Елена Долгих
Интегрированное занятие «Осень разноцветная». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы.
2. Помочь почувствовать красоту осенней природы посредством музыки, поэзии, живописи.
3. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
4. Закрепить умения детей рисовать нетрадиционными техниками: рисование ватной палочкой, губкой. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Интеграции образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» : «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Восприятие художественной литературы».
Материал для занятия :
- альбомного листа с готовым фоном
- репродукции с осенними пейзажами
- гуашевые краски и акварель
- кисть
- стаканчик с водой
- губка
- влажная салфетка
- ватная палочка
Предварительная работа: наблюдение за осенней погодой во время прогулок, чтение и разучивание стихов об осени, рассматривание репродукций картин, иллюстраций об осени, прослушивание музыкальных произведений на осеннюю тему, беседа с детьми на тему «Какого цвета осень?», подготовка фона для предстоящей работы на занятии.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки, пожмите их. Вы чувствуете, как тепло ваших рук передается по кругу? Каждый из нас дарит частичку тепла и доброты. А сейчас поставьте ладони к вашему сердцу, почувствуйте как оно бьется, сколько тепла, доброты и любви оно излучает… Подарите тепло каждому.
Воспитатель: Послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится:
Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток сняла,
Мошек упрятала спать до весны,
Что за волшебница, скажите вы?
Дети: Осень!
Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим об осени. Вам нравится это время года? Что вы можете рассказать о нём? (Дети рассказывают о признаках осени, об осенней природе и погоде).
Воспитатель: Об осени можно говорить очень много. Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна осень - радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период осени зовут поздней.
Воспитатель: Первую, золотую, любят за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощальные нежные лучи. Дети, кто нам расскажет стихотворение про осень? (Дети читают стихи)
Лето кончилось и, вот,
Нас встречает у ворот,
С щедрым урожаем.
Все деревья и кусты,
Расписала кистью:
В бронзу, золото и медь,
Превратила листья.
Дождь холодный моросит,
Листья опадают,
Осень золотым ковром
Землю укрывает.
Воспитатель: Послушайте музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь».
Воспитатель предлагает детям взглянуть за окно, обращает внимание, что золотая осень закончилась. Все чаще небо заволакивают тучи, и идет холодный моросящий дождь. С деревьев опали все листья на мокрую темную землю. Наступила поздняя осень.
Воспитатель. Послушайте стихотворение М. П. Чехова. Во время чтения стихотворения звучит отрывок из музыкального произведения П. И. Чайковского «На тройке. Ноябрь».
Все дождь и дождь. Повсюду лужи,
На землю с крыши потоки льют.
Что день, то пасмурней и хуже,
И от осенней острой стужи
Не знаешь где найти приют
Все дождь и дождь…увяли розы,
Цветы озябли, не цветут,
И на деревьях только слезы…
Еще неделька и морозы
К нам грозно с севера придут.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в гости к Осени в осенний лес. Но для этого нам надо надеть шапки – невидимки и сказать волшебные слова:
Шуры-муры, ванделюры
Шары-вары, растабары
Туки-муки, каламбей.
Дети изображают, как они надевают шапки – невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова. В это время воспитатель включает слайды картин с осенними пейзажами.
Воспитатель: Вот мы с вами попали в осенний лес. Посмотрите как здесь красиво. Посмотрите, как золотая осень меняется на позднюю осень. Давайте дети погуляем по осеннему лесу.
Физкультминутка.
Мы пришли в осенний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка золотая стоит (руки отводят в указанную сторону)
Слева рябинка на нас глядит
Листочки в небе кружатся (подняв руки вверх, кружатся)
На землю ложатся (присаживаются)
В лесу тишина и покой.
Воспитатель предлагает нарисовать золотую и позднюю осень.
Воспитатель: Сегодня дети, мы нарисуем осенний пейзаж. Слева за столами дети будут рисовать золотую осень, справа позднюю осень. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Фон у нас с вами готов, мы его приготовили заранее. (дети рисующие позднюю осень внесли в фон дождь, который они нарисовали кусочком свечи)
Ваша задача – подумать, какие деревья будут у вас в осеннем лесу, и как вы их расположите на рисунке. В начале, лучше нарисовать деревья на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом нарисуем деревья, которые расположены на заднем плане, они меньше и ниже.
Воспитатель: Рисовать мы с вами будем не только кисточкой, но и ватной палочкой (ягоды на рябинке,губкой, отпечатками листьев.
Воспитатель показывает поэтапное рисование деревьев.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как я буду рисовать дерево кистью. Сначала рисуем ствол с макушки, кончиком кисти, а к низу ствол утолщается, постепенно нажимая на кисточку. Дальше рисуем ветки. От ствола дерева отходят большие ветки, они все смотрят вверх. От больших веток отходят маленькие веточки. Их будем рисовать кончиком кисти. Затем с помощью губки рисуем крону деревьев. Краски используем яркие: желтые, оранжевые, красные. Ягодки у рябинки рисуем ватными палочками. Так мы рисуем золотую осень.
А теперь я покажу, как рисовать позднюю осень. Деревья рисуем отпечатками листьев. Берем лист, покроим его коричневой краской кисточкой, не оставляя пустых мест. Окрашенной стороной положим листик на альбомный лист черенком вниз и плотно прижмем к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Затем возьмём листочек за черенок осторожно снимем
его с поверхности альбомного листа. Дерево готово. Аналогично рисуем другие деревья.
Затем дети выполняют, перед рисованием пейзажа, пальчиковую гимнастику.
Пять и пять пошли гулять,
Вместе весело играть
Повернулись,
Улыбнулись,
В кулачок вот так свернулись.
Вот такие молодцы!
Воспитатель: А сейчас приступаем к рисованию осеннего пейзажа, а потом мы устроим выставку из ваших работ, и ещё долго будем любоваться красотой осенних пейзажей. Воспитатель включает спокойную лирическую музыку. Дети рисуют. Воспитатель поощряет внесение интересных дополнений.
Анализ детских работ.
• Дети рассматривают работы.
• Дают названия своим картинам.
• Поясняют, какой месяц и какая погода нарисована.
• Рассказывают, какими способами рисовали.
• Какими материалами пользовались
• Какое настроение вызывают рисунки детей.
Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения Н. Рубцова.
Мелкий, дремотный, без меры,
Словно из множества сит,
Дождик знобящий и серый
Все моросит, моросит.
Жнивы, деревья и стены
В мокрых сетях полутьмы
Словно бы ждут перемены
Чистой, веселой зимы!
- Мне кажется, ребята, что это стихотворение очень хорошо отражает настроение, которое создают ваши картины. И вселяют в нас радость скорого прихода долгожданной зимы.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Пора нам возвращаться в детский сад. Надевайте шапки – невидимки закрывайте глаза и произносим волшебные слова.
Вот мы с вами и в детском саду.
- Ребята, понравилось вам наше путешествие в осенний лес?
- Что вам понравилось?
- Чем мы занимались?
- Какую осень рисовали?
- Чем рисовали?
Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество.