Папки-передвижки

Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть вторая)

Светлана Стенина
Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Модели интеграции могут быть следующие:

1. Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач.

Публикация «Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть вторая)» размещена в разделах

2. Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления.

Интегрированные занятия более результативны, так как у воспитаников отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности.

Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность. Частота проведения занятий зависит от многих причин, но основное требование – системность.

По оценке специалистов, интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.

Интеграция может проходить по следующим направлениям.

- музыка + познание (математика,

- речевое развитие (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка,

- речевое развитие (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература,

- познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд,

- познание (математика) + изобразительная деятельность,

-здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие.

-познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + речевое развитие (общение, речь).

Логопед – воспитатель.

Наиболее тесно логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.

Проведение интегрированных занятий эффективно, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:

Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.

• Формирование и развитие словарного запаса.

• Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.

• Формирование познавательного интереса, любознательности.

• Развитие связной речи.

• Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.

• Формирование учебных знаний, умений и навыков.

Работа логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:

• Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей.

• развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;

• развитие связной речи на материале занятий по изобразительной деятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;

В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т. к. здесь задачи логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.

Логопед – музыкальный руководитель.

Особая роль отводится взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Развитие лицевой и артикуляционной моторики.

• Развитие звуковой стороны речи.

• Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

• Развитие просодической стороны речи.

• Формирование связной речи.

На занятиях, музыкальный работник может решить такие специальные (логопедические) задачи:

• Развитие пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.

• Формирование чувства темпа.

• Развитие мышечного ощущения направления движения.

• Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.

• Развитие ощущения ритмического стиля - чувства акцента, чередующихся ударений.

• Формирование навыка осознанного восприятия пространства.

• Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.

• Развитие ориентации в ритмических структурах, соизмерение и различение по их длительности.

• Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). На интегрированных занятиях музыкального руководителя и логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.

Логопед – физкультурный работник

Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению образовательных задач.

Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Развитие общей и мелкой моторики.

• Развитие пространственных ориентировок.

• Координации и ритмизации движений.

• Снятие мышечного напряжения.

Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи:

Учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию.

• Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за).

Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.)

Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо :

1. Систематическое проведение занятий.

2. Осознанность педагогом важность проблемы.

3. Рефлексия деятельности педагога, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.

4. Подбор необходимого технического оснащения.

5. Систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.

В старшей группе «Солнышко» были проведены интегрированные занятия разных специалистов по следующим направлениям:

- речевое развитие (речь) +познание (ознакомление с окружающим)+ физическая культура, где принимали участие учитель-логопед – воспитатель – инструктор по физической культуре на празднике «День дошкольного работника»

- речевое развитие (речь) +познание (ознакомление с окружающим)+ музыка, где принимали участие учитель – логопед – воспитиатель – музыкальный руководитель в празднике «Здравствуй, Осень»

Количество интегрированных занятий определяет каждый учитель – логопед самостоятельно.

НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической);

у детей формируется познавательный интерес и занятия дают высокую результативность;

переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс;

интегрированные занятия объединяют общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

совершенствуется грамматический строй речи, монологическая и диалогическая формы речи.

Такие занятия способствовали более тесному контакту всех специалистов ДОУ, сотрудничеству с родителями, в результате образовывалось взросло-детское сообщество.

Литература

1. Белая К. Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4

2. Дуева Т. И., Суворова Е. Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.

3. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О. Е. Громова. М. 2008.

4. Косенкова О. С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.

5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. /Под ред. К. Ю. Белой. М., 2005.

6. С. Сажина «Технология интегрированного обучения», «Творческий центр», М. ,2008г

7. Статья: О. Скорлупова, Н. Федина «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании». Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010г

8. Статья: Т. Гризик «О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010г

9. Статья: А. Пронина «Преодоление, познание, гармония», журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2010г

10. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей в работе логопеда через совместную деятельность со специалистами ОУ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ОУ»Федеральные государственные образовательные.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и дефектолога в старшей группе детей ЗПР по развитию речи и ФЭМП «В гостях у сказки» Цели: • Развивать навыки различения и простейшей классификации предметов по данному признаку. • Закреплять представления о количестве,.

Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе с использованием лего-технологии «Мебель для Кирюши» Тема: Цель: Уточнить и расширить представления детей о мебели. Задачи: Коррекционно – образовательные: • Учить детей дифференцировать мебель.

ООД в старшей группе с участием учителя-логопеда «Поможем Буратино и Мальвине» Приветствие гостей. Воспитатель. Проходите, очень рада видеть и с интересной новой сказкой познакомить вас сейчас. Ближе, ближе подходите.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников Дошкольный возраст – важный период в нравственном, психическом и речевом развитии личности ребенка. С момента рождения ребенка окружает.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением речи Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей в использовании нетрадиционных форм для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением.

Приёмы взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Далькрозом. Метод Далькроза.

Примерное тематическое планирование учителя-логопеда в старшей группе для детей с нарушениями речи Обследование - 1 – 19 сентября. I период Осень 1. 22.09-26.09 Лес. Грибы. Ягоды. 2. 29.09-03.10 Сад. Фрукты. 3. 06.10-10.10 Огород. Овощи.

Семинар-практикум как форма конструктивного взаимодействия учителя-логопеда с родителями Работая в группе компенсирующей направленности на протяжении 13 лет, в своей деятельности я, как и все специалисты, придерживаюсь определённой.

Совместное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы «Прогулка в осенний лес» Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть вторая)
Опубликовано: 27 ноября 2015 в 12:19
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть вторая)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Стенина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД