Ирина Петровна
Интеграция образовательных областей в проектной деятельности по формированию ЗОЖ дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и прочее. Известно, что дошкольный возраст - решающий в становлении физического и психического здоровья человека. Именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Публикация «Интеграция образовательных областей в проектной деятельности по формированию ЗОЖ дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Проекты
- Темочки
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Интеграция – это объединение каких-либо элементов в целое. Именно через интеграцию можно более глубоко сформировать взаимосвязи образовательных областей и проникнуть в различные разделы воспитания и образования детей.
В ДОУ мною был разработан и реализован проект «Гимнастика пробуждения после дневного сна», где ведущая образовательная область «Физическое развитие» интегрируется со следующими образовательными областями : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Целью моего проекта было создание условий для проведения гимнастики пробуждения после дневного сна. Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1. Формирование основ здорового образа жизни в семье и детском саду в процессе интеграции образовательных областей.
2. Создание разнообразной физкультурно-игровой среды, направленной на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие детей.
3. Ознакомление с правилами подвижных игр, формирование умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
4. Привлечение родителей к совместным усилиям по оздоровлению дет-ского организма в течение всего года.
В связи с объемом указанных задач проект долгосрочный. Непосредственными участниками проекта являются дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
В ходе подготовительного этапа был составлен паспорт проекта, производился подбор и изучение методической, художественной литературы по теме, разработаны комплексы гимнастик после дневного сна.
В рамках образовательной области «Физическое развитие» проводились
1. Гимнастика в постели. «Котята просыпаются», «Ожившие игрушки», «Волшебные цветы».
2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Физкультминутки «У меня спина прямая», «Отправляемся в лес», «Закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам».
3. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Полет на Луну», «Вырасти большой», «Любимый носик».
4. Использование инновационных оздоровительных технологий (Су Джок терапия) - «Упражнение горка».
5. Гимнастика игрового характера. «Солнышко», «Снежная королева», «Забавные котята».
В рамках социально-коммуникативной области были организованы сю-жетно-ролевые игры «Больница», Семья», «Скорая помощь», «Фитнес клуб», дидактические игры типа «На кого я похож», «Светофор здоровья», «Что было бы, если бы?». «Кто как дышит».
Познавательное развитие: сюда входит образовательная деятельность «Изучаем свой организм», «Я расту», «Да здравствует мыло душистое, беседы «Мы со спортом - неразлучны», «Богатырские забавы». «Олимпийские игры», дидактические игры «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Найди правильную осанку и опиши её», «Фоторобот».
Речевое развитие: составление описательных рассказов тему «Как мы иг-раем зимой на участке», разучивание пословиц и поговорок о здоровье, отгадывание загадок о видах спорта.
Чтение художественной литературы: чтение и обсуждение литературных произведений различных жанров, например, А. Барто «Я расту», «Мы с Тамарой санитары», С. Михалков «Прививки», «36 и 5» и другие.
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество: НОД лепка «Лыжник в движении» «Экзоти-ческие фрукты, овощи», рисование «Олимпийский огонь», «Полезные продукты».
Музыкальное развитие: разучивание песен о спорте («Сильным, ловким вырастай»).
Таким образом, интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта повышает познавательный интерес у детей, служит развитию воображения, внимания, мышления, памяти и речи, способствует формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка, то есть делает жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
В ходе этого проекта осуществлялась также работа с родителями. Было проведено родительское собрание на тему : «Приобщение детей к здоровому образу жизни», где оговаривался вопрос по изготовлению массажных ковриков для ходьбы в детском саду и дома; выпуск консультации «На зарядку становись»! В группе оформлен мини – стенд для родителей «Здоровей-ка», где постоянно обновляется материал по формированию ЗОЖ дошкольников.
Результат проекта :
Все проводимые мероприятия положительно повлияли на общее здоровье детей: анализ заболеваемости детей позволил отметить тенденции к её снижению.
У детей повысился интерес к физическим упражнениям, управлению соб-ственным телом.
Проект способствовал сближению с семьями воспитанников: родители принимали активное участие в проводимой работе.
Библиографический список:
1. Борисова Е. Н. «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками».- М. : Сфера, 2006.- 104 с.
2. Васильева Н. М. Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в практике работы детского сада с бассейном [Текст] / Н. М. Васильева // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М. : Буки-Веди, 2013. — С. 34-36.
3. Трубайчук, Л. В. Интеграция как форма организации образовательного процесса /Л. В. Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования. – Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011.
4. Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. // Дошкольное воспитание. -2007г. -№2-с. 28.
5. Интернет-источники.