Галина Буйских
Интегрированное занятие по финансовой грамотности детей в подготовительной группе «Тот без нужды живет, кто деньги бережет«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ввести детей в мир экономических отношений и финансовой грамотности.
Задачи:
• познакомить детей с понятиями «бюджет», «доход», «расход»; составными элементами семейного бюджета;
• дать представление о сущности расходов, показать их многообразие;
• формировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей;
• развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Публикация «Интегрированное занятие по финансовой грамотности детей в подготовительной группе „Тот без нужды живет, кто деньги бережет„» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• закрепить математические понятия: количество и счёт, больше – меньше;
• воспитывать умение экономно и рационально тратить деньги;
• воспитывать уважение к труду взрослых.
Предварительная работа: Родители с детьми изготавливают карточки с пословицами о бережливости. (Для использования на занятиях и пополнения игровой копилки в познавательном уголке). Проводились беседы «Что такое «Бюджет», «Чем отличаются доход и расход», «Для чего нужно экономить?».
Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело».Чтение художественных произведений: «Сказка о трёх братьях» Г. Злобенко, «Уроки Берегоши», «Домашняя экономия» С. Галкина
Оборудование и материалы:
Мультимедийная установка, мультфильм «Простоквашино», модель «семейный бюджет» – корзинка, слайды с изображением денег, тарелочки с монетами на каждого ребёнка, схема «Доход-расход».
Ход занятия:
Организационный момент:
Слайд 1
Дети заходят в групповую комнату, здороваются с гостями.
Слайд 2
Ребята! Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуйте, ладошки! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! (топают ногами)
Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте!
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! (поет воспитатель, дети отвечают)
Здравствуйте, учитель! Здравствуйте! (поют дети- воспитатель отвечает)
Слайд 3
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это такое? (обращает внимание на большую сумку - кошелёк).
-Это кошелёк. Какой необычный, большой. Какая-то загадка!
Скажите, а для чего служит кошелёк? Как люди его используют?
Дети: В нём хранят деньги (или в него складывают деньги). (щелчок на слайде)
Воспитатель: Правильно, кошелёк используют для денег. А вы хотите открыть его и посмотреть, что в нём лежит?
(воспитатель открывает кошелёк и появляется монетка).
Слайд 4
Монетка:
- «Здравствуйте ребята, я золотая монетка. Со мной приключилась забавная история, о которой я хочу вам поведать. (щелчок на слайде)
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей даёт: Вот!
Купи мне самолет.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
Монетка: -Ребята, как вы считаете, что забавного в этой истории?
Ответы детей (мальчик не знает цену деньгам, у него очень много желаний).
- Молодцы! Хорошо, что вы понимаете, и я думаю, знаете цену деньгам.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю, пусть монетка нас познакомит, как правильно распределять наши средства – деньги.
Монетка: Да, конечно, с большим удовольствием научу вас, как быть грамотным в своих финансах. Послушайте, внимательно: (щелчок на слайде)
В финансах грамотным чтоб стать,
Правила нужно соблюдать,
Я их тебе все расскажу.
Во-первых: надо понимать,
Как это сделать покажу. (щелчок на слайде)
Ты не стесняйся — узнавай,
Лишь выгодное покупай,
Ведь экономным нужно быть.
Расходы надо сосчитать
И чтобы доход не превышать,
Поверь, по средствам надо жить. (щелчок на слайде)
Надо точней определить,
Что хочешь ты себе купить,
Что по доходу твоему.
Свой план финансовый построй,
Он для тебя пока простой:
«Я сэкономлю и куплю»!
Слайд 5
Смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду….»
Слайд 6
Воспитатель:- Что значит «экономить?» ответы детей (беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки).
- Вы слышали от своих родителей такие слова: беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки?ответы детей
- В каких случаях? (ответы детей) (щелчок на слайде)
.- Молодцы, ребята, да правильно говорите: когда нужно экономить деньги.
- А,вы, знаете откуда берутся деньги? ответы детей (щелчок на слайде)
- Да, ребята, конечно, молодцы, ваши родители работают и получают за свою работу, зарплату, труд очень почетен. Давайте послушаем ребят, которые нам расскажут, о том как важен труд.
1 ребенок:
Труд — основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
2 ребенок:
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
3 ребенок:
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
(Дети садятся за столы)
Слайд 7
Воспитатель:- Внимание на экран. Сегодня к нам в гости пришла семья Рублёвых.
- Назовём членов семьи (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).
- Как вы думайте, чем каждый из них занимается?
(Папа – военный, мама – врач, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад).
Воспитатель:- Правильно, папа – военный, мама – врач они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю. (щелчок на слайде)
- Кто получает зарплату? (Папа, мама). (щелчок на слайде)
- За что они получают зарплату? (За свой труд).(щелчок на слайде)
Воспитатель:
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. (щелчок на слайде)
Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (щелчок на слайде)
- Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. (Сестра пополняет кошелёк).(щелчок на слайде)
- Брат ходит в детский сад, он не получает денег.
(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи).
Воспитатель:-В копилке лежат деньги – это доход семьи, т. е. – это все деньги, которые получают члены семьи. Вот как складывается семейный бюджет.
- Ребята, а вы хотите узнать какой доход у семьи Рублёвых?
(проходим к столам).
-У вас на тарелочках лежат монеты, с помощью этих монет мы с вами посчитаем доход семьи Рублёвых за первый месяц в году. Я буду называть доход каждого члена семьи, а вы отсчитывайте его монетами и выкладывать на столе.
-Как называется первый месяц? (Январь).
- Папа работал не весь январь и получил тримонеты. Мама - одну монету, бабушкина и дедушкина пенсии - две монеты. А сестра в марте стипендию не получила, потому что была на каникулах.
- Сколько монет заработали члены семьи? (шесть монет).
Воспитатель:
- Теперь посчитаем, сколько они заработали монет во втором месяце. Как он называется? (февраль). Доход за февраль выкладываем ниже. В этом месяце папе за хорошую работу заплатили четыре монеты. Маме тоже за хорошую работу выдали к зарплате премиюдвемонеты, бабушкина и дедушкина пенсии –двемонеты. И сестра получила стипендию одну монету.
- Сколько монет заработали члены этой семьи в этом месяце? (девять монет).
- Увеличился семейный бюджет в этом месяце? На сколько?
(на три монеты).
-А как вы считаете, почему бюджет семьи увеличился?
(Папа и мама очень хорошо работали в этом месяце, вот и заработали больше денег).
Работа с мешочком.
Воспитатель:– Дети, все деньги, которые находятся в семейном бюджете и называются доходом. Какие доходы бывают у семьи Рублёвых?
Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. Что можно еще отнести к доходам семьи? (кладу в мешочек монетки).
К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождение, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок.
Слайд 8
Но в каждой семье есть и расходы.
— А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (щелчок на слайде) Оплата детского сада (щелчок на слайде, (щелчок на слайде) покупка еды (щелчок на слайде, (щелчок на слайде)одежды (щелчок на слайде, (щелчок на слайде)оплата за отопление (щелчок на слайде (щелчок на слайде) за воду (щелчок на слайде, (щелчок на слайде)за газ (щелчок на слайде, (щелчок на слайде) за электричество (щелчок на слайде) — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям. (щелчок на слайде) А ещё вы просите купить игрушки, и сладости, (щелчок на слайде) так же любите посещать различные кружки и секции, за которые поже нужно платить. (щелчок на слайде)
Ой, пустой мешочек что делать? Рассчитывать бюджет, экономить. Но как?
Монетка:Я знаю, как вам помочь. Чтобы экономить денежные средства, не обязательно посещать платные кружки, можно и самим себя занять, и я предлагаю сейчас это сделать, выходите, ребята, разомнемся с вами немножко. Вставайте, в кружок.
Слайд 9
Физкультминутка:
Все руки выше, хлопок над головой,
Присядем ниже топаем ногой.
И крутим быстро мы своей головой.
Отставить скуку, и топаем ногой,
Взялись за руки, и движем их волной.
И эти волны разольем над собой.
Все руки выше, хлопок над головой,
Присядем ниже и топаем ногой.
Мой друг, ты,больше думай головой!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, отдохнули, набрались сил для дальнейшей игры и давайте поиграем.
Слайд 10
Игра «Доход-расход».
Детям нужно ответить на вопросы, которые задает воспитатель, что это – доход или расход. (щелчок на слайде)
• Экономить воду: закрывать кран с водой после мытья рук – (щелчок на слайде) доход, (щелчок на слайде)
• Просить родителей в магазине купить новую игрушку (щелчок на слайде)
• - расход, (щелчок на слайде)
• Выключать свет в комнате, когда выходишь (щелчок на слайде) - доход, (щелчок на слайде)
• Папа получил зарплату - (щелчок на слайде)доход, (щелчок на слайде)
• Бабушка заболела - (щелчок на слайде)расход, (щелчок на слайде)
• Выиграл приз - (щелчок на слайде)доход, (щелчок на слайде)
• Потеряла кошелёк –(щелчок на слайде) расход, (щелчок на слайде)
• Продала бабушка пирожки - (щелчок на слайде)доход, (щелчок на слайде)
• Заплатили за квартиру - (щелчок на слайде)расход, (щелчок на слайде)
• Нашли монетку - (щелчок на слайде)доход, (щелчок на слайде)
• Купили куклу – расход.
Монетка: Молодцы, ребята, я вижу вы научились многому, как бытьфинансово грамотным. Отгадайте мои загадки «Как важно быть финансово грамотным»:
Чтоб не тратить слишком много,
Дам тебе один совет,
Каждый месяц снова, снова,
Ты планируй свой … (бюджет)
Дали деньги папа с мамой,
Это, значит, твой доход.
Ты купил гуашь с бумагой.
Это, братец, твой … (расход)
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (деньги)
Она рубль бережет. (копейка)
И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
- Молодцы, ребята, как я рада, что вы стали финансово грамотными. Но мне хочется и других детей научить экономить деньги, поэтому мне пора, вот вам от меня подарочек, до свидания.
Воспитатель:- Спасибо,монетка, нам было очень интересно будем рады повстречаться с тобой снова. До свидания! Ребята, вы обратили внимание как много у ваших родителей расходов.
- Как вы можете помочь родителям экономить деньги? (Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки).Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.
Слайд 11
Заключительная часть:
– Ребята, вы такие молодцы, были очень внимательными, теперь вы знаете, из чего состоит семейный бюджет, какие доходы и расходы есть у каждой семьи и сможете помочь своим родителям экономить деньги.
Занятие мне очень понравилось, а вам понравилось работать на занятии? Что больше всего вам понравилось? Что вам показалось сложным?
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
- Давайте, ребята, скажем всем до свидания!