Елена Саркисова
Интегрированное занятие по развитию речи «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по развитию речи
Тема: Первоцветы
Цель: Создание положительного эмоционального фона, формирование интереса к миру растений
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к окружающему миру.
2. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
3. Расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни.
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи „Первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Закрепить признаки весны.
5. Развивать речь детей, активизировать внимание и память.
6. Воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе.
7. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Предварительная работа:
Совместная деятельность: чтение художественных произведений о цветах, весне, заучивание стихов; рассматривание картин, иллюстраций; отгадывание загадок; рисование «Весна»; повторение описания цветов-первоцветов; дидактические игры («Телефон», «Запомни, назови» и др. на закрепление названий ранних весенних цветов); настольно – печатные игры; лексико-грамматические игры «Назови признаки», «Назови действия», «Назови родственные слова» (к весне, солнцу, ветру, траве, цветку); прослушивание магнитофонной записи фрагментов из альбома П. И. Чайковского «Времена года»; фотовыставка «Весна» (фотографии детей с семьёй); заучивание стихотворения «Лесные правила».
Оборудование к занятию :
Демонстрационный материал: В группе оформлен уголок весеннего леса с выставкой картин и иллюстраций о весне и весенних первоцветах; аудиозаписи с лёгкой тихой музыкой, П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Подснежник»; сундучок для загадок; подарки лесу (поделки и рисунки детей) – солнце, капельки дождя, птички, бабочки; схема – модель для составления описательного рассказа о цветах; солнце (мягкая игрушка)
Раздаточный материал: листы белой бумаги для рисования, гуашь разных цветов, кисточки для рисования; разрезные картинки (весна); перфокарты «Цветы»; фломастеры.
Ход занятия
Воспитатель: Вот сундучок не простой, а расписной, с секретом. Что здесь может быть? Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нём алых ленточек и разноцветных платочков, а живёт в нём загадка. Отгадаете правильно, заиграет красивая музыка.
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (весна)
Чтобы ещё раз убедиться, правильно ли вы отгадали загадку, давайте сложим части картинки и узнаем, что на ней нарисовано.
Д/и «Собери картинку»
Воспитатель:
Какое время года изображено на картинке?
И эту мою загадку отгадали! Молодцы!
Как узнали, что это весна?
Чем весна отличается от других времён года?
Назовите самые первые приметы весны в природе? (Днём стало пригревать солнце, подул тёплый ветер, стало теплее, закапали сосульки на крышах домов, снег потемнел, набух и стал таять, появились первые проталины, побежали, зазвенели ручьи и т. д.)
Психоречевая гимнастика «Хлопни в ладоши».
Воспитатель произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. (Если слово о весне, дети хлопают в ладоши).
Воспитатель: Зима ушла, но солнце ещё греет слабо, нередко по утрам мороз. Но днём начинает звенеть весёлая капель. Покажите, как звенит капель. Сначала медленно, а потом всё быстрее. Вы будете говорить «кап-кап-кап», а ритм я буду задавать рукой. Я знаю маленькое стихотворение о капели.
Динамическое упражнение «Капель»
Кап-кап-кап, — капель звенит, Ритмично хлопают в ладоши.
Кап-кап-кап, - словно с нами говорит. Ритмично хлопают ладонями по
ногам.
Кап-кап-кап, - Плачут от тепла сосульки, Собирают «слёзы» в ладошку.
Кап-кап-кап, - И на крышах талый снег. Ритмично гладят себя по голове.
Кап-кап-кап, А у всех людей весною
Это вызывает смех. Поворачиваются вокруг себя.
Воспитатель: Весна! Прекрасная погода! Отправимся в лес! Но сначала вспомним «Лесные правила». (Дети читают стихи о правилах поведения в природе).
Если в лес пришёл гулять, снежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки — убегут с лесной опушки.
Ветки не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Воспитатель: Теперь пора в путь. (Дети встают.)
По извилистой дорожке
К речке синей мы пошли.
Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
Как лисички мы пойдём,
Аккуратненько пройдём.
Воспитатель: Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной. (Под «Вальс цветов» П. Чайковского дети рассматривают иллюстративный материал: картины, открытки с изображением лесных полянок.)
Воспитатель:
Молодые листочки, каких деревьев украсят лес?
Но лес весной украшают и цветы. Как их называют?
Правильно, первые цветы так и называют –первоцветы.
Рассказ воспитателя о первоцветах
Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой. Весной появляются все необходимые условия для роста растений влага, тепло, солнечный свет и они пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. (Воспитатель зрительно обращает внимание детей на иллюстрации первоцветов)
(Демонстрация презентации «Первоцветы»)
Сейчас узнаем знаете ли вы первоцветы. Присядем за лесным столиком.
Работа с перфокартами
Воспитатель: Вот вам задание: найдите среди всех цветов, только весенние-первоцветы, и обведите их кружочком.
(Дети выполняют задание, затем называют первоцветы.)
Воспитатель: А вот и первая проталинка.
Ребёнок – подснежник:
Первым вылез из землицы
На проталинке,
Я мороза не боюсь,
Хоть и маленький. (Дети отгадывают загадку.)
Игра импровизация «Цветочек»
Хотите, мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка-подснежника? Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок с бутоном, которым будет каждый из вас. Он еще закрыт.
Дети садятся на корточки, затем медленно встают («вырастают»). Их руки сложены, как лепестки нераскрывшегося бутона.
Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается и становится прекрасным подснежником. Он греется под весенним солнцем, лёгкий ветерок раскачивает его. Подснежник всё время следит за солнышком, куда оно плывёт, туда и цветок поворачивается.
Воспитатель показывает нарисованное солнышко, прикрепленное к палочке. Дети разводят руки, как будто расцвёл цветок, и покачиваются. Воспитатель передвигает солнышко, дети поворачиваются в ту же сторону.
Но вот послышались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветок испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.
Воспитатель топает. Дети изображают испуг, складывают руки-ле-пестки, наклоняются к земле.
Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошёл дальше. (Топает, затихая.) И вот подснежник снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.
Дети выпрямляются, расправляют руки-лепестки, смотрят на «сол-нышко», улыбаются.
Вот какая история произошла с маленьким подснежником. А теперь закроем глаза и превратимся в ребят: «Раз, два, три».
Воспитатель: Да, первый весенний цветок в нашем лесу — это подснежник.
Беседа - рассуждение "Почему подснежники спешат?"
Оказывается, что корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. Когда пригреет солнце, развернутся листья на березах, осинах, дубах, кустах и в лесу станет тенисто от густой зелени деревьев. А цветам без солнца жить нельзя. Расцветая в окружении снегов, подснежник сам похож на снежинку.
Воспитатель: А теперь послушайте ещё один рассказ о весеннем первоцвете. (Воспитатель даёт описание мать – и - мачехи, не упоминая названия растения.)
Растёт на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка. (Ответы детей.)
Воспитатель: Послушайте новую загадку:
Белые фонарики
На зелёной ножке
Я весною встретила
На лесной дорожке.
Воспитатель: Правильно: это ландыши.
Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат. А можно ли нарвать букет ландышей и понести его домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая? (Рассуждения детей.)
Да, ребята, эти цветы лучше оставить в лесу. В вазе ландыши стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Для букетов выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных и полевых радуют нас дома. Тем более что ландыши-цветочки появляются не на всех листьях. Корневище ландыша живет примерно 21 год, а цветет он только в возрасте от 7 до 10— 13 лет. Вот сорвём мы букетик ландышей. Приедем через год на то место, где собирали цветы, а их там уже не будет. Не увидим мы фонариков-колокольчиков! Не разнесётся по лесу их запах! Покажите какое настроение тогда у вас будет?
(Дети с помощью мимики показывают настроение ландыша.)
Так как же лучше поступить с ландышами? Рвать или нет? (Высказывания детей.) Да, пусть цветут ландыши, майский привет весеннего леса. — А знаете ли вы, ребята, что ландыш — лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но не на поляне в лесу им надо лечиться. Ландыш — ядовитое растение. Листья и особенно плоды ландыша (иллюстрации) — ядовиты. Но соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу.
«Красная книга»
- Почему на иллюстрациях некоторых первоцветов стоят красные точки? (Они занесены в красную книгу.)
- Что такое «Красная книга»? (ответы детей)
«Лесная полянка» (художественное конструирование)
Воспитатель: А сейчас давайте выложим на наборном полотне первоцветы, с которыми мы познакомились в лесу. ( Дети выполняют задание: из геометрических фигур выкладывают цветы)
Воспитатель: Спасибо тебе подснежник нам очень понравилось на твоей полянке. Но нам пора отправляться назад в детский сад. Что мы с вами можем подарить весеннему лесу, первоцветам? (Ответы детей – солнышко, дождик, птичек и т. д., поделки сделаны заранее)
Воспитатель: Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красо-той! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. «Прощай весна, прощай, красна. Ты в гости приходи сама». (Воспитатель и дети прощаются с подснежником и лесом).