Марина Мартынова
Занятие для старших дошкольников «История возникновения родного города»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей возникновения родного города. Продолжать знакомить с защитниками древней Рязани.
Наглядный материал:
- иллюстрации древней Рязани;
- иллюстрации с изображением памятников Евпатию Коловрату и Олегу Рязанскому;
- картина В. М. Васнецова «Богатыри».
Ход занятия:
- Дети, скажите, как называется город, в котором мы живём? И как называются жители нашего города?
- Откуда возникло такое название?
Публикация «Занятие для старших дошкольников „История возникновения родного города“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Дети с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают происхождение названия города по одной из версий : оно происходит от слова «ряса», что в языках древних народов означало топкое, болотистое место.
Послушайте ещё одну версию:
Большинство ученых считают, что в основе названия лежит слово «эрзянь»- название мордовского племени, т. к. на месте возникновения Рязани до появления там славян находились мордовские поселения.
- У каждого города, как и у каждого человека свой возраст. Кто знает, сколько лет нашему родному городу?
(ответы детей).
- Верно, ему более 900 лет, а точнее 919 лет. Местом основания Переславля Рязанского (так называлась раньше Рязань) можно считать территорию нынешнего Кремля. Крепость Переславля Рязанского стояла на возвышенности между реками Лыбедь и Трубеж, защищавшими её с трех сторон. С четвертой стороны был наполненный водой ров и вал.
Вспомните, почему именно на берегу рек решили строить свои дома люди?
(Дети отвечают с помощью наводящих вопросов воспитателя).
- Морозной зимой 1237 года на Русь вторглись монголо-татары во главе с ханом Батыем. Первой жертвой Батыева нашествия стала Рязань. Пять дней героически оборонялась Рязань, но слишком неравными были силы. И не осталось в городе ни одного живого, а город сожгли дотла.
Разорив Рязань, войско Батыя двинулось дальше на Москву. Татары не ожидали, что их догонит рязанский воевода Евпатий Коловрат со своей дружиной, чтобы отомстить за убитых рязанцев. Послушайте стихотворение А. Архипова «Евпатий Коловрат» (читает ребёнок).
- Рязанский богатырь со своими воинами с такой яростью крушили врагов, что те пришли в смятение, думая, что мертвые восстали и мстят за себя. Воины Батыя докладывали ему, что ещё не видели таких храбрецов: «Эти люди крылатые, не знают они смерти».
Дети! А вы знаете, что в древней Руси первый раз на лошадь мальчиков сажали в три года. Удержится сын - богатырем будет. Мальчиков воспитывали в строгости. Они были очень послушными, закаленными, сильными, ничего и никого не боялись. Вот и вырастали на Руси такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и Евпатий Коловрат.
А сейчас мы немного поиграем. Наши мальчики помериются друг с другом силой. Игра «Перетягивание каната».
- Девочек в древней Руси, как и мальчиков, ждали тоже испытания, но другие. В три года вручали малышке веретено. К шести годам она и первую нитку спрядет. И девушки на Руси вырастали хорошими помощницами взрослым, рукодельницами. А ещё девушки любили петь и водить хороводы. Наши девочки тоже любят петь и водить хоровод (девочки исполняют хоровод «А кто у нас белая»).
- Трудно было восстанавливать Рязань. Но строили город уже не деревянный, а белокаменный. А правил Рязанью Олег Ингваревич.
- Как вы думаете, с чего начинали строить город? (С Кремля).
- Где строили свои дома жители побогаче? (ответы детей)
- И как их называли? (ответы детей)
- А где стояли дома Рязанцев победнее? (ответы детей)
- По такому принципу строились все города на Руси. Любой город был крепостью. Центром города всегда был Кремль.
Сейчас в Рязанском Кремле находится краеведческий музей. Посетители музея могут познакомиться с историей нашего города.
Кто же был его основателем? (Олег Рязанский).
В Рязани на Соборной площади установили памятник Олегу Рязанскому. (Воспитатель показывает иллюстрацию)
- Как можно сказать о нашем современном городе? Какой он?
Проводится игра «Какой город».