Евгения Журбенко
Опыт работы «Активизация двигательной деятельности детей младшего возраста в режиме дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие, укрепление и сохранение здоровья детей – приоритетное направление деятельности нашего ДОУ. Мы, педагоги первой младшей группы «А», в соответствии с задачами годового плана, углублённо работаем над формированием у детей раннего возраста основ здорового образа жизни.
Анализируя поведение малышей в начале учебного года, мы видели, что по ряду причин активность детей ограничивается - много времени уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры… Наблюдения за играми детей показали, что запас двигательных навыков и умений совсем небольшой. Играя, малыши ходили, бегали, приседали, ползали, наклонялись, а такие движения как лазание, бросание, прыжки, игра с мячом совершали немногие, редко и однообразно. В группе были как активные, так и малоактивные дети. Кроме того, дети затруднялись в организации своей деятельности, часто с трудом находили себе занятие, что неблагоприятно сказывалось на их двигательной активности. Анкетирование инструктором ФИЗО, беседы воспитателей группы с семьями воспитанников показали, что не все родители создавали условия для развития двигательной активности, не приобретали спортивное оборудование, не обращали внимания на неправильные движения ребенка.
Темочки:
Так же был большой процент часто болеющих детей из-за того, что родители кутали детей, не давали двигаться, не придавали значения важности режима дня в жизни детей. Нам хотелось изменить эту ситуацию, поэтому мы поставили перед собой цель - активизировать двигательную деятельность детей в режиме дня.
Многие авторы, такие как Валентина Шишкина, Сергей Лайзане и др., подчеркивают большие резервы двигательной активности малыша. Нам необходимо было искать пути увеличения двигательных действий ребенка, чтобы они обеспечили накопление первоначального двигательного опыта детей и способствовали позитивной адаптации к детскому саду. Мы традиционно использовали занятия, упражнения, различные виды игр, зарядку, гимнастику после сна.
Используемая парциальная программа «Физическая культура для малышей» под руководством Сергея Лайзане включает в себя физкультурные занятия, но нам хотелось внести в них новое, обогащенное содержание двигательных действий, оживить, эмоционально окрасить героями, пособиями…
Другие занятия, такие как речевые, по продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) мы стали дополнять играми, упражнениями, физкультурными минутками.
В процессе работы мы придерживались следующих правил:
1. Объединяли детей по подгруппам и выявляли детей для занятий индивидуально с целью создания условий для максимального роста личности ребёнка.
2. Следили за дозировкой физических и психических перегрузок.
3. Целью занятий ставили не только коррекцию двигательных функций, но и развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти.
4. Корректировали режим двигательной активности с учётом погодных условий.
При выполнении игровых упражнений дети осваивали знания, связанные с физической культурой, выполнение упражнений сопровождалось насыщенными эмоциональными переживаниями. Например, «Зайка замёрз, давайте поможем ему согреться».
Также при выполнении двигательных действий с предметами, игрушками-двигателями дети вступали во взаимодействия друг с другом, разрешали проблемные ситуации, например: «Мишка уронил из корзинки шишки, давайте ему поможем их собрать». .
Использовали физические упражнения не только на физкультурных занятиях, но и в других видах деятельности, создавали условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику, интеллект.
Мы заметили, что если ребёнок активно заинтересован движениями, то привыкание его к новой обстановке значительно облегчается. Малыши охотнее шли в группу, быстрее переставали плакать. Поэтому в утренние часы и в свободное от занятий время мы старались создавать условия для активной двигательной активности.
Также использовали игры-забавы, хороводные игры. Такие игры способствуют положительному эмоциональному настрою малышей и частично удовлетворяют потребность детей в движении. Кроме того, сочетание движений со словом помогают детям осознать содержание игры, что облегчает выполнение действий.
Подвижные игры - «Бегите ко мне», «Лиса и зайцы», «Кот и мыши» - не только стимулировали двигательную деятельность детей, но и способствовали развитию, совершенствованию основных движений. Игры мы проводили в течение дня и предлагали детям разные варианты проведения.
Гимнастика пробуждения, гимнастика после сна в игровой форме, хождение по массажным коврикам создают положительный эмоциональный фон, вызывают повышенный интерес ко всем движениям. А главное – всё это доставляет детям огромное удовольствие.
Наша работа не могла быть по-настоящему результативной, если бы родители не стали активными помощниками. Мы старались заинтересовать перспективами нового направления развития детей, вовлечь мам и пап в жизнь группы. На родительском собрании, через консультации и беседы советовали, как создать в семье условия для развития движения детей. И результат не заставил себя долго ждать…
Мы держали в курсе событий, знакомили со своей работой через просмотр фотографий, пополняли информацию в родительский уголок. Организовали совместную работу по благоустройству участка группы. Провели наш первый общий спортивно-музыкальный праздник. Мы использовали как традиционные, так и современные формы работы. А родители, в свою очередь, видя заинтересованность со стороны детского сада, рассказали как дома занимаются со своими малышами спортом.
Пополняли физкультурно-оздоровительную среду в группе путём незначительного количества простых пособий, спортивных снарядов, но расставляя их по-разному. Это необходимо было для создания у малышей интереса к движениям, а также для частой смены двигательной активности. Большую помощь оказывали родители, в том числе, и в оснащении физкультурного уголка. С их помощью были приобретены мячи, массажные мячики, гантели.
Сравнивая результаты начала учебного года и конца декабря, мы убедились в эффективности проведенной работы. Систематическая работа с детьми над развитием двигательных навыков у малышей, с использованием разнообразных методов и приёмов повлияла на успешную адаптацию детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что приёмы, применяемые в разных формах двигательной деятельности, являются эффективными и позволяют развивать детей физически, укреплять здоровье.
В связи с этим уменьшилось число часто болеющих детей, также снизилось количество случаев простудных заболеваний. Повысилась речевая активность детей за счёт занят ий с двигательными действиями и заданиями, физ. минуток. В результате проведённой работы движения детей заметно улучшились, действия с мячом стали более целенаправленными. У большинства гиперактивных детей появилось устойчивое внимание, у малоподвижных детей появился достаточный запас двигательных навыков, а также желание участвовать в коллективных играх. В целом, у детей отмечается хорошее, ровное настроение, доброжелательное отношение друг к другу, что немаловажно во время адаптационного периода.