Получи документы

Интеграция изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности в процессе творческого развития дошкольников

Ирина Валентиновна Румянцева
Интеграция изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности в процессе творческого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Изобразительная деятельность дошкольников по своей природе многофункциональна, что делает ее универсальной в плане всестороннего развития личности ребенка. Однако реализовать заложенный потенциал возможно только при определенных психолого-педагогических условиях. На этапе модернизации системы дошкольного образования, в соответствии с целевыми направлениями ФГОС ДО, важную роль в процессе эстетического развития детей играет принцип интеграции видов деятельности, в том числе продуктивной и познавательно-исследовательской.

Публикация «Интеграция изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности в процессе творческого развития дошкольников» размещена в разделах

В дошкольной педагогике накоплен богатый теоритический и практический опыт интеграции художественных видов детской деятельности (Н. А. Ветлугина, Т. Н. Доронова, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, О. П. Радынова, Р. М. Чумичева и др.).

Учеными доказано, что реализация принципа интеграции способствует формированию у детей целостной картины мира через художественно- эстетическое познание объекта действительности с помощью средств образной выразительности.

Образ в искусстве создается средствами изображения и выражения. Изображение направлено на передачу внешнего, чувственно-конкретного облика предмета, поэтому форма, цвет, величина в живописи и скульптуре являются изобразительными средствами. Применяя одни и те же изобразительные средства. Художники различно передают идею произведения с помощью выразительных средств. Это позволяет творцу раскрыть внутреннее содержание образа действительности и донести до зрителя собственное отношение к явлению. С другой стороны, образ одного и того же предмета можно передать в разных видах искусства с помощью однотипных средств выразительности. Например. Пластичность наполняет объемную форму в скульптуре художественной выразительностью. Позволяет гармонично соотнести части с целым. Пластика движения используется в хореографии для передачи характера образа. В графике выразительным средством является пластика линий.

В художественно-образном отражении жизни изображение и выражение выступают во взаимосвязи. Если средствами изображения творец «показывает» мир, то с помощью «языка» выразительности он его характеризует, поэтому выразительность является главной характеристикой художественного образа.

Учеными доказано, что дети дошкольного возраста способны осознавать и частично использовать изобразительно-выразительные средства искусства в самостоятельной художественной деятельности. Интеграция художественно-творческих видов деятельности помогает обогатить детское воображение на основе ассоциативных образов. В результате у ребенка возникает и развивается понимание ассоциативных связей между видами искусств и художественно-образным выражением в продуктивной деятельности [2? c/28]. Такого рода деятельность способствует творческому становлению ребенка. Существуют различные точки зрения на понимание того, что есть изобразительное творчество дошкольников. Приоритетное положение в современной науке – творчество есть процесс создания нового материального или идеального продукта (Н. Е. Веракса, Н. Н. Подьяков, О. М. Дьяченко и др.). Ученые пришли к выводу, что в изобразительной деятельности дети способны совершать открытия и создавать оригинальные художественно-выразительные образы.

Практика показывает, что для малыша наибольший эмоциональный отклик вызывают собственные открытия в мире искусства. Уже в младшем дошкольном возрасте к детям приходит понимание значимости смешивания различных по цвету красок на листе бумаги. Рождается желание «прочитать» свой рисунок, соотнести с реальным предметом и установить сходство по ассоциации с цветом, формой, величиной. Звуки музыки, движение, поэтическое слово так же будят детскую фантазию и помогают увидеть новый образ предмета. С возрастом детей увлекает экспериментирование с самыми разнообразными по назначению и применению материалами. Положительные эмоции создают благоприятный фон для дальнейшего художественно-творческого развития дошкольников. В этой связи в психолого-педагогической литературе актуальными являются вопросы, связанные с изучением интеграции познавательно-исследовательской и изобразительной видов деятельности.

Многие авторы подчеркивают, что в настоящее время необходима иная система организации детского исследования в условиях продуктивных видов деятельности. Работа должна быть ориентирована на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний средствами познавательно-исследовательской деятельности (А. М. Вербенец, И. А. Лыкова, М. Н. Полякова и др.). Исследовательские умения детей в условиях изобразительной деятельности реализуются через наблюдения, обследование, опыты, экспериментирование, эвристическое обсуждение и другие формы работы [4].

В нашем исследовании важным было проследить развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников в процессе поиска новых оригинальных способов изображения и выражения.

В соответствии с современными методическими подходами и технологиями, была разработана педагогическая система организации образовательного процесса, направленного на художественно-творческое развитие детей в условиях интеграции изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности. Данная система включала поэтапное развитие детского изобразительного творчества через познавательно-исследовательскую деятельность.

Первый этап направлен на создание условий для погружения детей в деятельность творческого манипулирования с изобразительными и нетрадиционными материалами. С этой целью мы пополнили предметно-развивающую среду разнообразными материалами (изобразительными, дополнительными и нестандартными). Создавались условия, при которых ребенок-дошкольник мог проявлять активность в процессе познания и выступить как субъект деятельности. В итоге у детей постепенно формировались следующие мотивы и потребности:

- интерес к новым изобразительным техникам и нетрадиционным материалам;

- желание экспериментировать со свойствами и качествами новых материалов;

- потребность самоутверждения в процессе самостоятельной поисковой деятельности;

- желание овладеть новой информацией на основе имеющегося личного опыта [3, с. 69].

В результате экспериментирования с разнообразными материалами у детей повысились умения изучать новую информацию, видеть противоречия и формулировать вопросы.

Цель второго этапа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста обобщенных исследовательских умений. Было важным сформулировать и закрепить следующие умения: ставить цель, выдвигать гипотезу, планировать проведение эксперимента, обобщать результаты и самостоятельно делать выводы.

Особое внимание в педагогической работе отводилось развитию у детей творческих способностей к преобразованию. В своей работе мы опирались на исследования ученых, выполненных под руководством Н. Е. Вераксы. Способности к преобразованию, считают психологи и педагоги, представляют собой особые действия, которые позволяют оперировать отношениями противоположности, характеризующими ситуацию[1, c.4]. С учетом данных выводов, сделанных исследователями детского творчества, нами была разработана серия проблемных ситуаций по превращению одного свойства материала в противоположное свойство.

Для решения представленных задач педагоги обогатили художественно-развивающую среду разными играми: «Придумай узор», «На что похоже?», «Рисунки-загадки», «Необычное в обычном», «Найди сходства и отличие». По соседству с центром изобразительного творчества оформили мини-исследовательский уголок, в котором дети совместно с воспитателем проводили эксперименты: «Чудо мелки», «Мыльные пузыри», «Можно ли рисовать свечкой?», «Волшебные краски», «Можно ли рисовать пластилином?» и т. д. Таким образом, дети учились самостоятельно выявлять свойства и качества различных материалов. Например, мел легко ломается, пачкается, оставляет на бумаге бледный след. Если поместить мелки в сахарный раствор, а затем высушить. То они станут гораздо плотнее и крепче. Новыми мелками дети пробовали рисовать и выяснили, что рисунки стали выглядеть веселее и ярче. Далее дошкольники научились изготавливать «волшебные краски» из воды, муки, соли и пищевых красителей. Ребята пришли к выводу, что «Волшебные краски» напоминают «жидкий пластилин» и ими рисовать нужно по-другому. Обычные традиционные кисти для «волшебных красок» не подходят, поэтому дети стали рисовать палочками, соломкой, тюбиком шприца, а так же пальчиками и ладошкой. Рисунки детей стали более оригинальными по содержанию. У многих ребят был снят блок «я не умею». Дети утвердились во мнении, что все могут быть художниками.

В процессе проведения подобных экспериментов детей подвели к выводам: можно рисовать любыми материалами; можно придумать свою необычную технику; нарисовать можно все на свете.

В последующем дошкольники действовали самостоятельно по определенному алгоритму:

- определяли свойства нового материала;

- выявляли возможности материала в необычных условиях (смешивали, пересыпали, переливали, добавляли и убавляли);

- использовали материал в изобразительной деятельности.

Важным направлением в общей педагогической системе явилась работа по развитию у детей умений обследовательского характера. Например, сначала дети обследовали материалы с разной фактурой, выявляли изобразительные возможности, далее использовали в изображении. Новые правила игры «Чудесный мешочек» вызвали у детей большой интерес – из мешочка предмет не достают, а ощупывают и затем лепят по представлению. Если по ходу реализации первого этапа дети проводили эксперименты с целью поиска случайных средств выразительности, то на втором этапе поиск был направлен на создание выразительного образа.

Третий этап педагогической системы посвящен развитию художественно-творческих умений у дошкольников в процессе экспериментирования с различными материалами. Дети учились выбирать выразительные средства рисунка в соответствии со своим творческим замыслом.

В решении данных задач большую роль сыграла работа над проектом «Откуда берутся краски у художников». Центральные педагогические задачи были направлены на формирование познавательно-исследовательских умений и навыков у детей, развитие мыслительных операций, стимулирование познавательной активности, любознательности. В процессе проектной деятельности использовался комплекс средств развития и воспитания дошкольников :

- беседы о живописи, истории возникновения красок, первых художниках и их красках, красках в современном искусстве;

- демонстрация мультимедийных презентаций «Путешествие в мир красок», «Наскальные рисунки пещерного человека»;

- опытно-экспериментальная деятельность «Покрасим ткань брусникой, черникой, свеклой, луковой шелухой»;

- оформление альбома «История живописи»;

- оформление выставки детских рисунков и другие.

В ходе исследования выяснилось: краски находятся вокруг человека, однако проще рисовать синтетическими красителями. Еще дети поняли, что в природе много тайн, которые открывают только любознательные.

Наблюдения за процессом самостоятельной изобразительной деятельности детей показали, что дошкольники овладели умениями самостоятельно использовать свойства различных материалов для создания выразительных рисунков. Результаты исследования подтверждают эффективность развития детского творчества в условиях интеграции изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности.

Список литературы

1. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-80 с.

2. Комарова, Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 144с.

3. Конакова, Т. А. Развитие исследовательской активности в условиях изобразительной деятельности дошкольников / Т. А. Конакова, И. В. Румянцева // Современное дошкольное образование : проблемы и перспективы: сб. статей по материалам региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. – С. 68-71.

4. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / Авто. -сост. : З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.

Публикации по теме:

Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольниковРазвивать речь ребенка, не включая его.

Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направленo на умственное развитие.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде Участники проекта: родители, воспитатели и дети младшей группы. Продолжительность проекта: 1,5 месяца Сухомлинский В. А. говорил: "Оставляйте.

Организация образовательного пространства для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника, стимулирует.

Педагогические условия развития познавательно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста Ученые, педагоги, психологи уже не одно десятилетие говорят о том, что обучение должно быть «проблемным», а значит, должно содержать элементы.

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Тема : «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Цель: создать оптимальные условия.

Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности Слайд 1. (название сообщения).

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Презентация[/b] Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. [/b] Подготовительная группа. [/b].

Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем Подготовила.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста через организацию детского экспериментирования. Самоценность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности в процессе творческого развития дошкольников
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 16:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности в процессе творческого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Валентиновна Румянцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД