Светлана Таможникова
Интегрированное музыкальное занятие для детей 6–7 лет «Я родился на Кубани!»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
«Я РОДИЛСЯ НА КУБАНИ!».
/ разработала: Таможникова С. Е. /
Цель: Приобщать детей к прошлому и настоящему родной культуры; быту и традициям кубанских казаков; приобщать к истокам родной культуры.
Задачи:
1. Дать представление о выразительных средствах, передающих настроение в музыке, искусстве фотографии, художественном слове.
Публикация «Интегрированное музыкальное занятие для детей 6–7 лет „Я родился на Кубани!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Способствовать интеллектуальному развитию, обогащению речи; продолжать знакомить детей с музыкой и песнями Кубанского Казачьего хора, народным творчеством.
3. Упражнять в передаче форм и росписи предметов кубанского быта – рушника; закреплять умение лепить по образцу глэчик.
Дети входят в музыкальный зал под песню Кубанского Казачьего хора
«Казачий край». Садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что мы с вами живем в одном из самом красивом месте России! Как называется это место? Правильно! Краснодарский край, Кубань! В Краснодарском крае живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты. Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее.
Воспитатель: Ты был на Кубани? А ты побывай!
Отличные люди, прославленный край.
Там вечер просторный и песня родная,
У клуба парнишек и девушек стая.
Там примут тебя, как хорошего друга,
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают. / Гончаров В. М. /.
Музыкальный руководитель : Когда-то, давным - давно, царица Екатерина ІІ подарила земли кубанские казакам за верную службу и переселила их для охраны южных границ своего царства. Увидев кубанскую землю, казаки очень обрадовались: она была покрыта степями, поросшими густой травой, ковылем и терновником. Над степями парили белоголовые орлы. В лесах обитали дикие кабаны, зайцы, лисы, волки. В реках и морях было много рыбы. Казаки верно и преданно выполняли свой долг. А еще выращивали хлеб, сажали сады, растили скот. Земля кубанская стала еще красивее от нарядных белых хат, цветущих садов и ярких цветов, которыми украшали казачки свои подворья.
Воспитатель: Были казаки людьми храбрыми, удалыми, умели и воевать, и жить ладно. А семьи у казаков были большие, в каждой было много детей, и жили они в любви и дружбе. А чему учили детей в казачьих семьях?
Дети: Уважать и почитать старших, быть вежливыми, послушными, скромными, честными, приучали к труду.
Музыкальный руководитель : Правильно. Ведь чтобы хорошо жить, надо трудиться. Про труд у казаков и пословиц много было. Какие вы знаете пословицы про труд?
Пословицы про труд. / называют дети/.
1. Не сиди сложа руки – так не будет скуки.
2. Как потопаешь – так и полопаешь.
3. Где труд – там и счастье.
4. Хто любэ трудиться – тому бэз дила не лэжиться.
Воспитатель: Кубанская земля всегда славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.
/ детям показываются картинки с изображением изделий кубанских мастеров, большие фотографии /на мультимедийной установке/ хат, предметов быта и труда казаков, представленные в Атамани/.
/ по ходу просмотра обращается внимание на красоту и неповторимость всего сделанного руками народных умельцев/.
Музыкальный руководитель : В казачьих семьях трудились, не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору – уборка урожая. А зимой с раннего утра до поздней ночи женщины пряли, шили, ткали. Уже с 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. Кубанские казачки очень любили заниматься вышивкой, плетением кружев. Народные мастерицы вышивали салфетки, вязали подзоры, ткали половики. С особой любовью и старанием работали над рушниками для «красного угла», где располагалась «божница».
/ детям показывают рушники/.
Музыкальный руководитель : Работа обязательно сопровождалась песнями. Послушайте одну из самых красивых песен, которые пели казачки, занимаясь работой. Песни, которые вы сегодня услышите, звучат не на чистом русском языке, как мы с вами привыкли разговаривать, а на особом кубанском наречии. Почему кубанские казаки говорили и пели именно так, я вам расскажу на следующем занятии, но характер музыки, ее настроение вы все равно почувствуете.
Слушание.
Песня «Як бы я мала крылья орлиные»
/ песня в исполнении ансамбля «Криница»/.
Музыкальный руководитель : Ребята, какая по настроению песня сейчас прозвучала?
Дети: Спокойная, плавная, напевная, протяжная, задумчивая, светлая, мечтательная.
Музыкальный руководитель : Правильно. Но песни пели разные и грустные, и спокойные, и веселые. Сейчас наши девочки тоже исполнят для всех нас кубанскую песню «Ой сад, ты мой сад».
Песня «Ой сад, ты мой сад».
/ исполняют девочки/.
Воспитатель: А что же делали казаки в зимнюю пору? А работы было много – они занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом. Занимались казаки и кузнечным делом. Умение ковать своих лошадей, брички, оружие и всякую домашнюю утварь считалось таким же естественным, как возделывать землю. В нашей станице Старощербиновской изготавливали плуги, веялки и бороны, которые пользовались большим спросом по всей Кубани. И до нашего времени на некоторых зданиях встречаются удивительные решетки, ограды, ворота, и другие шедевры кузнечного искусства.
Музыкальный руководитель : В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры / посуда для квашения капусты, помидор/, миски, плошки, глэчики.
/ показываются фотографии с предметами быта кубанских казаков/.
Музыкальный руководитель : Казаки умели не только хорошо работать, но и отдыхать. Как говорили они: «Где песня поется – там легче живется». Послушайте песню в исполнении казаков Кубанского Казачьего хора «Ой, у мэнэ був коняка».
Слушание.
Песня «Ой, у мэнэ був коняка».
/в исполнении Кубанского казачьего хора/.
Музыкальный руководитель : Ребята, песня какого характера была исполнена казаками?
Дети: Песня смелая, боевая, отважная.
Музыкальный руководитель : Девочки, а ведь наши мальчики тоже казаки - смелые и отважные. Послушайте, как они решительно и звонко исполнят песню «У Кубани».
Песня «У Кубани» .
/ исполняют мальчики/.
Музыкальный руководитель : Спасибо вам, мальчишки, за песню звонкую. Вот так и жили казаки да казачки – трудились и своим трудом украшали землю кубанскую. А после трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы та девчата у плетня, чтобы отдохнуть. А какой же отдых без забавных игр и веселых плясок! Я предлагаю вам поиграть в старинные казачьи забавы. Я приглашаю девочек.
Музыкальный руководитель : Как музыка начнет играть,
Надо ниточку в клубочек мотать.
А как музыка закончит играть,
Значит, хватит вам ниточку мотать.
Игра для девочек «Намотай клубочек».
Музыкальный руководитель : А теперь игра для мальчиков.
Ну, держитесь, казачата,
Состязаться вы должны.
Покажите свою удаль, силу –
Так велит обычай старинный.
Игра для мальчиков «Перетяжки».
/ все дети остаются стоять/.
Музыкальный руководитель : А сейчас, а сейчас
Начнем казачий перепляс.
Свободная танцевальная импровизация под казачью музыку.
/ дети садятся/.
Воспитатель: Ребята, отдохнули вы немного – пора и за работу приниматься. Я предлагаю девочкам изготовить рушники. / показывает различные образцы/.Рушник - это полотенце, которым, как мы уже говорили, украшался «красный угол». Еще на рушник ставили свадебный каравай, перевязывались различные свадебные чины
/ сваты, дружок, дружка/. Почти все полотенца были богато украшены. А мальчики попробуют себя в роли гончаров и изготовят глэчики. Глэчик – это глиняная посуда, в которой хранили молоко, сметану
/ показывает образец/.
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
/ дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – «расписывают» рушник из бумаги, или аппликацией при украшении рушника; мальчики– лепят из пластилина или глины глэчики/
/Музыкальное сопровождение – песни Кубанского Казачьего хора/.
/в конце занятия все дети рассматривают поделки друг друга/.
Музыкальный руководитель : Ребята, вы настоящие народные умельцы и сейчас, и в будущем я думаю, что вы будете делать все, чтобы наш любимый Краснодарский край был самым красивым, самым богатым и самым благополучным! И вы с гордостью говорили о том месте, где вы живете!
Воспитатель: Кубанцы на зависть умеют трудиться!
Там где – то саманный курень мой дымится.
Люблю тебя, край мой, простор краснодарский,
И труд хлебороба, и песни, и пляски.
И пыль под копытами на ипподроме,
И яркую лампочку в маленьком доме.
Улыбку и радость на лицах казачьих,
Суровых и смуглых, простых, но горячих.
Ты был на Кубани, а ты побывай:
Отличные люди, прославленный край! / В. Бакалдин/.
Наше занятие окончено. Давайте пройдем в группу и расскажем, что мы узнали и покажем нашему младшему воспитателю, какие мы умельцы.
/ дети уходят/.