МААМ-картинки

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Путешествие в саамскую деревню»

Лобачёва Татьяна
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Путешествие в саамскую деревню»

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Путешествие в саамскую деревню»

с использованием здоровьеcберегающих технологий

Целевая аудитория: дошкольники 6-7 лет, имеющие тяжелые нарушения речи

Цель: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста с ТНР

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить знания детей об особенностях культуры саамов, их обычаях и традициях;

- закрепить знания детей по темам «Дикие животные» «Ягоды, грибы», «Рыбы», «Животные Севера»;

- познакомить с названиями частей национальной саамской одежды и обуви;

- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; закрепить навыки словообразования и словоизменения,

правильно употреблять притяжательные прилагательные;

-совершенствовать диалогическую речь.

2. Развивающие:

- развивать творческое воображение, память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

3. Воспитательные:

-воспитывать толерантность через обогащение культурного опыта дошкольников, дружелюбие, чувство взаимопомощи;

- создавать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование: сенсорная комната украшена изображением гор, массажные коврики, следы диких животных, корзинка, деревья, грибы; магнитные удочки и рыбки, «кочки» (круглые модули); «камень» (кресло-груша серого цвета, игровой модуль «Волшебный шатёр», кольцеброс, лазерный проектор «Диско шар», фетровые шаблоны рукавичек, геометрические фигуры из фетра белого, голубого, жёлтого цвета.

Планируемые результаты работы: дошкольники покажут знания по изученным лексическим темам «Дикие животные» «Ягоды, грибы», «Рыбы», «Животные Севера»; познакомятся с особенностями культуры саамов, их традициями; узнают названия национальной саамской одежды и обуви; выполнят творческую работу «Саамская койбица» в технике сухой аппликации.

Используемые ресурсы: материально-технические: оборудование сенсорной комнаты, кадровые: учитель-логопед, педагог-психолог.

Ход образовательной деятельности

Введение в игровую ситуацию

Дети стоят на ковре вокруг педагога (у входа в сенсорную комнату).

Учитель-логопед: Ребята, сегодня утром на крыльце нашего детского сада сидела полярная сова (показывает игрушку) и держала в лапках конверт. Вам интересно, что в нем? Давайте посмотрим (открывает конверт). Да здесь письмо от саамской девушки, она живет в тундре, пасет оленей, но у нее потерялась рукавичка. Скоро зима, и без теплых рукавиц в тундре очень холодно. Ну что, ребята, поможем? А знаете ли вы, кто такие саамы? (Ответы детей: Саами – коренные жители Кольского полуострова).

-А чтобы узнать больше об этом удивительном народе, и помочь саамской девушке, отправимся с вами в путь. Похолодало, нам нужно одеться потеплее. (Самомассаж биологически активных точек)

-Сначала надеваем носки (легкое поглаживание ног); надеваем рубашку (поглаживание рук, комбинезон, застегиваем пуговицы (точечные движения от шеи до живота, пуговицы (точечные движения от шеи до живота, куртку (молнию, надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); «застегиваем» ботинки. Дети выполняют движения по показу педагога.

Учитель-логопед: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (На машине, на поезде, на самолете) А на чем мы сегодня поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он и сильный, он и быстрый,

У него рога ветвисты,

Среди тундровых болот

Он лишайник ягель рвёт. (Северный олень)

Отправляемся в путь на оленях. (Зрительная гимнастика + физминутка) Повторяйте за мной слова и движения:

Солнце глянуло в окошко (руки вверх, в стороны перед собой, глаза вверх)

Осветило нам дорожку (движения глаз вправо – влево)

А мы малицы надели (глаза вниз)

Не боимся мы метели (руки скрестить перед грудью, моргание глаз)

Пимы теплые не хуже (зажмурились, широко открыли)

Не боимся зимней стужи (руки вверх, в стороны перед собой, глаза вверх)

Мы оленя догоняли (семенящий шаг)

Наши ножки не устали (высоко поднимаем ноги)

Учитель-логопед: Вот мы с вами и оказались в тундре. Входят в сенсорную комнату. Пойдем друг за другом по тропинке. Дети в носочках идут по массажным коврикам с поверхностью разной структуры (плантарный массаж) Посмотрите, как много вокруг следов разных животных!

Чьи следы у волка – волчьи

У медведя – медвежьи

У лисы – лисьи

У белки – беличьи

У лося – лосиные (Ответы детей)

А вот и следы оленей – оленьи, значит, где-то близко пасется их стадо …

Учитель-логопед: Но что же это? На пути болото, оно очень опасно для путников, перейти его можно только перепрыгивая с кочки на кочку. По тропинке мы пойдем, будет трудно - не свернем. (Дети по очереди вслед за учителем-логопедом прыгают с кочки на кочку (круглые модули)

Вот мы и добрались. Подходят к игровому модулю "Волшебный шатёр", стилизованному под саамский чум. Возле чума встречает детей педагог-психолог в национальной саамской одежде.

Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята, а я вас тут давно поджидаю. Дети здороваются. Меня зовут Матрёна, я и мои родственники – народ саами – живем с древних времён в северных районах Финляндии, Норвегии и России, то есть, у нас на Кольском полуострове. Ещё народ саами называют лопарями. В переводе на русский язык это значит жители края (окраины) земли или олений народ. Саами очень ценят в людях доброту, находчивость, смелость и трудолюбие. Именно поэтому в наших сказках и легендах заключаются вера в победу добра над злом, мудрость и надежды на светлую и хорошую жизнь. А вы знаете какие-нибудь саамские сказки? (Ответы детей)

Педагог-психолог: - Хотите, я вас научу здороваться, как настоящие саамы? Дети выполняют движения по показу педагога.

Игра «Здравствуй, друг!» «Здравствуй, друг! Где ты был? Я скучал, ты пришел, хорошо!» Дети выполняют игровые действия в парах: пожимают друг другу руки, щиплют друг друга за мочку правого уха, разводят руки в стороны, похлопывают друг друга по плечу, обнимают друг друга.

- Вот теперь, когда все поздоровались, можем познакомиться поближе. Вы ребята, откуда приехали? (Ответы детей: Из города Оленегорска, какие у вас дома? (кирпичные, многоэтажные). А я и мой народ живем в тундре, пасем оленей. Мой дом называется кувакса, это разборный чум. Он состоит из нескольких шестов, покрытых оленьими шкурами.

- Основным занятием саамов является оленеводство. Каждый саам должен уметь метать аркан. Дело это непростое, даже для опытных людей. Хотите ощутить себя настоящими оленеводами? Предлагаю сыграть в игру «Поймай оленя». Вместо веревки будут колечки, попробуйте накинуть их на «рожки». (Дети по очереди кидают колечки на кольцеброс).

-В тундре много озер, в них обитают многочисленные сорта рыб и саамы также занимаются рыболовством. Давайте мы с вами попробуем поймать рыбу! (проекция интерактивного озера на полу, дети с помощью магнитных удочек ловят рыбу и читают названия: сиг, щука, голец, кумжа, окунь, форель, хариус, кумжа, окунь, плотва, ряпушка семга, горбуша, и другие)

-Ай, да, молодцы! Знатная сегодня будет уха на обед!

Помимо рыбы, богата северная природа грибами и ягодами. Какие ягоды и грибы собирают саамы, вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

Вкусных ягодок с горчинкой

Наберу в свою корзинку.

Словно алая гвоздика

Лес украсила. (брусника)

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка.

Ягода (морошка)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка

Эти бусины – (черника)

В роще у березки

Повстречались тезки! (подберезовик)

В шляпе розовой, мохнатой,

Но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко,

Для соления. (волнушка)

-Не только трудиться, но и отдыхать саамы умеют. Во время праздников играют в саамский футбол. Только мяч у них не обычный, он сшит из кожи оленя и набит мехом. А вместо формы - традиционные саамские сарафаны. В этот футбол играют только женщины. Посмотрите на мой костюм (обращает внимание детей) – он также сшит из оленьего меха и называется малица, короткие полусапожки с длинными завязками спереди -каньги. А рукавицы называются койбицы, только вот одну рукавицу я где-то в тундре потеряла… (показывает одну рукавицу)

Учитель-логопед: Не расстраивайся, Матрена, мы с ребятами поможем тебе, сделаем рукавички не хуже прежних.

Педагог-психолог:- Саамы в украшении своей одежды и обуви используют три основных цвета: белый обозначает снег, голубой - воду, небо, озеро, жёлтый – солнце, морошку.

Творческая работа «Саамская койбица» в технике сухой аппликации.

Дети украшают заранее приготовленные фетровые шаблоны рукавичек геометрическими фигурами из фетра белого, голубого, жёлтого цвета.

Педагог-психолог: Ребята, спасибо большое, очень вы мне помогли. Незаметно время подошло к вечеру, стемнело, и на небе появилось северное сияние! (лазерный проектор «Диско шар»). Давайте за ним понаблюдаем. (Дети ложатся на ковер, звучит спокойная музыка, релаксация)

Учитель-логопед: Так быстро время пролетело, пришла пора возвращаться в детский сад.

Педагог-психолог: Я очень рада была с вами познакомиться, и хочу угостить на прощание вареньем из северных ягод. Посмотрите: тут варенье из морошки - значит, оно какое? (Ответы детей: морошковое

Из брусники - брусничное

Из черники - черничное

(Дарит корзинку с баночками варенья)

До свидания! До новых встреч!

Учитель-логопед: на этом наше путешествие заканчивается. Обратно тоже будем добираться на оленях.

Игра «У оленя дом большой» На каждую фразу стихотворения выполняется движение:

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучит: (кулаком «постучаться»)

«Стук-стук, дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку)

-Вот мы оказались в нашем детском саду (выходят из помещения сенсорной комнаты)

Итог

Учитель-логопед: Где мы с вами побывали? Что нового вы узнали? А что мы делали? Что показалось вам трудным? Что больше всего понравилось? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами узнали много нового: кто такие саамы, где они живут, чем занимаются. Вы украсили рукавички -койбицы, показали себя знающими, внимательными и дружными ребятами. Ребята, вы большие молодцы, я горжусь вами!

Список литературы

1. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.

2. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.

Публикации по теме:

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе «В гостях у сказки»Интегрированная непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе «В гостях у сказки» Программное содержание: - Продолжать учить детей с помощью воспитателя драматизировать небольшие отрывки из народных сказок; - Воспитывать.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность во второй группе раннего возраста «Игривые котята»Интегрированная непосредственно образовательная деятельность во второй группе раннего возраста «Игривые котята» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность во второй группе раннего возраста «Игривые котята» Интеграция образовательных.

Интегрированная образовательная деятельность «Мы любим музыку» для детей 6–7 лет Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Путешествие в саамскую деревню»
Опубликовано: 2 октября 2024 в 21:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Путешествие в саамскую деревню»» (включая файлы) размещена пользователем Лобачёва Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД