Бессмертная
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу Светлограду»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу Светлоград»
Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС №33 "Аленка" г. Светлоград Бессмертная С.А.
Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу Светлограду.
Задачи: Продолжать закреплять знания детей о названии родного города, знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город (поселок, очень старались и хорошо выполнили свою работу.
Публикация «Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие по городу Светлограду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Развивать связную речь, мышление, воображение, творческие способности.
Воспитывать в детях чувство восхищения своим родным городом и гордости за его жителей.
Оборудование: Компьютерная презентация, звукозапись с песней «Светлый город, ты мой!», листы для составления альбома «Любимый город», картинки для аппликации, клей, цветные карандаши, фломастеры, салфетки.
Предварительная работа. Чтение стихов и рассказов о родном городе. Поездка с родителями в любимые места родного города для отдыха (парк, стадион, музей и пр.).
Ход НОД
1. Организационный момент (дети становятся в круг)
2. Сообщение темы.
- Скажите, пожалуйста, какой праздник приближается в эти выходные? (День города)
- Как называется наш город? (Светлоград)
- Как называются люди, живущие в Светлограде? (Светлоградцы)
-И мне хочется начать наше занятие со стихотворения:
Чем старше город, тем он краше!
В нем много памятников, башен,
Красивых улочек старинных
Домов высоких, домов длинных,
Церквей с злотыми куполами…
Не верите? Смотрите сами!
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному городу. Хотите?
- На чем можно путешествовать в городе? (Ответы детей)
- Давайте сядем в автобус и поедем по родным и уже знакомым нам местам, будем останавливаться, только на остановках.
(дети садятся в заранее построенный автобус)
-Пристигните ремни. Мы отправляемся в путь.
3. Работа над темой.
1 остановка «Историческая»
У Светлограда славное прошлое, которым по праву гордятся светлоградцы. В низовье горы Куцай у реки Калаус, среди густых лесов и кустарников возник Петров поселок. Вокруг леса жили аулами татары.
Населенный пункт официально образован в 1786 году, но он появился раньше. Народное поверье гласит, что беглый крепостной крестьянин Петр Бурлак (настоящее фамилия Писаренко) в 1750 году бежал от своего помещика и укрылся в густых лесах, когда-то росших на этой территории. Петр познакомился с татарами, завел с ними дружбу, стал заниматься с ними воровством и разбоями. Со временем к нему присоединились другие беглые крестьяне, многие с семействами. Они и положили начало селу, названному по имени Бурлака Петровским.
Так в глухом лесу образовался поселок, население которого быстро увеличивалось с одной стороны естественным приростом, а с другой – все новыми и новыми пришельцами из других местностей.
Петровчане развивали кустарные промыслы: бондарный (выделка вёдер, кадок, бочек, бочонков, корыт и т. п, кузнечный, слесарный, шорный (изготовление из кожи для лошадей, волов, сапожный, и другие. Женщины занимались изготовлением ковров из шерсти и ветоши, ткали на домашних станках полотно из пеньки.
Как промысел было развито чумачество-извоз. Чумачеством занимались хозяева, которые имели в собственности волов. Но в конце XIX-го века, вследствие заражения животных в Ставропольской губернии чумой, свободный проезд на волах был запрещен. Для перевозки грузов все больше стали использовать лошадей.
Большое развитие в Петровском получило гончарное производство, так как берега реки Калаус были богаты глиной. Во многих селах волости появились кирпично-черепичные заводы. Дома стали строить из самана, покрывать черепицей.
В 1965 году встал вопрос о присвоении селу статуса города и его названии. Было рассмотрено несколько вариантов — Светлоград, Ясноград, Светлый и т. д., так как небо над селом всегда светлое и ясное, а ученые утверждают, что солнце светит здесь 2198 часов в году, то город назвали Светлоградом.
- Отправляемся дальше в путешествие по городу и вот наша следующая остановка
2 остановка «Символика города Светлограда»
- Наш город называется Светлоград. Как вы думаете, что это обозначает?
- Каждый город имеет свою символику. У нашего города она тоже есть.
- Вы уже знаете и мне подскажите, что это? (Герб)
- Какого цвета герб, что на нём изображено?
Герб г. Светлограда разбит на два поля: в верхнем изображено солнце, иллюстрирующее «свет», а в нижнем - «стена», иллюстрирующая «град».
Цвет тоже выбран неслучайно. В ней оговорена символика: золото означает богатство, силу, мудрость, честь, истину (наше солнце золотое, серебро - невинность, чистоту, красноречие, (наша стена серебряная, лазурь - величие, интеллект, верность, чистые побуждения, благочестия (поле нашего герба лазоревое).
- Какой ещё символ города вы знаете?
Флаг Светлограда также лазоревый, на нем повторяются элементы герба: в левом верхнем углу расположено солнце, а ближе к нижней части полотнища – белая полоса (стена).
У нашего города есть свой гимн. В основу гимна легли слова и музыка Н. Рудинского «Я славлю твое имя, Светлоград».
- Отправляемся дальше в путь!
3 остановка «Угадай – ка».
- Сегодня наш город – это город с несколькими школами, гимназией, лицеем, детскими садами, различными предприятиями и другими образовательными организациями.
- А что еще есть в нашем городе, вы узнаете, отгадав загадки:
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, —
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в… (магазин)
Тут на каждом этаже
Побывали мы уже.
Вот внизу - регистратура,
А повыше - логопед.
Врач лечебной физкультуры
И массажный кабинет.
А пройдете коридор -
Там табличка "Доктор ЛОР".
(поликлиника)
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет.
(Музей)
Продавцы в её отделах
За стеклом в халатах белых,
Заболевшие всегда
От врача идут сюда.
(Аптека)
Там присутствующим надо
Поддержать свою команду,
И когда забьется гол,
Воцарится гул кругом.
(Стадион)
В ней книжек видимо-невидимо,
А что невидимо, то выдано.
(Библиотека)
- Так какие же строения есть в нашем городе? (ответы детей)
- Снова отправляемся в путь, только пешком.
Проводится физминутка.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель и дети).
Мы по городу шагаем (шагают на месте)
То, что видим, называем (смотрим в стороны)
Светофоры и машины, (поворачивают голову вправо-влево)
Ярмарки и магазины (поворачивают голову вправо-влево)
Проспекты, улицы, мосты (взмах правой рукой)
И деревья, и кусты (взмах левой рукой).
И высокие заводы (взмах обеими руками.)
Идут люди шумною толпой (ходьба на месте,
И это город мой родной (разводят руки вперед, затем в стороны).
4 остановка «Природные достопримечательности»
- Мы дошли до следующей остановки «Природные достопримечательности»
- Какая река протекает через наш город? (река Калаус)
Калаус - четвёртая по протяжённости река в крае, ее длина 436 км. Это типичная степная равнинная река, получающая питание за счет весеннего снеготаяния и ливней. Имеет резкие подъемы воды в марте и в период летних паводков. В это время Калаус грозен и опасен, сносит мосты, угрожает затоплением прилегающих к нему домов и других сооружений.
По мутности река Калаус стоит на 1 месте в крае, ее мутность составляла 8000 г\куб. м В отдельных историко - этимологических словарях тюркских языков «Калаус» переводится как «начало поселения».
- Город лежит между горами Куцай и Бараничей.
Гора Куцай получила название по кличке одного из первых поселенцев. Петровчанин Куцый имел склонность к отшельничеству, лето и зиму жил в шалаше на этой горе, проводя время в молитве. Гора и сегодня представляет большой интерес в геологическом отношении. На ней находят окаменелые растения, кости рыб, животных, раковины и черепки посуды. Находки свидетельствует о большой древности их происхождения.
Гора Куцай знаменита конкрециями - песчано-известковыми стяжениями самых разнообразных и причудливых форм. Основой большинства таких изваяний природы служат тонкие, вертикально стоящие плитки песчаника, иногда напоминающие строительный шифер, а порой - плоские доски. На разных уровнях таких опор можно увидеть округлые образования, очень похожие на древесные грибы и небольшие блюдца. И все это природа сотворила из одного лишь материала - песка.
С окружающими наш город горами связана народная примета: если «шумит» Куцай - это к «осадкам», если Бараничья - будет сухо.
На западном склоне Прикалаусских высот, на одной из низких террас р. Калаус, расположено Соленое (Лушниковское) озеро. Оно представляет собой древнюю старицу Калауса, т. е. отделившейся от реки участок ее прежнего русла.
Озеро славится своими целебными грязями. А целебные свойства грязи придают различные газы, соли и отмершие растения, отложившиеся вместе с илом. Грязь Лушниковского озера исследовались учеными несколько раз - в 1916 и 1930 г. г. и была признана по своему составу соответствующей грязям Тамбуканского озера, которую используют курорты Кавминвод.
- А теперь мы отправляемся в свой детский сад.
4. Продуктивная деятельность: составление альбома «Любимый город» (коллективная композиция).
- По какому городу путешествовали? (По Светлограду)
- Поговорили о природных достопримечательностях, символике нашего города. А теперь давайте попробуем сделать альбом с видами любимого города сами.
(Под музыку «Светлый город, ты мой…» дети сами выбирают понравившиеся виды и наклеивают их на листы для альбома, дорисовывают по желанию, в конце все работы накрываются титульным листом с надписью «Любимый город» и скрепляютс)
5. Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались на занятии? (Путешествовали по городу Светлограду, отгадывали загадки, делали альбом)
- Что вам больше всего понравилось?
- Наш красивый город создавали, строили люди разных профессий. Они старались, работали хорошо, чтобы в городе было удобно жить, чтобы он был очень красивый и большой. Если каждый житель будет делать для города что-нибудь хорошее, он станет еще краше. И хочется закончить наше занятие стихотворениями, которые подготовили наши ребята:
Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом,
И мы рады, что мы можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём
Хочу, чтоб ты все радостней сиял,
Чудесный городок в степи безбрежной;
Юн, как мечта, и звонок, как металл,
Всегда лучись любовью и надеждой,
Светись — и становись из года в год
Счастливых судеб плодоносным садом,
И докажи: не зря тебя народ
Назвал так прозорливо — СВЕТЛОГРАДОМ!