Светлана Стенина
Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы
Модели интеграции могут быть следующие:
1. Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач.
Публикация «Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть вторая)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
2. Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления.
Интегрированные занятия более результативны, так как у воспитаников отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности.
Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность. Частота проведения занятий зависит от многих причин, но основное требование – системность.
По оценке специалистов, интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.
Интеграция может проходить по следующим направлениям.
- музыка + познание (математика,
- речевое развитие (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка,
- речевое развитие (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература,
- познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд,
- познание (математика) + изобразительная деятельность,
-здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие.
-познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + речевое развитие (общение, речь).
Логопед – воспитатель.
Наиболее тесно логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.
Проведение интегрированных занятий эффективно, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:
Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:
• Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.
• Формирование и развитие словарного запаса.
• Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.
• Формирование познавательного интереса, любознательности.
• Развитие связной речи.
• Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.
• Формирование учебных знаний, умений и навыков.
Работа логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:
• Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей.
• развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;
• развитие связной речи на материале занятий по изобразительной деятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;
В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т. к. здесь задачи логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.
Логопед – музыкальный руководитель.
Особая роль отводится взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя.
Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:
• Развитие лицевой и артикуляционной моторики.
• Развитие звуковой стороны речи.
• Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
• Развитие просодической стороны речи.
• Формирование связной речи.
На занятиях, музыкальный работник может решить такие специальные (логопедические) задачи:
• Развитие пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.
• Формирование чувства темпа.
• Развитие мышечного ощущения направления движения.
• Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.
• Развитие ощущения ритмического стиля - чувства акцента, чередующихся ударений.
• Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
• Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
• Развитие ориентации в ритмических структурах, соизмерение и различение по их длительности.
• Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). На интегрированных занятиях музыкального руководителя и логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.
Логопед – физкультурный работник
Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению образовательных задач.
Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:
• Развитие общей и мелкой моторики.
• Развитие пространственных ориентировок.
• Координации и ритмизации движений.
• Снятие мышечного напряжения.
Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи:
• Учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию.
• Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за).
• Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.)
Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо :
1. Систематическое проведение занятий.
2. Осознанность педагогом важность проблемы.
3. Рефлексия деятельности педагога, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.
4. Подбор необходимого технического оснащения.
5. Систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.
В старшей группе «Солнышко» были проведены интегрированные занятия разных специалистов по следующим направлениям:
- речевое развитие (речь) +познание (ознакомление с окружающим)+ физическая культура, где принимали участие учитель-логопед – воспитатель – инструктор по физической культуре на празднике «День дошкольного работника»
- речевое развитие (речь) +познание (ознакомление с окружающим)+ музыка, где принимали участие учитель – логопед – воспитиатель – музыкальный руководитель в празднике «Здравствуй, Осень»
Количество интегрированных занятий определяет каждый учитель – логопед самостоятельно.
НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической);
у детей формируется познавательный интерес и занятия дают высокую результативность;
переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс;
интегрированные занятия объединяют общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
совершенствуется грамматический строй речи, монологическая и диалогическая формы речи.
Такие занятия способствовали более тесному контакту всех специалистов ДОУ, сотрудничеству с родителями, в результате образовывалось взросло-детское сообщество.
Литература
1. Белая К. Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4
2. Дуева Т. И., Суворова Е. Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.
3. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О. Е. Громова. М. 2008.
4. Косенкова О. С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.
5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. /Под ред. К. Ю. Белой. М., 2005.
6. С. Сажина «Технология интегрированного обучения», «Творческий центр», М. ,2008г
7. Статья: О. Скорлупова, Н. Федина «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании». Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010г
8. Статья: Т. Гризик «О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010г
9. Статья: А. Пронина «Преодоление, познание, гармония», журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2010г
10. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009г.