Елена Смирнова
Интеграция изобразительной деятельности и детской художественной литературы как условие эстетического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
О том, что вопрос эстетического воспитания является одним из важных в дошкольной педагогике, знают все педагоги-дошкольники.
Большинство теоретиков дошкольной педагогики считают эстетическое воспитание одним из обязательных условий всестороннего развития личности ребенка-дошкольника и связывают задачи эстетического воспитания с умственными и нравственными. Основными средствами эстетического воспитания детей являются картины, музыкальные произведения, книжные иллюстрации, ну и, конечно же, художественное слово : выразительно прочитанный рассказ, сказка, стихотворение. Художественная литература и изобразительная деятельность обладают огромными возможностями в эстетическом воспитании. Их взаимосвязь имеет особую значимость и представляет богатый материал для изучения и применения на практике. В детской художественной литературе ярко представлена образность, живость, наглядность, красочность изображения, которая является неотъемлемым признаком изобразительного искусства.
Публикация «Интеграция изобразительной деятельности и детской художественной литературы как условие эстетического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. Мир сказки очень привлекателен для ребёнка, так же как привлекателен и мир творчества. Ведь в рисунке, лепке, аппликации дети отражают свои представления об окружающем их мире и раскрывают свой собственный уникальный внутренний мир.
Используя в качестве основы учебно-методические пособия И. А. Лыковой и О. С. Ушаковой, я решила попробовать объединить эти два интереса и предложить детям "проживать" содержание сказок с помощью карандашей, красок, пластилина, цветной бумаги.
Начало было положено в младшей группе во второй половине учебного года, в средней группе в этом учебном году мы с детьми продолжили эти увлекательные занятия. Пока я использую два варианта интеграции занятий : моделирование эпизодов сказки и изготовление сказочных образов или запомнившихся фрагментов сказки. В первом варианте - моделировании - дети используют в основном карандаши: простой и цветные, а во втором варианте используют все творческие ресурсы: пластилин, цветную бумагу, краски.
Начали мы в младшей группе с моделирования, продолжили в средней.
• Что даёт моделирование?
Моделирование помогает детям легче усвоить образное содержание сказки. Как это происходит, расскажу на примере ознакомления воспитанников младшей группы с русской народной сказкой "Репка". В начале занятия мы с детьми прочитали сказку, затем провели беседу и выполнили творческие задания. Цель беседы - уточнить понимание содержания произведения, его идеи, художественной выразительности, довести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного. По ходу рассказывания сказки я показывала детям иллюстрации к ней, но можно использовать и настольный кукольный театр. Во время беседы по сказке мы с детьми обратили внимание на интонацию, с которой говорят персонажи сказки. Это помогло им в выполнении творческого задания. Для выполнения творческого задания дети получили листы с нарисованными кружочками (по количеству персонажей). Предложила им поиграть в волшебников и превратить кружочки в героев сказки "Репка". Первый кружочек превращаем в репку.
- Репка какая? (Большая, жёлтая, круглая).Дети жестами показывают форму и размер.
- У репки сверху что? Листики. (Дети рисуют карандашом сверху на кружочке листики).
- Кто пришёл репку тянуть? Дед. Дед какой? Старый, с усами (дети жестами показывают какие у деда усы.) Рисуют карандашом на кружочке усы.
- Деду самому не удалось репку вытащить. Кто ему пришёл на помощь? Пришла бабка. Бабка какая? Бабка старенькая. Что у неё на голове? На голове у неё -платочек. (дети рисуют на кружочке элементы платочка).
- Затем на помощь позвали внучку. А внучка какая? Внучка маленькая, с бантиком. (дети нарисовали на кружочке бантики).
- У собачки Жучки, которую позвала внучка, ушки торчком и хвостик бубликом. (дети дорисовывают хвостик и ушки кружочку и сразу становится понятно, что это собачка).
- Потом пришла на помощь кошка. А кошка какая? Полосатенькая, ушки уголочками и в разные стороны, прямые усы. (дети рисуют серую, полосатую, с усами кошку).
- Кто же помог вытянуть репку из земли? Мышка. Мышка маленькая, пищит, у неё есть хвостик тоненький, как ниточка. (дорисовали кружочку хвостик и получилась мышка).
И, вот смотрите, модель готова. Она нарисована простым карандашом. Что нужно сделать? Конечно же, добавить других цветов. Репка жёлтая, листики зелёные, собачка коричневая, платочек у бабушки красненький, бантик у девочки розовый.
Теперь дети с моей помощью называют по порядку всех персонажей, подбирая соответствующую интонацию каждому персонажу и описывая каждый персонаж. (репка жёлтая, круглая, с листочками; дедушка старый, усатый; бабушка старенькая, в платочке; внучка маленькая, с бантиком, у собачки хвостик похож на бублик; кошка полосатая, с ушками и усами; у мышки тоненький длинный хвостик). Модель нарисована. И теперь дети, используя свою память и фантазию, каждый по своей модели рассказывают сказку "РЕПКА".Точно так же с помощью моделирования мы с детьми знакомились со сказкой "КОЛОБОК", используя немного усложнённый вариант модели.
Теперь, что касается второго варианта интеграции - сказочного образа или фрагмента. В этом случае важно подобрать такую сказку или несколько сказок с одним и тем же персонажем, чтобы сказочные герои имели определённый характер, чтобы дети могли составить характеристику этому герою и отобразить её в создаваемом сказочном образе. Очень наглядно это получилось при ознакомлении детей с образом медведя в русской народной сказке.
В течение нескольких дней мы читали сказки "ТЕРЕМОК", "МАША И МЕДВЕДЬ"и "ТРИ МЕДВЕДЯ". Книжки с этими сказками всё время лежали в книжном уголке группы, чтобы дети могли рассматривать иллюстрации. Когда я поняла, что дети уже достаточно хорошо ознакомились со сказками, то предложила им сделать того медведя, который больше всего запомнился, понравился. Творческий процесс мы предварили беседой по всем прочитанным сказкам. Сначала я показала поочерёдно книги со сказками и попросила детей по иллюстрациям определить, как называется сказка. Затем спросила, чем эти сказки похожи (дети сразу ответили, что одним из главных героев является медведь). Затем вспомнили каждую сказку с помощью моих наводящих вопросов. (Кто поселился в Теремке? Дружно ли жили звери? Как Маша попала к медведю? Какой дом был у трёх медведей) И обязательно вопросы про медведя. ( Например: -Что произошло, когда пришёл медведь к теремку? Что можно сказать про этого медведя - какой он? Как вам кажется, медведь из сказки "Маша и медведь" добрый или злой? Почему медведь Машу не отпустил домой? Как вы думаете, семья медведей была дружной) Дети, отвечая на вопросы,давали свои оценки каждому из медведей, дополняя свои ответы-оценки жестами, движениями, мимикой. (Если дети затруднялись, я помогала дать мотивированный ответ). В процессе нашей беседы дети учились сравнивать характеры медведей в разных произведениях, делится своими суждениями с другими, передавать характер каждого голосом, движениями, развивать воображение, обогащать словарный запас. И после нашей беседы каждый ребёнок сделал того медведя, который ему запомнился, который больше всего поразил его воображение, характер которого показался ребёнку ярким. Все медведи были разными: по положению лап, выражению мордочек, позам. Медведя из сказки "ТЕРЕМОК" сделали вместе с теремком раздавленным. Медведей дети решили слепить из пластилина. Использовать моделирование и создание сказочных образов я планирую и далее, потому что эти приёмы очень эффективно решают задачи речевого и художественно-эстетического развития детей.
Буду рада, если кому-либо из вас, коллеги, мой опыт пригодится и надеюсь, что предложенные варианты интеграции изодеятельности и детской художественной литературы помогут вам наполнить жизнь детей яркими событиями, в процессе которых незаметно, но продуктивно будет решаться самая главная наша с вами задача - развитие ребёнка.