Евгения Журбенко
Опыт работы «Активизация двигательной деятельности детей младшего возраста в режиме дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие, укрепление и сохранение здоровья детей – приоритетное направление деятельности нашего ДОУ. Мы, педагоги первой младшей группы «А», в соответствии с задачами годового плана, углублённо работаем над формированием у детей раннего возраста основ здорового образа жизни.
Анализируя поведение малышей в начале учебного года, мы видели, что по ряду причин активность детей ограничивается - много времени уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры… Наблюдения за играми детей показали, что запас двигательных навыков и умений совсем небольшой. Играя, малыши ходили, бегали, приседали, ползали, наклонялись, а такие движения как лазание, бросание, прыжки, игра с мячом совершали немногие, редко и однообразно. В группе были как активные, так и малоактивные дети. Кроме того, дети затруднялись в организации своей деятельности, часто с трудом находили себе занятие, что неблагоприятно сказывалось на их двигательной активности. Анкетирование инструктором ФИЗО, беседы воспитателей группы с семьями воспитанников показали, что не все родители создавали условия для развития двигательной активности, не приобретали спортивное оборудование, не обращали внимания на неправильные движения ребенка.
Публикация «Опыт работы „Активизация двигательной деятельности детей младшего возраста в режиме дня“» размещена в разделах
Так же был большой процент часто болеющих детей из-за того, что родители кутали детей, не давали двигаться, не придавали значения важности режима дня в жизни детей. Нам хотелось изменить эту ситуацию, поэтому мы поставили перед собой цель - активизировать двигательную деятельность детей в режиме дня.
Многие авторы, такие как Валентина Шишкина, Сергей Лайзане и др., подчеркивают большие резервы двигательной активности малыша. Нам необходимо было искать пути увеличения двигательных действий ребенка, чтобы они обеспечили накопление первоначального двигательного опыта детей и способствовали позитивной адаптации к детскому саду. Мы традиционно использовали занятия, упражнения, различные виды игр, зарядку, гимнастику после сна.
Используемая парциальная программа «Физическая культура для малышей» под руководством Сергея Лайзане включает в себя физкультурные занятия, но нам хотелось внести в них новое, обогащенное содержание двигательных действий, оживить, эмоционально окрасить героями, пособиями…
Другие занятия, такие как речевые, по продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) мы стали дополнять играми, упражнениями, физкультурными минутками.
В процессе работы мы придерживались следующих правил:
1. Объединяли детей по подгруппам и выявляли детей для занятий индивидуально с целью создания условий для максимального роста личности ребёнка.
2. Следили за дозировкой физических и психических перегрузок.
3. Целью занятий ставили не только коррекцию двигательных функций, но и развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти.
4. Корректировали режим двигательной активности с учётом погодных условий.
При выполнении игровых упражнений дети осваивали знания, связанные с физической культурой, выполнение упражнений сопровождалось насыщенными эмоциональными переживаниями. Например, «Зайка замёрз, давайте поможем ему согреться».
Также при выполнении двигательных действий с предметами, игрушками-двигателями дети вступали во взаимодействия друг с другом, разрешали проблемные ситуации, например: «Мишка уронил из корзинки шишки, давайте ему поможем их собрать». .
Использовали физические упражнения не только на физкультурных занятиях, но и в других видах деятельности, создавали условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику, интеллект.
Мы заметили, что если ребёнок активно заинтересован движениями, то привыкание его к новой обстановке значительно облегчается. Малыши охотнее шли в группу, быстрее переставали плакать. Поэтому в утренние часы и в свободное от занятий время мы старались создавать условия для активной двигательной активности.
Также использовали игры-забавы, хороводные игры. Такие игры способствуют положительному эмоциональному настрою малышей и частично удовлетворяют потребность детей в движении. Кроме того, сочетание движений со словом помогают детям осознать содержание игры, что облегчает выполнение действий.
Подвижные игры - «Бегите ко мне», «Лиса и зайцы», «Кот и мыши» - не только стимулировали двигательную деятельность детей, но и способствовали развитию, совершенствованию основных движений. Игры мы проводили в течение дня и предлагали детям разные варианты проведения.
Гимнастика пробуждения, гимнастика после сна в игровой форме, хождение по массажным коврикам создают положительный эмоциональный фон, вызывают повышенный интерес ко всем движениям. А главное – всё это доставляет детям огромное удовольствие.
Наша работа не могла быть по-настоящему результативной, если бы родители не стали активными помощниками. Мы старались заинтересовать перспективами нового направления развития детей, вовлечь мам и пап в жизнь группы. На родительском собрании, через консультации и беседы советовали, как создать в семье условия для развития движения детей. И результат не заставил себя долго ждать…
Мы держали в курсе событий, знакомили со своей работой через просмотр фотографий, пополняли информацию в родительский уголок. Организовали совместную работу по благоустройству участка группы. Провели наш первый общий спортивно-музыкальный праздник. Мы использовали как традиционные, так и современные формы работы. А родители, в свою очередь, видя заинтересованность со стороны детского сада, рассказали как дома занимаются со своими малышами спортом.
Пополняли физкультурно-оздоровительную среду в группе путём незначительного количества простых пособий, спортивных снарядов, но расставляя их по-разному. Это необходимо было для создания у малышей интереса к движениям, а также для частой смены двигательной активности. Большую помощь оказывали родители, в том числе, и в оснащении физкультурного уголка. С их помощью были приобретены мячи, массажные мячики, гантели.
Сравнивая результаты начала учебного года и конца декабря, мы убедились в эффективности проведенной работы. Систематическая работа с детьми над развитием двигательных навыков у малышей, с использованием разнообразных методов и приёмов повлияла на успешную адаптацию детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что приёмы, применяемые в разных формах двигательной деятельности, являются эффективными и позволяют развивать детей физически, укреплять здоровье.
В связи с этим уменьшилось число часто болеющих детей, также снизилось количество случаев простудных заболеваний. Повысилась речевая активность детей за счёт занят ий с двигательными действиями и заданиями, физ. минуток. В результате проведённой работы движения детей заметно улучшились, действия с мячом стали более целенаправленными. У большинства гиперактивных детей появилось устойчивое внимание, у малоподвижных детей появился достаточный запас двигательных навыков, а также желание участвовать в коллективных играх. В целом, у детей отмечается хорошее, ровное настроение, доброжелательное отношение друг к другу, что немаловажно во время адаптационного периода.