ирина пачина
Интегрированное занятие для старших дошкольников «Сказочные чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1
Цель:
Углубление восприятия музыки через интеграцию различных видов искусств.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с творчеством русского композитора Н. А. Римского – Корсакова на примере музыкальных фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане»
Обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия: композитор, симфонический оркестр, дирижёр, опера; искусство.
Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения
Публикация «Интегрированное занятие для старших дошкольников „Сказочные чудеса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой, по средствам танцевально-образных импровизаций.
Воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству
Интеграция образовательных областей:
музыка
чтение художественной литературы
коммуникация
социализация
познание
Формы организации:
Слушание музыки
Шумовой оркестр
Музыкальное движение
Чтение стихов
Беседа
Предварительная работа:
Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Прослушивание музыкальных отрывков из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Разучивание игры «Подари улыбку»
Разучивание мелодии «Во саду ли в огороде» на детских музыкальных инструментах
Закрепление понятий: композитор, оркестр, искусство.
Знакомство с новыми понятиями: опера, симфонический оркестр.
Знакомство с творчеством композитора: Н. А. Римского – Корсакова.
Знакомство с музыкальным инструментом: флейта – пикколо.
Разучивание стихотворных отрывков из сказки.
Оборудование:
Мольберт;
Кроссворд;
Портреты А. С. Пушкина, Н. А. Римского-Корсакова;
Слайды по теме;
Шлемы, для мальчиков;
Шарфы для девочек
Ход занятия
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Вы согласны? (Да) Я знаю, что в вашей группе все дети дружные и добрые, давайте улыбнемся нашим гостям, друг другу и поиграем в игру
«Подари улыбку».
По дорожке я иду Ведущий идёт мимо детей, с окончанием
И улыбку всем дарю. фразы останавливается перед кем-либо.
Улыбнись и ты скорей, Улыбается этому ребенку, протягивая ему
Вместе будет веселей! руку. Вместе кружатся поскоками.
(Далее игра повторяется, но ведущих уже двое. Так до тех пор, пока в игру не будут вовлечены все дети.)
Коммуникативная игра «Подари улыбку»
(После игры все берутся за руки).
Музыкальный руководитель:
Ну, что ж, пора в путь. По тропинке мы пойдём, прямо в сказку попадём! (Музыкальный руководитель ведёт детей, под музыку, змейкой, все держатся за руки).
Вот мы и пришли, только сказки нигде нет. (Оглядываются вокруг и замечают на мольберте кроссворд.) Кажется, я поняла, чтобы попасть в сказку нам нужно отгадать кроссворд. Но в кроссворде одни загадки, поможете мне их отгадать? (Да). Тогда присаживайтесь поудобней и начнём. (Дети садятся на стульчики перед мольбертом).
1. Сон и отдых позабыты, музыку нам пишет….
(Композитор).
2. Коллектив музыкантов, что вместе играют, и музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой, эстрадный, народный и всякий другой.
(Оркестр).
3. Живопись, музыка, художественное слово, общее понятие, мне очень знакомо! Кто из вас мне даст ответ искусно, это всем знакомое…. (Искусство)
4. Пушкин написал всем детям сказку, дивная Царевна Лебедь в ней живет, Белочка грызет орешки золотые, кто мне эту сказку назовет?
(Сказка о царе Салтане).
Музыкальный руководитель:
Молодцы ребята! Вот мы и очутились в сказке, только она не простая, а музыкальная! Звуки музыки нас зовут в сказку. Сегодня я хочу вас познакомить с творчеством Николая Андреевича Римского – Корсакова.
Ребята, это выдающийся русский композитор, который написал много прекрасной музыки к балету, былинам, но внимание композитора привлекает сказка и он решает написать ОПЕРУ - СКАЗКУ. А, что же такое опера? Опера – спектакль, в котором все герои поют под музыку, в исполнении симфонического оркестра. Современный симфонический оркестр очень богат по составу (иногда количество инструментов достигает почти ста, благодаря А. С. Пушкину и Н. А. Римскому – Корсакову мы с вами можем познакомиться с оперой - сказкой «Сказка о царе Салтане»
2 слайд
3 слайд
В волшебном городе у князя Гвидона было три чуда. Назовите первое из них? (Белочка).
Давайте вспомним, как описал это чудо поэт А. С. Пушкин. 4 слайд
(Ребенок рассказывает фрагмент стихотворения).
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт!
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Музыкальный руководитель:
Молодец! А вот белочка, которую нам нарисовал художник. (Иллюстрация «Белка» В. Конашевича, выведенная на экран).5 слайд
Скажите, какая белочка на картине? (маленькая, игривая, весёлая). Правильно. А сейчас, мы услышим как композитору Н. А. Римскому – Корсакову удалось создать волшебный образ белочки с помощью музыки.
Звучит музыкальный фрагмент «Белочка»
Музыкальный руководитель:
Какую белочку нарисовала нам музыка? (маленькую, весёлую). А почему вы так решили? (Потому что, музыка звучала легко, высоко, игриво, светло).
Правильно, ребята!
Помните, как у А. С. Пушкина:
. белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет,
И с присвисточкой поёт
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
6 слайд.
В музыке белки тоже есть «присвисточка». Её исполняет инструмент с забавным названием: флейта-пикколо, что в переводе с итальянского языка означает «маленькая флейта». Голос у неё тонкий, высокий, светлый и немножечко свистящий. (показываю флейту-пикколо. Слушание в исполнении симфонического оркестра.)
Ребята, давайте возьмем инструменты, создадим свой детский оркестр и исполним это произведение.
Оркестр «Во саду ли, в огороде»
Музыкальный руководитель:
А сейчас, назовите мне второе чудо. (Тридцать три богатыря)7 слайд. ребенок рассказывает фрагмент стихотворения).
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Музыкальный руководитель:
Тридцать три богатыря защитники волшебного города. (Иллюстрация «Тридцать три богатыря» В. Конашевича). Посмотрите на картину, что вы видите? (Богатыри постепенно выходят из моря. Море бурливое, неспокойное, плещут большие волны. Князь Гвидон восхищается богатырями).
А сейчас давайте послушаем, как звучит музыка, рисующая образ богатырей.
Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»
Музыкальный руководитель:
Как звучала музыка? (торжественно, мужественно, гордо). Что ещё можно услышать в музыке, кроме гордой поступи богатырей? (В музыке слышится грозный рокот моря, море бушует, плещется). Скажите, одинаковый образ богатырей создали поэт, художник и композитор? (Да).
Сейчас назовём третье чудо волшебного города – Царевна Лебедь. 8 слайд. Девочка сейчас расскажет, как описал эту необычную царевну А. С. Пушкин. (девочка читает стихотворение).
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит.
Музыкальный руководитель:
А сейчас послушаем, какую Царевну – Лебедь изобразит нам музыка.
Музыкальный фрагмент «Царевна - Лебедь»
Музыкальный руководитель:
Какая была музыка? (Музыка плавная, нежная, грациозная). Мелодия похожа на взмахи крыльев, то взлетает вверх, то опускается вниз. А какое море рисует аккомпанемент? (Аккомпанемент рисует спокойное, тихое, плещущее море)
А теперь посмотрим на иллюстрации. (Иллюстрации «Царевна лебедь» М. Врубель и В. Конашевича).9 слайд.
Видите, как изобразили Царевну - Лебедь художники. Скажите, настроение, картины схоже с музыкой. (Да). Царевна на картине необычная, волшебная, видно как она превращается из Лебедя в девушку. Эта картина созвучна музыке.
Ребята, я предлагаю вам совершить волшебное превращение. Мальчики превратятся в богатырей. Какие движения будут у вас? (мужественные, бодрые, чёткие). А девочки превратятся в Царевну – Лебедь. Какие движения будут у вас? (грациозные, плавные, нежные).
(Дети берут элементы костюмов и исполняют танцевальные импровизации под прослушанную музыку.)
Музыкальный руководитель:
Молодцы ребята! Присаживайтесь.
Понравилось ли вам наше путешествие? (Ответы детей)
Только вот беда, мы никак не можем завершить наше путешествие! У нас в кроссворде остались пустые клеточки, помогите мне, пожалуйста их заполнить. Слушайте внимательно загадки.
5. Сейчас волшебной музыки потоки, умчат нас далеко от этих мест.
Ты молодец, что на концерт пришел сегодня послушать…. (Симфонический оркестр)
6. В театре очень интересно, когда в спектакле все поют.
И музыку играл оркестр, спектакль как же назовут? (Опера).
Молодцы ребята, справились с загадками, вы сегодня были очень внимательными, точно передали настроение и характер звучащей музыки, я хочу сегодня побыть немного волшебницей и позвать к нам гостью из сказки :
(Под музыку выходит Белочка, выносит корзинку с орехами)
Белочка
Хвостик у меня пушистый,
Серебристый, золотистый.
Домик – в дереве дупло.
В нём уютно и тепло.
В дом дорожка веточка.
Я малышка… Дети - (Белочка!
Принесла я вам друзья корзинку с угощеньем, в ней орешки не простые, все скорлупки золотые! (раздает детям орехи)
Музыкальный руководитель
Ребята, наше путешествие по сказке завершается.
Теперь вы знаете, что мы можем не только прочитать сказку, но и услышать ее в музыке.
Нам пора возвращаться в группу. Возьмёмся все за руки. По тропинке мы пойдём снова в группу попадём. (дети уходят в группу)