Кузнецова Светлана
Интегрированное занятие из цикла «Круговорот планеты Земля» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие : Кружится планета.
Цели:
- Формировать временные представления; подвести детей к пониманию таких явлений, как смена дня и ночи, смена времен года;
- развивать творческую фантазию детей, стремление детей выразить свою радость;
- словарная работа: ось, вращение, полюса, экватор, сутки, полушария;
- воспитывать положительное отношение к окружающему миру.
Материалы и оборудование:
- презентация; глобус; веревка; мячик; фонарик, обозначения частей суток;
Публикация «Интегрированное занятие из цикла „Круговорот планеты Земля“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для эксперимента: большой контейнер с водой, цветная бумага, ножницы, клей, трафареты цветка.
Ход занятия:
Слайд 1. Звездное небо.
- Ребята, вы когда-нибудь видели звездное небо? Расскажите, какое оно? (ответы детей)
-Как вы думаете, звезды маленькие, как мы их видим, или они очень большие? (ответы детей)
- Правильно, видим мы их маленькими, потому что они далеко от нас, а на самом деле они очень большие. Космонавты научились летать очень далеко от нашей Земли, но до звезд они не долетели. Зато они видели сверху нашу Землю. Оказывается, наша Земля – голубая и маленькая, по сравнению со звездами. Космонавты сфотографировали из космоса Землю. Вот она, наша планета!
Слайд 2. Планета Земля из космоса.
- Наши далекие предки мало знали о планете Земля, на которой мы с вами живем. Со временем они научились строить сначала небольшие лодки, а затем суда, на которых можно было отправиться в далекие странствия по морям и океанам вокруг света. Странствия эти продолжались много дней и ночей. Как же мореплаватели не сбивались с пути? Что помогало им в путешествиях? (ответы-предположения детей)
Слайд 3. Компас, карта, глобус. (1-й щелчок – карта, 2-й – компас, 3-й – глобус)
- Правильно, ребята, необходимы карта, компас, глобус. Когда-то очень давно мореплаватели ориентировались по звездам. Но звезды появлялись только ночью и только при хорошей погоде. А такие помощники, как компас, карта и глобус, использовались и светлое время суток, и в непогоду.
Предлагается для рассмотрения глобус.
- Посмотрите, глобус, это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете. Например, сегодня мы с вами узнаем, какие изменения происходят на нашей планете в течение суток, а также целого года. Для этого мы отправимся в сказочное космическое путешествие по планете Земля.
Сказка о планете Земля
Слайд 4. Сказочная картинки планеты Земля.
Итак, слушайте. Жила-была маленькая планета. Звали ее Земля. Ну, не такая уж она была маленькая, просто по сравнению с Солнцем, большим и горячим, вокруг которого она вращалась, просто малышка.
Слайд 5. Земля на веревочке.
Двигалась она вокруг Солнца так, как будто ее за веревочку крутят. На одной половине, обращенной к Солнцу, всегда было лето, и стоял день, а с другой стороны всегда зима и ночь.
Показ детьми кружения Земли на веревочке вокруг Солнца – работа парами.
Так как газа Земли были расположены именно со стороны, обращенной к Солнцу, то они скоро разболелись от яркого света. Планета попыталась отвернуться, но слишком сильно дернулась, и ее закружило.
Слайд 6. Земля вертится. Кружение детей вокруг себя.
Остановиться она уже не могла. Так и пришлось ей, кружась вокруг себя (вращаясь вокруг своей оси) и продолжать движение вокруг Солнца.
Работа парами – Солнце и Земля.
Вращаться все время было трудно, и по-началу, кружилась голова, но потом Земля привыкла. Зато теперь свет не все время слепил ее, а мягко освещал по очереди то одну половину, то другую.
Слайд 7. День и ночь.
День сменялся вечером, а потом и ночью, на смену которой приходило утро. Красота!
Подвижная игра «Сутки»
Подготовка к игре
На полу выкладывается крест-накрест две веревки (или рисуются мелом две черты). Дети встают в круг, веревки в середине.
Педагог: - Наш круг, который вы создали, будет изображать сутки, а каждая его четверть какую-то часть суток (какие части суток вы знаете? что делают люди в это время суток? и т. д.)
Каждую часть суток выделяют своим значком (солнце, звезды).
Игра
Педагог: - Понедельник начинается.
Дети идут по кругу до определенного сигнала педагога (хлопок и т. д.). Остановившись у определенной четвертушки круга, каждый ребенок выполняет действия, соответствующие каждому оттенку суток (умываются, чистят зубы, делают зарядку, обедают, играют и т. д.). Затем педагог выбирает ребенка, который будет ведущим для вторника и т. д.
Работа с презентацией. Продолжение сказки.
Работа с глобусом и фонариком. Показ.
Все бы хорошо, но Земле показалось этого мало. День и ночь одинаковой длины, сезон всегда один и тот же. Выше и ниже экватора всегда весна, не жарко, но и не холодно. Лето только посередине Земли, на ее экваторе, так сказать, на талии. Конечно, как таковой талии не было, ведь это был шар. Экватор был как раз самым широким ее местом. На полюсах стояло вечное утро. Солнце там стояло всегда у самого горизонта. Скучно!
Слайд 8. Наклон Земли.
Тогда Земля решила попробовать наклониться в сторону Солнца. Сразу стало интереснее. Лето, правда, на экваторе так и осталось летом, но зато и выше него тоже потеплело. Дни стали длиннее ночи, солнечного света туда попадало больше, Солнце светило прямо в лоб. А на Северном полюсе так вообще наступил вечный день. Правда ниже экватора наоборот похолодало, наступила зима и дни стали короче. А на Южном полюсе ночь стала такой же вечной как день на Северном.
Земля хотела еще по наклоняться и посмотреть, что из этого получится.
Слайд 9. Сердитое Солнце.
Но Солнце так сердито на нее посмотрело, что охота экспериментировать у планеты пропала. Она замерла в наклонном положении и полетела вокруг Солнца именно так.
Слайд 10. Наклон от Солнца.
Работа с глобусом и фонариком. Показ.
Пролетев половину пути, она заметила, что наклонена к Солнцу уже Южным полушарием, и туда пришло жаркое лето, на Южный полюс полярный день (он оказался не вечным, только очень-очень долгим, в Северном же полушарии наступила зима со снегом, а на Северном полюсе – полярная ночь, длинная-длинная, когда Солнце вообще не всходило.
Слайд 11. Времена года (сезоны).
Продолжая свой полет, Земля с интересом наблюдала, как сезоны сменяют друг друга, за время ее полного оборота вокруг Солнца. Лето-осень-зима-весна, а потом новый оборот вокруг Солнца, и опять лето.
Игра – разминка «Друг за другом»
Педагог предлагает детям проверку на память и внимание. Начинает педагог, называя любое время года, а дети продолжают цепочку пока не дойдут к времени года, названному педагогом. Проводится 3-4 раза.
Ну вот, вы и познакомились с перемещениями Земли в космосе и с тем, что это приносит нам – людям. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете времена года!
Загадки о временах года
1. Хоть сама и снег, и лед,
А уходит – слезы льет. (Зима)
2. Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет. (Весна)
3. Зеленое, желтое, красное, самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое, дачное, пляжное, яркое! (Лето)
4. Вот и стали дни короче, и длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг, пожелтели лес и луг. (Осень)
Загадки о явлениях природы (когда это бывает)
1. Большая белая скала всю зиму крепла и росла.
Но от весеннего тепла скала осела, потекла… (сугроб)
2. Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
3. Над лесами, городами. Над просторами полей
Проплывают караваны небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли эти чудо-корабли. (Облака)
4. Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал, на крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю и ушел по лужам в поле. (Дождь)
5. Над лесами, над рекой семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост – я б достал рукой до звезд! (Радуга)
6. Носится, свищет, мечется, рыщет.
Где пробежит – листик дрожит.
Где пронесется – дерево гнется. (Ветер)
7. Целый день играют в прятки
С ветром рыжие заплатки. (листопад)
Эксперимент «Распускающиеся цветы»
И закончим мы наше занятие увлекательным экспериментом, который называется «Распускающиеся цветы». Какое у нас сейчас время года? Правильно весна. А весной вся природа просыпается. И сейчас мы с вами разбудим наши цветочки, которые приготовили к этому занятию.
Подготовка к эксперименту
Делаем цветок в форме звезды. Для этого обводим трафарет большой звезды на цветную бумагу размером 15*15. Затем делаем также звезду меньшего размера на цветную бумагу другого цвета размером 5*5. В центр большой звезды приклеить маленькую звезду и свернуть все лепесточки к центру. Затем закрываем маленькую звездочку лепестками большой звезды.
Проведение эксперимента
Опускаем цветок в воду. Сначала распускаются лепестки большой звезды, а затем по мере намокания бумаги распускается и маленькая звездочка.
Итог занятия.
Детям задаются вопросы: о чем сегодня они узнали на занятии, что нового они для себя открыли, что показалось наиболее интересным.