Лобачёва Татьяна
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Путешествие в саамскую деревню»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Путешествие в саамскую деревню»
с использованием здоровьеcберегающих технологий
Целевая аудитория: дошкольники 6-7 лет, имеющие тяжелые нарушения речи
Цель: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста с ТНР
Задачи:
1. Образовательные :
Публикация «Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР „Путешествие в саамскую деревню“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
- закрепить знания детей об особенностях культуры саамов, их обычаях и традициях;
- закрепить знания детей по темам «Дикие животные» «Ягоды, грибы», «Рыбы», «Животные Севера»;
- познакомить с названиями частей национальной саамской одежды и обуви;
- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; закрепить навыки словообразования и словоизменения,
правильно употреблять притяжательные прилагательные;
-совершенствовать диалогическую речь.
2. Развивающие:
- развивать творческое воображение, память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
3. Воспитательные:
-воспитывать толерантность через обогащение культурного опыта дошкольников, дружелюбие, чувство взаимопомощи;
- создавать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование: сенсорная комната украшена изображением гор, массажные коврики, следы диких животных, корзинка, деревья, грибы; магнитные удочки и рыбки, «кочки» (круглые модули); «камень» (кресло-груша серого цвета, игровой модуль «Волшебный шатёр», кольцеброс, лазерный проектор «Диско шар», фетровые шаблоны рукавичек, геометрические фигуры из фетра белого, голубого, жёлтого цвета.
Планируемые результаты работы: дошкольники покажут знания по изученным лексическим темам «Дикие животные» «Ягоды, грибы», «Рыбы», «Животные Севера»; познакомятся с особенностями культуры саамов, их традициями; узнают названия национальной саамской одежды и обуви; выполнят творческую работу «Саамская койбица» в технике сухой аппликации.
Используемые ресурсы: материально-технические: оборудование сенсорной комнаты, кадровые: учитель-логопед, педагог-психолог.
Ход образовательной деятельности
Введение в игровую ситуацию
Дети стоят на ковре вокруг педагога (у входа в сенсорную комнату).
Учитель-логопед: Ребята, сегодня утром на крыльце нашего детского сада сидела полярная сова (показывает игрушку) и держала в лапках конверт. Вам интересно, что в нем? Давайте посмотрим (открывает конверт). Да здесь письмо от саамской девушки, она живет в тундре, пасет оленей, но у нее потерялась рукавичка. Скоро зима, и без теплых рукавиц в тундре очень холодно. Ну что, ребята, поможем? А знаете ли вы, кто такие саамы? (Ответы детей : Саами – коренные жители Кольского полуострова).
-А чтобы узнать больше об этом удивительном народе, и помочь саамской девушке, отправимся с вами в путь. Похолодало, нам нужно одеться потеплее. (Самомассаж биологически активных точек)
-Сначала надеваем носки (легкое поглаживание ног); надеваем рубашку (поглаживание рук, комбинезон, застегиваем пуговицы (точечные движения от шеи до живота, пуговицы (точечные движения от шеи до живота, куртку (молнию, надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); «застегиваем» ботинки. Дети выполняют движения по показу педагога.
Учитель-логопед: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (На машине, на поезде, на самолете) А на чем мы сегодня поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты,
Среди тундровых болот
Он лишайник ягель рвёт. (Северный олень)
Отправляемся в путь на оленях. (Зрительная гимнастика + физминутка) Повторяйте за мной слова и движения:
Солнце глянуло в окошко (руки вверх, в стороны перед собой, глаза вверх)
Осветило нам дорожку (движения глаз вправо – влево)
А мы малицы надели (глаза вниз)
Не боимся мы метели (руки скрестить перед грудью, моргание глаз)
Пимы теплые не хуже (зажмурились, широко открыли)
Не боимся зимней стужи (руки вверх, в стороны перед собой, глаза вверх)
Мы оленя догоняли (семенящий шаг)
Наши ножки не устали (высоко поднимаем ноги)
Учитель-логопед: Вот мы с вами и оказались в тундре. Входят в сенсорную комнату. Пойдем друг за другом по тропинке. Дети в носочках идут по массажным коврикам с поверхностью разной структуры (плантарный массаж) Посмотрите, как много вокруг следов разных животных!
Чьи следы у волка – волчьи
У медведя – медвежьи
У лисы – лисьи
У белки – беличьи
У лося – лосиные (Ответы детей)
А вот и следы оленей – оленьи, значит, где-то близко пасется их стадо …
Учитель-логопед: Но что же это? На пути болото, оно очень опасно для путников, перейти его можно только перепрыгивая с кочки на кочку. По тропинке мы пойдем, будет трудно - не свернем. (Дети по очереди вслед за учителем-логопедом прыгают с кочки на кочку (круглые модули)
Вот мы и добрались. Подходят к игровому модулю "Волшебный шатёр", стилизованному под саамский чум. Возле чума встречает детей педагог-психолог в национальной саамской одежде.
Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята, а я вас тут давно поджидаю. Дети здороваются. Меня зовут Матрёна, я и мои родственники – народ саами – живем с древних времён в северных районах Финляндии, Норвегии и России, то есть, у нас на Кольском полуострове. Ещё народ саами называют лопарями. В переводе на русский язык это значит жители края (окраины) земли или олений народ. Саами очень ценят в людях доброту, находчивость, смелость и трудолюбие. Именно поэтому в наших сказках и легендах заключаются вера в победу добра над злом, мудрость и надежды на светлую и хорошую жизнь. А вы знаете какие-нибудь саамские сказки? (Ответы детей)
Педагог-психолог: - Хотите, я вас научу здороваться, как настоящие саамы? Дети выполняют движения по показу педагога.
Игра «Здравствуй, друг!» «Здравствуй, друг! Где ты был? Я скучал, ты пришел, хорошо!» Дети выполняют игровые действия в парах: пожимают друг другу руки, щиплют друг друга за мочку правого уха, разводят руки в стороны, похлопывают друг друга по плечу, обнимают друг друга.
- Вот теперь, когда все поздоровались, можем познакомиться поближе. Вы ребята, откуда приехали? (Ответы детей : Из города Оленегорска, какие у вас дома? (кирпичные, многоэтажные). А я и мой народ живем в тундре, пасем оленей. Мой дом называется кувакса, это разборный чум. Он состоит из нескольких шестов, покрытых оленьими шкурами.
- Основным занятием саамов является оленеводство. Каждый саам должен уметь метать аркан. Дело это непростое, даже для опытных людей. Хотите ощутить себя настоящими оленеводами? Предлагаю сыграть в игру «Поймай оленя». Вместо веревки будут колечки, попробуйте накинуть их на «рожки». (Дети по очереди кидают колечки на кольцеброс).
-В тундре много озер, в них обитают многочисленные сорта рыб и саамы также занимаются рыболовством. Давайте мы с вами попробуем поймать рыбу! (проекция интерактивного озера на полу, дети с помощью магнитных удочек ловят рыбу и читают названия: сиг, щука, голец, кумжа, окунь, форель, хариус, кумжа, окунь, плотва, ряпушка семга, горбуша, и другие)
-Ай, да, молодцы! Знатная сегодня будет уха на обед!
Помимо рыбы, богата северная природа грибами и ягодами. Какие ягоды и грибы собирают саамы, вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
Вкусных ягодок с горчинкой
Наберу в свою корзинку.
Словно алая гвоздика
Лес украсила. (брусника)
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка.
Ягода (морошка)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка
Эти бусины – (черника)
В роще у березки
Повстречались тезки! (подберезовик)
В шляпе розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления. (волнушка)
-Не только трудиться, но и отдыхать саамы умеют. Во время праздников играют в саамский футбол. Только мяч у них не обычный, он сшит из кожи оленя и набит мехом. А вместо формы - традиционные саамские сарафаны. В этот футбол играют только женщины. Посмотрите на мой костюм (обращает внимание детей) – он также сшит из оленьего меха и называется малица, короткие полусапожки с длинными завязками спереди -каньги. А рукавицы называются койбицы, только вот одну рукавицу я где-то в тундре потеряла… (показывает одну рукавицу)
Учитель-логопед: Не расстраивайся, Матрена, мы с ребятами поможем тебе, сделаем рукавички не хуже прежних.
Педагог-психолог:- Саамы в украшении своей одежды и обуви используют три основных цвета: белый обозначает снег, голубой - воду, небо, озеро, жёлтый – солнце, морошку.
Творческая работа «Саамская койбица» в технике сухой аппликации.
Дети украшают заранее приготовленные фетровые шаблоны рукавичек геометрическими фигурами из фетра белого, голубого, жёлтого цвета.
Педагог-психолог: Ребята, спасибо большое, очень вы мне помогли. Незаметно время подошло к вечеру, стемнело, и на небе появилось северное сияние! (лазерный проектор «Диско шар»). Давайте за ним понаблюдаем. (Дети ложатся на ковер, звучит спокойная музыка, релаксация)
Учитель-логопед: Так быстро время пролетело, пришла пора возвращаться в детский сад.
Педагог-психолог: Я очень рада была с вами познакомиться, и хочу угостить на прощание вареньем из северных ягод. Посмотрите: тут варенье из морошки - значит, оно какое? (Ответы детей : морошковое
Из брусники - брусничное
Из черники - черничное
(Дарит корзинку с баночками варенья)
До свидания! До новых встреч!
Учитель-логопед: на этом наше путешествие заканчивается. Обратно тоже будем добираться на оленях.
Игра «У оленя дом большой» На каждую фразу стихотворения выполняется движение:
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучит: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук, дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
-Вот мы оказались в нашем детском саду (выходят из помещения сенсорной комнаты)
Итог
Учитель-логопед: Где мы с вами побывали? Что нового вы узнали? А что мы делали? Что показалось вам трудным? Что больше всего понравилось? (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами узнали много нового: кто такие саамы, где они живут, чем занимаются. Вы украсили рукавички -койбицы, показали себя знающими, внимательными и дружными ребятами. Ребята, вы большие молодцы, я горжусь вами!
Список литературы
1. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
2. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.