Панова Лидия
Конспект интегрированной беседы-занятия в средней группе «Рождение музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Интегрированное беседа - занятие в средней группе
«Рождение музыки»
Подготовила и провела: музыкальный руководитель
Панова Лидия Гавриловна
Высшая квалификационная категория
Белый Яр, 2019 г
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Приобщение детей к основам музыкальной культуры через различные виды деятельности.
Задачи:
Развивать общую музыкальность
Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты
Содействовать первоначальному развитию музыкального слуха
Развивать творческое отношение к музыке
Развивать слуховое внимание, воображение
Пополнять словарный запас музыкальными терминами (композитор, ноты)
Предшествующая работа. Цикл познавательных бесед с детьми.
Оборудование: Большая книга сказок; музыкальный центр для прослушивания Звуков улицы, Звуков природы; экран для просмотра презентации «Нотки в картинках», «Звуки природы».
Раздел по художественно-эстетическому развитию знакомит детей с музыкой, скульптурой, живописью, литературой, театром, природой…. Каждое из этих видов искусства играет важную роль в становлении личности ребёнка. Необходимо, чтобы дошкольник получил наиболее полное и правильное представление об окружающем его мире. Приобщаясь к искусству, ребёнок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры.
Музыка в этом вопросе – незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций. В первую очередь, она формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Музыка прививает ребёнку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, удобно рассаживаются, их встречает и приветствует музыкальный руководитель.
Звучит запись «Звуки улицы»
Какие звуки можно услышать на улице?
На улицах слышаться шум транспорта, голоса людей.
Звучит запись «Звуки природы»
Какие звуки можно услышать в природе?
Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие – это стук дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капелей, сердитое завывание ветра.
Для композитора (латинское слово, в переводе означающее «сочинитель») эти обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию.
Теперь вы уже знаете, что композитором называют человека, который сочиняет музыку. (примеры)
Песни, марши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие композиторы.
Как же композитор записывает созданную им музыку?
Он делает это с помощью особых значков, которые называются нотами. Слово «нота» переводится с латинского как «знак».
Кто знает, сколько существует нот?
Правильно! Ровно семь. Называются они так: до, ре, ми, фа, соль, ля, си
Ноты располагаются на пяти нотных линейках, которые называются нотным станом.
Чтобы нотам научиться
Нужно будет потрудиться.
Начинаем разговор -
Посмотрим нотки в картинках,
Поучим гамму до мажор.
(Просмотр презентации «Нотки в картинках»)
Представьте себе. Что композитор сочинил мелодию и записал её на листе нотной бумаги.
Что нужно сделать, чтобы мы эту мелодию могли услышать?
Её можно спеть или исполнить на каком –нибудь музыкальном инструменте.
Я знаю, что вы любите сказки. О рождении музыки послушайте сказку (сказка иллюстрируется картинками)
Лягушка и соловей
Жила на болоте Лягушка-Квакушка. Она умела очень громко квакать и потому считалась среди подружек-лягушек лучшей певуньей.
Теплым майским вечером, когда комары-толкунчики весело плясали в лучах заходящего солнца, а лужи болотной водицы блестели в зарослях камыша и осоки, словно осколки большого зеркала, Квакушка забиралась на высокую болотную кочку и начинала петь.
Как вы думаете, о чём пела Лягушка-Квакушка?
В своих незамысловатых песенках Квакушка расхваливала светлые деньки, тёплый дождик и родное болото.
Лягушки, собравшиеся на концерт, дружным хором подпевали своей любимице, а после выступления дарили ей букетик болотных цветов и угощали вкусными комариками.
Но вот однажды в овраге возле болота, в зелёных зарослях ивы и черёмухи поселился Соловей. Вечером, когда на землю ложились седые туманы, он пел свои волшебные песни.
Ветер переставал шелестеть листвой, затихало журчание родника, смолкал даже лягушачий хор – все хотели послушать лесного певца.
Только Лягушка-Квакушка не унималась. Наоборот, она старалась квакать ещё громче, чтобы заглушить соловьиные трели. Но её никто не слушал.
-Ах! Какой непревзойдённый певец! Какие мелодии он выводит! Какой красивый голос! – наперебой расхваливали Соловья птицы и звери.
Послушать виртуозного исполнителя лесных песен приходили взрослые и дети
Однажды Квакушка услышала, как одна маленькая девочка сказала отцу:
-Какой противный голос у этой лягушки. Своим кваканьем она мешает слушать соловья. Лучше бы помолчала! Тоже мне певица!
-Пусть себе квакает,- добродушно ответил отец. Она ведь по- своему весну - красну славит.
-Уж больно голос у неё хриплый и громкий, а пение однообразное. ««Ква – ква - ква» - вот и всё! – не согласилась с ним девочка.
Лягушке стало очень обидно. Она старается изо всех сил, вся надувается, чтобы квакать как можно громче, а расхваливают только Соловья.
В это время на болотце прилетела хорошенькая весёлая Трясогуска и стала, слегка потряхивая длинным хвостиком, расхаживать возле самой кромки воды и ловить мошек.
-Уважаемая Трясогуска,- обратилась к ней Квакушка. Скажите, пожалуйста, откровенно, кто из нас поёт лучше. Я или Соловей?
Как вы думаете, что ответила Трясогуска?
Трясогуска призадумалась: обижать лягушку ей не хотелось, поэтому умная птичка ответила так:
-Будет лучше, если Вы, милая Квакушка, спросите об этом у Царевны – Весны. Уж она - то наверняка знает, кто из вас лучше поёт. Я могу показать где живёт Весна.
Вскоре они оказались у терема Весны. Тонкие жемчужно-белые берёзки, окружавшие терем, шелестели шелковистыми ветвями. Солнечные лучи золотою рябью пробегали по белым стволам и зелёным травам, весело щебетали птицы.
Царевна-Весна с приветливой улыбкой вышла из терема навстречу гостям. Лягушка никогда в жизни не видела такой красавицы!
Сарафан Весны был соткан из бело - розовых яблоневых лепестков, её голову украшал венок, сплетённый из незабудок и ландышей. Словно легкое разноцветное облачко, кружились над ней бабочки, мотыльки и стрекозы.
Квакушка низко поклонилась Царевне и поведала ей о своей беде. Весна внимательно выслушала болотную певунью и, посадив её на ладонь, сказала…
Как вы думаете, что сказала лягушке Весна?
- Поверь, милая Лягушка, что мне одинаково дороги и свист иволги, и кукование кукушки, и пение соловья, и твое кваканье! Все вы мои друзья! Всех вас я одинаково люблю и знаю, что вы радуетесь пробуждению природы, тёплым весенним денькам. Каждый из вас, как может, своей бесхитростной песенкой славит саму Жизнь! А ваши голоса не мешают друг другу, нет, они сливаются в дружный весенний хор.
А для композитора эти обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию и вот так рождается музыка.
Послушайте стихотворение.
«Композитор»
Композитор музыку слышит
В шуме дождя и грома раскатах,
Ноты в тетрадь композитор запишет,
А музыканты исполнят сонату.
Композитор музыку слышит
В шелесте листьев, в плеске прибоя.
Песню споем мы вместе с тобою!
(исполнение песни по желанию и по выбору детей)