Елена Курлович
Интеграция как условие успешного развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в художественно
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад, как одна из ступеней социализации детей, в развитии коммуникативной компетентности дошкольников выполняет социальный заказ общества: формирует социально развитую личность ребё нка-дошкольника. Предпосылки коммуникативной компетентности закладываются уже в раннем детстве. Усвоение образцов поведения, знаний, навыков, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ребёнку успешно функционировать в обществе - основополагающие задачи дошкольного образования.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Общение в дошкольном возрасте наиболее эффективно происходит во время совместной деятельности со сверстниками, оно чрезвычайно важно в становлении личности дошкольника, развитии его внутреннего мира. Работа педагогов направлена на создание условий, позволяющих ребёнку адаптироваться в окружающем мире, быть способным к самостоятельным действиям. В формировании коммуникативных навыков серьёзную роль играет музыка, обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.
Музыкально-образовательная деятельность, входящая в художественно-эстетическое развитие, базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учётом возрастных особенностей дошкольников, основной формой, которой являются музыкальные занятия. Это коллективная форма учебного процесса.
Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста проходит по следующим направлениям:
1. Развитие стремления к общению через формирование позитивного отношения к себе и другим.
2. Развитие способности к партнёрскому диалогу.
3. Развитие умения слушать и слышать партнёра по общению.
4. Развитие сотрудничества в детском коллективе.
Педагог (музыкальный руководитель) занимает позицию партнёра, "вместе с ребёнком". Специфика структуры музыкального занятия, его преимущество в том, что оно представляет собой комплекс разных видов деятельности, гармонично связанных между собой и позволяющих вариативно переходить из одного в другое, в зависимости от поставленных задач педагога.
Для каждого вида деятельности характерна взаимосвязь с другими образовательными областями. Музыкальное восприятие развивает умение слушать и слышать, различать разнообразный характер и форму произведения, средства музыкальной выразительности. Дети учатся понимать, что музыкальный язык очень точно передаёт настроение, музыкальный образ, свою историю, сюжет. Развивается такое коммуникативное качество, как эмпатия, закладывается культура общения. Для качественного усвоения материала педагог использует наглядно-зрительный метод ( используются иллюстративные материалы: репродукции картин, мультимедийные презентации и др., практический метод (оркестровка, словесный метод (беседа о жизни и творчестве композиторов, рассказ, пояснение, чтение стихотворений, созвучных данному музыкальному произведению) - взаимопроникновение образовательных областей "познавательное развитие", "речевое развитие". Интегративный подход позволяет соединить в единый образовательный процесс гармонично и ёмко информацию данного вида деятельности, выводя её на качественно новый уровень.
В певческой деятельности происходит взаимосвязь с речевым и физическим развитием, а также с познавательным. Решая свои музыкально-педагогические задачи по развитию музыкальных способностей детей, эмоциональной отзывчивости, музыкальный руководитель создаёт условия для развития координации слуха и голоса, правильного дыхания, четкой и ясной дикции, повышения работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем организма ребёнка, улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
Три основных метода (наглядный, словесный и практический в игровой форме) дополняют друг друга, прослеживаются в использовании музыкально-дидактических играх и пособиях. Дети учатся коллективно (ансамбль, хор) и индивидуально (соло) выражать свои чувства, эмоции в песенном исполнительстве, репертуар которого понятен, интересен и доступен. (Слайд №1). Песни о маме, дружбе, красоте родной природы, о любимой игрушке или сказочном персонаже, героях нашей истории, фольклорный репертуар сплачивают и объединяют детей, способствуют сотрудничеству в детском коллективе. (Слайд №2, №3).
В музыкально-ритмических движениях исполняются пластические этюды, парные пляски, танцы, имеющие простые фигуры и движения, со сменой партнёра, что позволяет каждому ребёнку приобрести чувство уверенности, лёгкости вступления в контакт друг с другом, снимаются зажимы. (Слайд №4).
Особая роль в формировании коммуникативной компетентности у дошкольников в музыкально-образовательной деятельности отводится коммуникативным играм : Игры-приветствия - "На вокзале", "Встречные поезда", "Настроение", "Здравствуйте"; Игры с именами (см. Приложение). (Слайд №5,№6,№7,№8). Ведь именно игра является основной формой познавательной деятельности дошкольников, активизирует их мыслительные процессы и двигательные возможности. Игра создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность. Поэтому формы интегрированных музыкальных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события и т. д. (Слайд №9).
Таким образом, для успешного формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста интегрированный подход является стержневым и отражает осуществление идей взаимосвязи и взаимодействия в любом из компонентов педагогического процесса. Интеграция в музыкально-образовательной деятельности способствует достижению готовности ребёнка к дальнейшему позитивному общению и развитию в последующих ступенях непрерывного образования. (Слайд №10).
Литература:
1. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. : издательский центр Академия, 2000.
2. Барсукова Н. Г. Музыка в детском саду. Волгоград: Учитель,2011.
3. Зимина А. Н. Государственные праздники для дошкольников. М. : Центр педагогического образования, 2007.
4. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры. Музыкальная палитра, 2003.
5. Тютюнникова Т. Э. Потешные уроки: конспекты интегрированных занятий. музыкальная палитра, 2011.
Приложение
Картотека коммуникативных игр
Игры - приветствия
Игры-приветствия привлекательны для играющих. Например, в игре «На вокзале», могут принять участие две группы детей : «провожающие» и «уезжающие» или «встречающие» и «прибывающие». Заранее участники групп выбирают пару или нескольких партнеров, договариваются, кто какую роль будет выполнять (бабушки, мамы, друга, зарубежных гостей, сказочных героев). При «встрече» всем необходимо «проявлять» свои чувства по-разному: маму – обнять, друга – похлопать по плечу, а с «иностранцами» – поздороваться очень корректно.
«Здравствуйте» Дети улыбаются, смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчиками, ладошками, локтями, носами.
«Ой, здравствуйте!» Гуляют свободно по залу, по сигналу ведущего или с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто находится рядом.
«Иностранцы» Придумывают свои собственные приветствия "иностранные", "инопланетные".
«Хоровод» По кругу идут друг за другом, напевая слова: Мы заводим, мы заводим, Мы заводим хоровод. (р. н. п. "Ах, вы, сени"). Затем поворачиваются друг к другу и поют: "Здравствуй!", выбирая, как поздороваться: мизинчиками, большим пальцем, тыльной стороной ладони. Ведущий поет: "Здра-а-авствуй", затягивая ударный слог или пропевая его быстро. Дети должны прореагировать на их окончание звучания.
Игра «Встречные поезда» проводится в двух концентрических кругах. Участники «паровозиком» движутся в противоположных направлениях под музыку. По окончании музыки «выглядывают в окошко» («окно» образуется соединением рук, приветстуют пассажиров встречного поезда (здесь уместно вспомнить упражнение «Пальцы здороваются по-разному»). Можно помахать шляпой, послать «воздушный поцелуй», или сообщить какую-то важную новость. Затем участники игры должны придумать свои варианты приветствий. Чтобы в парах «встречались» разные дети, нужно использовать музыку с различными по длине фразами. Интересно проходит игра, когда вагоны «соединены» каким-нибудь необычным способом, например: легким касанием указательных пальцев, руками, согнутыми в локтях и т. п…
"Поезд" (вариант). Под сюжетную музыку, н-р: "Голубой вагон" В. Шаинского, два "состава" двигаются по двум направлениям. Сделав круг, дети останавливаются в центре зала. Здесь станция с любым подходящим названием: "Приветная", "Поклонная", "Сними шляпу". Дети из встречных поездов протягивают друг другу руки, приподнимают воображаемые головные уборы, кланяются, машут руками.
«Встреча» Парами дети встают по кругу, образуя два концентрических круга. Под любую русскую народную музыку идут хороводным шагом в противоположных направлениях. На окончании музыкальной фразы здороваются (вариант приветствия выбирают сами) с тем, кто остановился напротив. Для того, чтобы пары менялись, можно предложить игровой вариант: внимательно слушать музыку, она может внезапно остановиться и нужно прореагировать.
«Волшебная поляна» На волшебной поляне, где все растения, животные, предметы живые и говорящие, дети превращаются в плакучую иву, журчащий ручей скрипучий пень, стройную березу, шелковую траву. Ведущий ходит по поляне и здоровается с детьми. Дети отвечают, стараясь передать игровой образ. В дальнейшем, роль ведущего могут выполнять дети.
"Музыкальные приветы" Дети пропевают свои приветствия по одному, пропевают и дополняют их звуковыми жестами, пропевают и ритмично подыгрывают на шумовых инструментах.
«Настроение» Дети здороваются в различных настроениях.
"Кто поздоровался?" Один из детей стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей говорит или поет : "Здравствуй, Ваня!". Водящий подходит к тому, кто, по его мнению, с ним поздоровался и пожимает ему руку.
"Дети и взрослые" Одни дети превращаются во взрослых, другие - остаются детьми. Нужно показать как "не нужно здороваться" и детям, и взрослым.
"На дорожке приветствий" Дети идут друг за другом и "цепочкой" называют, не повторяясь, слова приветствий, если слов «не осталось», тогда повторяют названное, но произносят его или с новой интонацией, или в другом настроении, или с каким-то жестом.
"Придумай приветствие " для любимой игрушки, для мамы, когда она придет в садик, для бабушки, для маленького-маленького ребенка.
Игры с именами
Потенциальные возможности для развития коммуникативных навыков несут в себе коммуникативные и речевые игры с именами. Играющим предлагается по очереди проговорить с разными интонациями или пропеть свое имя – большое или маленькое. Имя можно пропеть, проговорить, прохлопать, сопровождать различными звуковыми жестами.