Елена Ильина
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Знакомство с русскими народными игрушками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с русскими народными игрушками»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественная литература, художественное творчество.
Задачи:
Воспитывать детей на русских традициях;
Развивать эстетическое восприятие;
Дать представление о народных промыслах;
Публикация «Интегрированное занятие по познавательному развитию „Знакомство с русскими народными игрушками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Показать связь между народным промыслом и русским фольклором (потешками, песнями);
Закреплять умение выделять дымковскую игрушку, ее отличительные признаки (из чего сделана, основные цвета);
Повторить значение понятия «народная»;
Учить объяснять, почему игрушка названа именно так;
Познакомить детей со значением слова «ярмарка».
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультимедиа-презентации «Гости из Дымково».
2. Разучивание стихотворений.
3. Подбор иллюстраций и игрушек на выставку.
Оборудование:
Выставка игрушек, иллюстраций.
Магнитофон с аудиозаписью «Во поле березка стояла»
Ход занятия:
Звучит музыка. Воспитатель в роли сказочницы одет в русский народный костюм. Входят дети. Музыка затихает.
Воспитатель: (обращается ко всем присутствующим)
Здравствуйте, мои дорогие! Я очень рада, что сегодня вы пришли ко мне в гости. Желанному гостю хозяева рады! А знаете, кто я? Я – хранительница русских игрушек. У меня их великое множество. Но сегодня я буду не только рассказывать, но и показывать, а вы будете мне помогать.
Но сначала давайте с вами поближе познакомимся. В этом нам поможет игра с похожим названием «Давайте познакомимся!»
У меня есть волшебный клубочек. Мы с вами будем передавать клубочек друг другу. У кого он оказался в руках, тот представляется окружающим (называет свое имя, да не просто так, а так, как мамочка называет его ласково. (проводится игра).
Хранительница:
Как нагрелся наш клубочек от рук добрых, от ласковых слов, и всем вдруг стало намного теплее. А кто из вас, ребятушки, знает, что такое ЯРМАРКА? (ответы детей)
Это большие торги, которые устраиваются в одном месте и в одно и то же время с увеселениями, развлечениями. И не даром говорят: «Шумно, как на ярмарке.» Весной устраивалась «свистунья» - ярмарка игрушек. Из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки – все интересно! Карусели на ярмарке, все в блестках – гусь, кони, колясочки, и обязательно музыка играет (звучит музыка).
Хранительница:
Посмотрите, ребятушки, вот здесь живут все мои игрушки. Настоящая ярмарка. Правда, красиво! (подводит к первому столу, расставляет игрушки так, чтобы всем было хорошо видно)
Зачем эти игрушки? – спросите вы. Да видно такая уж душа у нашего народа, не только работать он может, но и веселиться. А какое веселье без забав, без игрушек? А еще русский народ богат любовью к родной земле, к детям своим. Кто догадается, для кого придумывали всякие игрушки и забавы русские мастера? (ответы детей)
Хранительница:
Правильно, ребятушки, для своих детишек, сыночков да дочек. И делались эти игрушки из разных материалов. А кто знает, из каких материалов делались эти игрушки? (ответы детей)
А еще из ткани делали женщины кукол для своих доченек (показ). Делали игрушки из соломы (показ). Но эти игрушки были непрочными, играть в них было неудобно, и вскоре мастера стали изготовлять игрушки из дерева. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц (подходят к следующему столу).
Хранительница:
А кто из вас, ребятушки, знает, из какого материала сделаны эти игрушки? Правильно, они деревянные. Многие из них умеют двигаться. На этой дощечке куры быстро – быстро зерно клюют, а здесь медведь с мужиком молотами стучат. Сделаны эти игрушки в селе Богородском, поэтому так их и называют – богородские. Давайте прочитаем про них стихотворения (дети читают стихотворения)
Стук – мужик, да стук – медведь.
Любо-дорого смотреть!
Птицам просо не дают
И они брусок клюют.
Возле пляшущих зайчат
Птицы клювами стучат!
С переливами поет,
Утром будит весь народ.
Золотистый гребешок
Гордо носит петушок!
Чудесные игрушки? Много радости приносят они людям, большое спасибо мастерам богородским за них. А вот еще один стол (продвигаются дальше)
Хранительница:
Ребятушки, а что это за игрушки?
Конечно, матрешки! (под чтение стихотворения воспитатель разбирает ее и демонстрирует детям)
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куклу открой, будет третья во второй!
Половинку открути, плотную, притертую –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее и посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней куколка шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.
Посмотрите, какие красивые! Все они отличаются росписью, у каждой свой наряд. А кто из вас хочет прочитать нам стихотворение о матрешке? (дети читают стихотворения)
Мы – матрешки, мы – кругляшки.
Мы все лаковые, одинаковые.
Как плясать пойдем -
Только пыль столбом!
Привезли издалека мы не ситцы, не шелка,
И не кольца, и не брошки, а веселые матрешки!
Хранительница и дети подходят к последнему столу.
Хранительница:
Посмотрите-ка, ребятушки, какая красота! Какие цветы яркие, чудесные! Что же это за игрушки такие? Посмотрите внимательнее. Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)
Правильно, из глины. Вот это конь, это – индюк, а это красавица-барышня.
Хранительница передает игрушки в руки детям. Они читают стихотворения, демонстрируют их.
Конь бежит – земля дрожит,
Из копыт огонь летит!
Как красива эта птица,
И нарядна как девица!
Посмотри, как хороша
Эта девица – душа:
Щеки алые горят, удивительный наряд.
Хранительница:
Скажите, ребятушки, какими цветами расписаны эти игрушки? (ответы детей)
Правильно, художники использовали голубой, красный, желтый цвета. А какой цвет использовался больше остальных? (ответы детей)
Конечно, белый. Готовую игрушку покрывали сначала белой краской, а затем расписывали ее другими цветами. Узор какой формы вы видите? (ответы детей) Правильно, круглой. Интересно, кто из вас знает, откуда эти игрушки? (ответы детей)
Их делали в селе Дымково. А по названию села назвали игрушки – дымковские. Дети подходят к мольберту, на который прикреплен образец воспитателя. Обращается внимание на то, как наклеены кружки (начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким, как ритмично расположены все детали, как аккуратно выполнена работа. Воспитатель подробно рассказывает и описывает процесс ее выполнения.
Хранительница:
Посмотрите, какой у меня нарядный и веселый козлик получился. Если вы постараетесь, то у вас получатся такие же.
А перед работой мы с вами немного поиграем.
Звучит музыка.
Физкультминутка «Козлик». Дети повторяют за воспитателем слова и движения.
Хранительница:
А теперь, ребятушки, проходите на свои места. У каждого есть свое необходимое место для работы. Вы у меня молодцы: все знаете, все умеете, и у вас обязательно все получится. А теперь можете приступать к работе.
Звучит музыкальное сопровождение. Воспитатель наблюдает за детьми, подсказывает и помогает (индивидуально).
Музыка стихает.
Хранительница:
Все закончили, молодцы, замечательные игрушки у нас получились (демонстрирует некоторые работы). А вы знаете, что раньше на Руси был обычай – хозяева дарили подарки гостям. Ведь дарить подарки тоже очень приятно. Давайте продолжим эту замечательную традицию и подарим подарки своим гостям.
Звучит музыка. Дети дарят свои работы гостям (родителям, воспитателям, другим детям).
Хранительница:
Ну что ребятушки, понравились вам мои игрушки? (ответы детей) На сегодня мы с ними прощаемся, но обязательно пригласим их к себе в гости и познакомимся поближе.
Звучит музыка. Дети уходят в группу.