Лариса Пяткина
Интегрированная ОД по речевому развитию посредством игровых приёмов «Путешествие в волшебный лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
[b]Цель: [/b]Создание условий для естественного социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
- продолжить знакомство детей с многозначными словами;
Публикация «Интегрированная ОД по речевому развитию посредством игровых приёмов „Путешествие в волшебный лес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
- продолжать учить детей соотносить знаковые символы с образами, подбирать родственные (однокоренные) слова и слова антонимы;
- закреплять навыки словообразования (притяжательные прилагательные) через словесные игры;
- упражнять в определении конкретного звука в слове на уровне слухового восприятия;
- формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей;
- формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение).
Развивающие:
- развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, вызвать у детей позитивные эмоции, развивать умение работать в команде, воспитывать уважение к своим товарищам.
Форма проведения: игра-путешествие.
Материал к занятию: конверт с письмом, картинки для игр «Скажи наоборот»,
«Чей хвост», «Назови одним словом», «Какое варенье?», карточки с картинками для игры «Назови ласково», пособие «Семья слов», корзинки с заданиями, аудиозаписи музыкального сопровождения.
Предварительная работа, речевые игры на подбор антонимов, работа с пособием «Семья слов», решение проблемных ситуаций.
Ход занятия
Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются.
Воспитатель: Вот какие мы дружные и добрые.
Часом раньше. В группу заходила заведующая и передала письмо, в очень красивом и необычном конверте, которое было адресовано детям группы «Улыбка». Дети и воспитатель с радостью его приняли.
Воспитатель: - Ребята, что сегодня в нашей группе произошло необычного?
Дети: - Нам принесли письмо.
Воспитатель: - Хотите узнать от кого оно и что в нём написано?
Дети вместе с воспитателем распечатывают письмо и воспитатель его зачитывает.
«Детский сад №7 детям старшей группы №5 «Улыбка»
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно выполнить задания. За его правильное выполнение вы будете получать волшебные листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство. Лесные Феи.»
Воспитатель: Ну что, поможем феям?
Дети: Да!
Воспитатель: А на чем можно отправимся в путешествие?
Дети: На машине, на поезде, на самолёте и т. д.
(Воспитатель предлагает отправиться на воздушном шаре.) Давайте его надуем! Сделаем глубокий вдох носом, выдох ртом. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, что бы шар отправился в путь, нам надо всем вместе произнести стартовые слова. говорилку.
Под мелодию путешествие начинается.
НА – НА – НА - наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло
КО – КО – КО - солнце светит высоко
СА- СА- СА- пролетаем мы леса!
ГА – ГА - ГА- пролетаем мы луга!
ЛЯ – ЛЯ - ЛЯ- пролетаем мы поля!
Звучит фонограмма «Звуки леса»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались?
Дети: В лесу.
Воспитатель: И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, которая была у нас в гостях на Новый год, вот она стоит.
Дети подходят к ёлочке поближе и находят на ней записку и просят воспитателя прочитать её.
Воспитатель читает что написано в записке:
Я помогу вам, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете.
Воспитатель: Конечно, расскажем. Скажите, ребята, только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? (у сосны, швейную, у ежа, медицинскую). Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Оказывается, слова, которые имеют много значений называются многозначными словами. Повторим вместе: «Многозначные слова». Многозначных слов очень много. Молодцы, ребята! Вы очень быстро справились с заданием и получили первый листочек. Пойдемте дальше.
Дети замечаю, на тропинке шишку.
Воспитатель: Ой, кто это шишками бросается? А вы знаете, от какого дерева шишка? Правильно, от ели. Значит, она как называется? (Еловая). Кто же нам эту шишку бросил?
[i]Дети обращают внимание на белку, сидящую не далеко от сосны. [/i]
Дети: Да это белочка! Посмотрите, у белочки корзинка, а в ней какая -то записка лежит и набор карточек.
Воспитатель: Давайте прочитаем её.
«Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка хвост лисы, у лисы – хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помогите зверям найти свои хвосты».
Игра «Чей хвост?» (волчий, заячий, лисий, медвежий, беличий)
Дети работают с карточками, выполняют задание.
Вот мы и справились с этим заданием. Вот наш листик. Можно двигаться дальше.
Воспитатель. Ребята, посмотрите впереди дорога завалена камнями, а на каждом камне изображена картинка.
Рядом стоит табличка с надписью Что бы разобрать завал, нам нужно выполнить следующее задание.
Задание «Назови ласково
Воспитатель предлагает детям выбрать по одному из камней, а ребёнок, показывая картинку называет существительное и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Ёлка- ёлочка, медведь- медвежонок, лиса- лисёнок, заяц- зайчонок, белка- бельчонок, волк- волчонок, цветок- цветочек, рыба- рыбка, вода- водичка, ёж- ежонок.
(Дети разбирают завал).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Получите листочек. Продолжаем наше путешествие.
Звучит фонограмма «Каркает ворона»
Воспитатель с детьми замечают ворону, сидящую на дереве.
В гнезде у неё лежат карточки. Воспитатель обращает внимание детей на следующее задание.
Игра «Найди и скажи наоборот».
Воспитатель: Ребята, здесь лежат карточки, на обратной стороне нарисованы картинки, вам нужно взять карточку и подобрать себе пару, противоположную по значению.
(Большой, далеко, старый, день, жарко, пустая, мокрый, сильный, весёлый, быстрый, и т. д.)
Дети выполняю задание, находят свою пару и попарно произносят слова вслух.
Молодцы, справились с этим заданием. Получайте листочек.
Воспитатель: - «Ребята, вы наверно устали? Предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка:
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется вот так! (Прыжки.)
Воспитатель: — Отдохнули, пора и в путь отправляться.
А вот и тропинка.
Тропинка, тропинка,
Ты нас проведи,
Пойдём за тобою,
А ты впереди.
На пути вперёд дети замечают куст, возле него ёжик с корзинкой со следующим заданием.
Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Называется оно «Игра со звуками».
Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з, песенку жука (ж-ж-ж, песенку ветра (ш-ш-ш, песенка насоса (с-с-с).
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
Молодцы, ребята, справились с заданием. Вот получите листочек и идём дальше.
Звучит фонограмма «Журчание реки».
Воспитатель: Посмотрите, речка на нашем пути. Как же нам через неё пройти? Дети: По мостику…
Дети обращают внимание на то, что мостик сломан, на нём не хватает дощечек.
Воспитатель: - Ребята, для того, что - бы достроить мостик и пройти через него, нужно выполнить следующее задание, называется оно «Назови одним словом».
За каждое правильно выполненное задание, вы получите дощечку.
Проводится игра
«Назови одним словом»
1 карточка (Изображения мебели) Диван, стул, кровать стол, шкаф.
2 карточка (Изображения овощей) помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.
3 карточка (Изображения планет солнечной системы) Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн.
4 карточка (буквы) - а, и, ы, у, о.
5 карточка (цифры). -1, 2, 4, 5, 7, 8, 0
6 карточка (изображения предметов одежды)-рубашка, платье, свитер, брюки
7 карточка (изображения транспорта). -самолёт, автомобиль, трамвай, лодка
Воспитатель: - Отлично, ребята, справились! Идём дальше.
Мы по мостику шагаем
и друг друга не толкаем.
Через речку переходим
На полянку мы выходим.
Дети обращают внимание на лягушку, сидящую на камушке возле мостика. Находят у неё в лапках листочки.
Воспитатель: Ребята, смотрите, лягушонок хочет нам дать листочки, за то, что мы починили мостик и справились с заданием.
Дети берут листочки.
Под фонограмму на встречу выходит Фея.
Фея Здравствуйте, друзья! Спасибо вам, что отправились в волшебный лес к нам на помощь! Я покажу вам дорогу. Посмотрите, кого я встретила по пути?
Дети: Гномика.
Фея: А кто такой гномик? Гномик обещал вам помочь, если вы выполните его задание. Назовите слова – родственники к слову ДОМ.
Дети: ДОМ – домишко, домик, домовёнок, домовой, бездомный (пес, домашний, домище, домина, домохозяйка. (Работа по пособию «Семья слов»)
Фея: А теперь немного поиграем «Доскажи словечко»
Жил был веселый гном
Он в лесу построил ….дом
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом построил ….домик
Самый маленький гномишка
Под грибом сложил ….домишко
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой…домище
Был он стар и был он сед
И большой был ….домосед
А за печкой за трубой
Жил у гнома…. домовой
Есть любил он суп вчерашний
Пил он только квас….домашний.
Фея: Молодцы. Гномик дарит вам волшебный листочек. Нужно идти дальше.
Физкультпауза:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом.
Мы шагаем не скучаем
Все преграды преодолеваем!
На пути встречается домик лесовичка.
Фея: Посмотрите, здесь Лесовичок живет. Давайте, постучим в окошко, может он поможет вам заработать волшебный листочек.
Дети стучат в окошко, лесовичок их услышал и вышел из домика. Дети с ним здороваются.
Лесовичок: Я хочу вас угостить вареньем, но вот забыл, какое варенье сварил. Помогите мне вспомнить, как называется варенье.
А за это я вам дам листочек от волшебного дерева.
Фея: Ребята, возьмите баночки с вареньем, посмотрите на картинку и напомните Лесовичку какое это варенье.
Дети: Груша-грушевое, яблоко-яблочное, черника-черничное. вишня- вишнёвое и т. д.
Дети помогают лесовичку, за это он дарит им обещанный листочек.
И угощает баночкой варенья.
Фея: Молодцы, помогли Лесовичку. Идем дальше.
Фея: Вот мы и подошли к волшебному дереву. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте посмотрим хватит ли наших листочков.
Дети на магниты прикрепляют листочки к дереву.
Воспитатель: Почему-то не оживает дерево, как вы думаете, почему?
Дети: Нужно произнести волшебные слова
Фея: Давайте взмахнем волшебной палочкой и скажем волшебное заклинание, чтобы дерево снова стало волшебным и феи вернули свое волшебство. Повторяем все вместе:
Волшебным пёрышком взмахну
Желанье загадаю,
Я верю в чудо,
Потому всегда его встречаю!
Звучит фонограмм «Волшебная музыка» дерево переливается огоньками и оживает.
Воспитатель: Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Молодцы ребята, благодаря нашим знаниям и взаимной помощи мы смогли пройти все испытания волшебного леса.
Фея: Нам пора расставаться. Вы вернули нам волшебную силу, а я вас верну на вашу поляну. Закрывайте глаза
(Фея говорит волшебные слова, дети открывают глаза).
Два раза похлопали,
Три раза потопали,
Вокруг себя повернись,
В группе окажись.
Воспитатель: Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает сундучок с угощением).
Рефлексия
- Ребята, вам понравилось путешествовать по волшебному лесу?
- Что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии?
- Какое задание для вас оказалось самым сложным?
- Какие задания вам понравилось выполнять?