Наталья Потрясова
Интеграция — один из путей достижения качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательного процесса в детском саду опирается на умения воспитателя осуществлять последовательно все режимные моменты и встраивать в них содержание программы с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей группы. Содержание дошкольного образования сформулировано в программах по образовательным областям : социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Учитывая особенности организации работы с дошкольниками, воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.
Публикация «Интеграция — один из путей достижения качества дошкольного образования» размещена в разделах
Интеграция понимается как глубокая форма взаимосвязи, взаимо-проникновения разного содержания, охватывающая все виды деятельности.
Интеграция - это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения.
Цель интеграции - способствовать всестороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон.
Разрабатывая проблему интеграции педагогического процесса, надо учитывать, что работа с детьми осуществляется через интегративные блоки (циклы, объединенные определенной темой (содержанием).
Интеграция легко организуется при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т. д.).
Идея интеграции подразумевает, что:
• для развития ребенка необходимо организовывать разнообразные виды детской деятельности;
• в этой деятельности должны развиваться все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное).
Только это может обеспечить полноту и глубину впечатлений и складывающихся на этой основе у дошкольника представлений, образов.
Жизнь ДОО не может быть однообразной. Ребенку дошкольного возраста должно быть интересно в детском саду. Другими словами, воспитатель должна наполнить день разнообразным содержанием и разнообразными видами детской деятельности. Если определяется тема дня, (например «День космонавтики», то следует продумать, о чем воспитатель расскажет детям, какие иллюстрации им покажет, что прочитает; какие игры (по данной тематике) организует, что предложит рисовать, лепить, моделировать и т. д.
Это и есть комплексно-тематический образовательный процесс, где естественным образом интегрируется содержание образовательных областей, которое проживается ребенком в разнообразных видах детской деятельности.
При интегрировании разного содержания в образовательной работе с детьми необходимо учитывать особенности мышления дошкольников, которое в разные возрастные периоды является наглядно-образным и наглядно-действенным.
Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными средствами (по Т. С. Комаровой) :
• в литературе средство выразительности - слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
• в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
• в изобразительной деятельности - рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм, лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине, аппликация (форма, цвет, композиция, ритм и др.);
• в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного искусства средствами.
В основе образа лежит чувственное познание действительности, включающее разные виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное). Все эти виды восприятия необходимо активизировать, задействовать для развития познавательной сферы ребенка.
Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Так складывается интеграция содержания изобразительного и речевого развития, изобразительного и музыкального, где связующим элементом выступает образ (художественный и речевой).
Математическое содержание интегрируется с информационным, конструктивным, что обеспечивает развитие математического мышления детей — сравнения, анализа, рассуждений, обобщений, умозаключений, понимания отношений между различными объектами, свойствами, множествами.
Интеграция экологического образования с социокультурным позволяет решать задачи развития у детей основ безопасности, ненасилия к животному миру, формировать экологически культурное мышление и поведение.
Интеграция обеспечивает комплексное познание окружающего мира, формирует у ребенка целостное представление о процессах, позволяет ему осваивать базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и показывает способы перевода содержания с одного языка на другой.
Содержание реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач.
Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот или иной вид детской деятельности (игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная и восприятие детской художественной литературы и фольклора).
Если воспитатель использует разнообразные формы организации детской деятельности, то это делает образовательный процесс интересным и запоминающимся для детей.
Для примера назовем некоторые формы организации такого вида детской деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора:
• чтение и обсуждение прочитанного;
• заучивание, пересказ;
• беседа:
• организация театрализованной деятельности и самостоятельной художественной речевой деятельности;
• организация викторины, КВН, Вечера вопросов и ответов;
• презентация книжки;
• проведение выставки в книжном уголке;
• организация литературных праздников, досугов.
Примеры форм организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми:
• наблюдение, экскурсия;
• решение проблемных ситуаций;
• экспериментирование, исследование;
• коллекционирование;
• моделирование;
• реализация проекта;
«интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
• конструирование.
Понятно, что все вышеперечисленные формы организации разнообразных видов детской деятельности должны учитывать возраст детей и готовность педагога к такому взаимодействию.