежинку на мольберт). А кто знает, откуда берутся снежинки и почему? (ответы детей). Какие приметы зимы вы знаете? (ответы детей).
2. Игра «Семейка слов»
Поиграем в семейку слов. Я буду задавать вопросы, а вы должны ответить на них так, чтобы в ваших ответах спряталось слово СНЕГ.
1. Что зимой падает с неба? (снег)
2. Какую бабу лепят из снега? (снежную)
3. Как называется машина, на которой можно кататься по снегу? (снегокат)
4. Как называется то явление, когда с неба падает очень много снега? (снегопад)
5. Как называется машина, которая убирает снег с дорог? (снегоуборочная)
6. Как называется парк, который занесло снегом (заснеженный)
7. Как зовут внучку Дедушки Мороза? (Снегурочка)
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах, будем их кормить, и поговорим и о том, как нужно о них заботиться зимой.
3. Игра «Подскажи словечко»
А сейчас мы проверим, какие вы сообразительные. Поиграем в игру «Подскажи словечко» о зимующих птицах.
Он на дереве сидит,
Чик-чирик всем говорит,
Очень любит угощение,
Просо, зёрнышки, печенье.
Прыгает, а не идёт,
Рядом с нами он живёт,
Угадайте поскорей,
Кто же это?. (воробей)
В жёлтом платьице она
Нам видна издалека.
Шапка чёрная у птицы,
А зовут её (синица)
Прилетела на базар,
Громко всем сказала:. (Кар)
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – (ворона)
Зимой на ветвях яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая … (сорока)
Символ мира – это он
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет … (голубь)
(По мере того, как дети будут отгадывать загадки, вставляются в прорези на пособие «Кормушка» фигурки названных птиц).
Ребята, посмотрите на птичек, прилетевших в зимнюю столовую. Давайте опишем двух птичек. Пожалуйста, на вопросы отвечайте полным ответом.
Как называется эта птица?
Дети: Птица называется ворона.
Какого она размера?
Дети: Ворона большая.
Какой длины у нее хвост?
Дети: Хвост у птички длинный, значит, птичка длиннохвостая.
Как птичка подает голос?
Дети: Ворона каркает – «кар-кар».
Ворона –с чёрной головой, крыльями и хвостом, она всеядна: питается остатками пищи, семенами, ягодами.
Молодцы ребята.
А как называется эта птичка?
Дети: Эта птичка называется снегирь.
Какого она размера?
Дети: Снегирь-птичка маленькая.
Какого цвета у птички грудка?
Дети: грудка у птички красная, значит, птичка красногрудая.
Какой хвост у птички?
Дети: Хвост у птички короткий, значит, птичка короткохвостая.
А как птица голос подает?
Дети: Снегирь свистит - «цинь – цинь».
Какой корм клюет снегирь?
Дети: Снегирь клюет ягоды.
Снегирь – грудка и щёчки красные, верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка светлая, питается плодами рябины, семенами деревьев и кустарников.
Синица – брюшко жёлтое с черной полосой посередине, белые щёчки, головка и крылья чёрные, спинка голубовато-серая, питается крошками, любит сало и мясо, поедает семена деревьев и кустарников, ягоды.
Воробей –серо-коричневая окраска перьев, питается семенами, хлебными крошками, крупой.
Сорока –голова, шея, грудь чёрные, живот белый, длинный хвост, ест насекомых, ягоды. Сорока – стрекочет «тр-тр».
Голубь бывает разного цвета (белого, серого, сизого цвета). Селится вблизи домов. Питается семенами растений.
Молодцы, ребята, правильно. Воробей – чирикает «чирик-чирик», ворона - каркает «кар-кар», голубь - воркует «гу-гу», сорока – стрекочет «тр-тр», синица и снегирь - свистят «цинь - цинь».
Что у всех птиц общее, что их всех объединяет? (все с крыльями, у них есть клюв, две ноги с коготками, тело покрыто перьями).
- Как можно назвать их всех одним словом? (зимующие птицы).
- Почему их так называют? (потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются зимовать).
4. Пальчиковая гимнастика:
Прилетели птички
«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко.
(Тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,
(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.
(Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)
Галки да вороны
Ешьте макароны
(Тереть ладонь о ладонь)
5. Игра «Кто где»
(Работа с пособием «Кормушка»).
Обедают птицы в зимней столовой.
Какие птицы сидят на кормушке? Какая птичка клюет сало над кормушкой? Кто прилетел полакомиться рябиной и устроился под кормушкой? (Ответы детей).
(Продемонстрировать детям жестовые символы предлогов «на», «над» и «под»).
Ребята, давайте вместе с вами выполним движения и назовем предлоги.
6. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке вода, разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. Мелкие потряхивания расслабленными
Как видно, ладошки мои горячи.
7. Игра «Собери картинку и отгадай птичку».
У меня есть 5 конвертов с изображением птиц.
Давайте разделимся на 5 групп. Ваша задача: собрать разрезанную картинку в целую, отгадать, что это за птица.
8. Итог.
Ребята, о ком мы сегодня разговаривали? (О зимующих птицах). Почему их называют зимующими? (Они не улетают от нас в теплые края, а проводят всю зиму вблизи жилья человека). Нужно ли заботиться о них? (Да). Что нужно для этого делать? (Мы делаем кормушки, подкармливаем зимующих птиц крупой и семенами, а для синичек специально кладем кусочки несоленого сала).
Ну что, ребята, попрощаемся со снежинкой, пусть она летит к своим подружкам, им вместе будет веселее! (дети дуют на снежинку, имитация полета за окно).