таня азизова
Консультация для педагогов «ИКТ в процессе организации различных видов детской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время возникают новые подходы к организации учебного и учебно-творческого процессов с использованием информационных компьютерных технологий, реализуемых посредством информационных и обучающих систем. При условии систематического использования электронных мультимедиа-учебников в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное улучшение результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.
Публикация «Консультация для педагогов „ИКТ в процессе организации различных видов детской деятельности“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Так родилась идея использования ИКТ на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Также в качестве мультмедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из жизни животных, растений, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения (дикие животные, животные и растения различных природных зон и т. д.). Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды пр.
В обучении грамоте мультимедиаресурсы призваны, с одной стороны, помочь смоделировать звучащую речь с помощью различных схем и моделей, с другой стороны, наряду с традиционной статичной наглядностью предложить альтернативные динамичные образы и объекты наблюдения. Так, те же предметные картинки в движении будут способствовать формированию глагольной лексики, а динамичный образец артикуляции звука позволит организовать и наблюдение за ним, и контроль собственного произношения. Возможность использования аудиоматериалов позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению.
Обучающие игры с элементами грамоты развивают и поддерживают интерес к таким занятиям, способствуют формированию положительной мотивации к чтению. Этому же способствует просмотр некоторых мультфильмов, например «Улица Сезам», «Азбука-малышка». Кроме того, на наш взгляд, просмотр мультфильмов целесообразно устраивать после знакомства с соответствующим произведением художественной литературы.
В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета, композиции.
Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДУ, которая более широко применяется – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Известно, что зачастую тетради на печатной основе, столь любимые детьми, родителями и педагогами, содержат ошибки, иногда довольно грубые. Известно также, что часто воспитатели, найдя хорошую книгу с упражнениями и заданиями для детей, обращаются к родителям с просьбой сделать копии. Использование обычных сканера и принтера, и элементарных навыков работы в любом графическом редакторе позволяет решить эти проблемы. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.
Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу – дети всегда с охотой приносят из дома любимые книжки (чтобы воспитатель почитал их в группе, рисунки, игрушки. Поэтому они с желанием принесут и картинки на заданную тему. Затем вместе с педагогом картинка сканируется и вставляется в слайд-шоу. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызовет бурю эмоций. Мы уверены, что в следующий раз ребенок будет подбирать картинки, иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда. То же самое происходит и с обучающими играми, и видеофрагментами, и, даже мультфильмами. Посмотрите с детьми один раз на занятии видеофрагмент из жизни животных, обсудите его как положено, и спустя некоторое время у вас будут все выпуски «Твои веселые друзья зверята».
Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультмедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъекта образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут и почти самостоятельно (с помощью родителей) создать свою презентацию.
А вот для детей младшего возраста (вторая младшая и средняя группы) актуальным является использование цифровых технологий в фотосъемке. Дело в том, что включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, запускаются сразу несколько психических процессов.
Во-первых, узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для малышей это немаловажно.
Во-вторых, способствует развитию операций обобщения (и МОЙ стол – тоже СТОЛ).
В третьих, обратный процесс, когда встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (ассоциативная память).
В педагогической работе широко используются игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий: «Какой по вкусу?», «Посуда», «Сравни», «4 лишний», «Чей? Чья? Чьи?», «Зимние забавы», «Собери сервиз», «Найди картинку со звуком», «Угадай-ка», «Кто что любит?», «Чьи детки?», «Назови ласково», «Пантомима», «Найди такой же», «Угадай сказку», «Радуга», «Музыкальные инструменты» и др.
Преимущество их в том, что игры и упражнения можно включать в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала.
Необходимые условия этих игр:
-наличие «феномена удивления»;
-раскрепощение детей;
-вариативность;
-интерактивность.