Инна Жарикова
Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.
В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.
Публикация «Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей в ДОУ» размещена в разделах
Использование различных форм и методов интегрированного интеллектуального и двигательного развития дошкольников, в процессе физического воспитания даёт нам возможность всесторонне развивать дошкольников и в то же время укреплять здоровье детей.
Сейчас я хочу представить вашему вниманию материал по использованию различных приемов, которые способствуют интегрированному интеллектуальному и двигательному развитию дошкольников.
Подробнее хотелось бы остановиться на кинезиологических упражнениях, которые направлены на улучшение психологического состояния детей. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.
В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
«Грустный и веселый клоун»
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Дыхательные упражнения
«Свеча». Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
«Найди кончик носа»
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Телесные упражнения
«Перекрестное марширование» Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Ухо-нос»
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Всем известны приемы, когда мы закрываем глаза и представляем себя на берегу моря и греемся под теплыми солнечными лучами. А еще мы можем превратиться в легкое облако и порхать по небу, тем самым наполняя себя положительной энергией и спокойствием.
Упражнения для развития мелкой моторики
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:
• Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:
«Массаж подушечек пальцев рук»
«Массаж фаланг пальцев»
«Массаж прижимающий»
«Упражнение с мячом-ёжиком»
«Упражнение с прищепками»
• Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:
«Цепочки»
«Поочерёдное соединение всех пальцев»
«Соединение одноимённых пальцев»
«Пианист»
«Пальчики кивают»
«Упражнение с пробками»
«Упражнение со счётными палочками»
«Пальцеход»
• Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:
«Камешек, заборчик, солнышко»
«Поочерёдное соединение всех пальцев»
«Ножки»
В формировании разносторонне развитой личности ребенка важнейшее место отводится подвижным играм. Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
«Математическое одеяло»
Цель: учить выполнять задания по схемам, решать арифметические задачи на сложение, закреплять знание геометрических фигур, цифр.
1. На полу лежит одеяло, с изображением геометрических фигур разного цвета или цифр. Дети получают карточки – схемы, с изображённым маршрутом движения, по которому надо попрыгать на двух или одной ноге.
2. На полу лежит одеяла, с изображением цифр. Дети метают мешочки с песком различными способами на одеяло, затем подсчитывают количество набранных очков.
«Разноцветная разминка»
Ещё одна игра, связанная со счётом, на этот раз с кубиком. Приготовьте поле для игры с цветными секторами. Договорите заранее, какое задание обозначает каждый цвет сектора. Например, желтый - наклоны, зеленый – приседания и т. д. Возьмите 1 кубик и выбрасывайте его. На какой сектор попадет, то задание и выполняйте, а подсчитав точки на нем, легко узнаете количество повторений. В игру может играть как один ребёнок, так и несколько.
«Разные шаги»
Обычно дети 5–6 лет любят не только читать, но и считать. Дети могут просто так считать, даже без какой-либо цели, поэтому если вы включите счёт в игры, дети будут считать с ещё большим удовольствием.
В этой игре водящий отходит на некоторое расстояние от детей и даёт им задания : «Пройти 7 гигантских шагов» или «22 шага лилипута». Игра может не носить соревновательного характера, ребёнку необязательно быстрее прийти к финишу. Так вы можете играть и во время длительных прогулок. Предлагайте детям идти «50 шагов слона» или «5 шагов лягушек». Дети обычно быстро включаются в игру и сами придумывают задания друг для друга.
Всё наоборот. Или карлики великаны
Дети в старшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо следуют словестным инструкциям. Поэтому предложите ребёнку чётко следовать инструкциям, не отвлекаясь.
Сначала давайте инструкцию и делайте заданное движение. Потом начинайте делать другие движения. Например, вы говорите: «Хлопаем», а сами топаете. Дети с удовольствием пытаются следовать словестным инструкциям, не отвлекаясь на ваши движения. Это их учит концентрировать внимание на чём-то одном.
Я знаю 5 имён…
Другой игрой, в которой также надо совмещать движения и речь, является всем нам знакомая с детства игра в «я знаю 5 имён…».
Дети могут как бить мяч об пол, а если играет несколько детей, то перебрасывать друг другу. При этом ребёнок называет 5 имён, 5 названий растений или 5 знакомых городов. Задания могут быть любыми. Эта игра полезна для детей, так как учит концентрироваться одновременно и на физической, и на умственной деятельности.
Таким образом, интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет: повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы и качество образовательного процесса в дошкольных организациях; позволяет оптимизировать режим двигательной активности детей в условиях ДОУ; оказывает положительное воздействие на психофизическое развитие и физическую подготовленность детей.