Лучший педагог года

Интеграция изобразительной деятельности и детской художественной литературы как условие эстетического воспитания детей

Елена Смирнова
Интеграция изобразительной деятельности и детской художественной литературы как условие эстетического воспитания детей

О том, что вопрос эстетического воспитания является одним из важных в дошкольной педагогике, знают все педагоги-дошкольники.

Большинство теоретиков дошкольной педагогики считают эстетическое воспитание одним из обязательных условий всестороннего развития личности ребенка-дошкольника и связывают задачи эстетического воспитания с умственными и нравственными. Основными средствами эстетического воспитания детей являются картины, музыкальные произведения, книжные иллюстрации, ну и, конечно же, художественное слово : выразительно прочитанный рассказ, сказка, стихотворение. Художественная литература и изобразительная деятельность обладают огромными возможностями в эстетическом воспитании. Их взаимосвязь имеет особую значимость и представляет богатый материал для изучения и применения на практике. В детской художественной литературе ярко представлена образность, живость, наглядность, красочность изображения, которая является неотъемлемым признаком изобразительного искусства.

Публикация «Интеграция изобразительной деятельности и детской художественной литературы как условие эстетического воспитания детей» размещена в разделах

А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. Мир сказки очень привлекателен для ребёнка, так же как привлекателен и мир творчества. Ведь в рисунке, лепке, аппликации дети отражают свои представления об окружающем их мире и раскрывают свой собственный уникальный внутренний мир.

Используя в качестве основы учебно-методические пособия И. А. Лыковой и О. С. Ушаковой, я решила попробовать объединить эти два интереса и предложить детям "проживать" содержание сказок с помощью карандашей, красок, пластилина, цветной бумаги.

Начало было положено в младшей группе во второй половине учебного года, в средней группе в этом учебном году мы с детьми продолжили эти увлекательные занятия. Пока я использую два варианта интеграции занятий : моделирование эпизодов сказки и изготовление сказочных образов или запомнившихся фрагментов сказки. В первом варианте - моделировании - дети используют в основном карандаши: простой и цветные, а во втором варианте используют все творческие ресурсы: пластилин, цветную бумагу, краски.

Начали мы в младшей группе с моделирования, продолжили в средней.

• Что даёт моделирование?

Моделирование помогает детям легче усвоить образное содержание сказки. Как это происходит, расскажу на примере ознакомления воспитанников младшей группы с русской народной сказкой "Репка". В начале занятия мы с детьми прочитали сказку, затем провели беседу и выполнили творческие задания. Цель беседы - уточнить понимание содержания произведения, его идеи, художественной выразительности, довести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного. По ходу рассказывания сказки я показывала детям иллюстрации к ней, но можно использовать и настольный кукольный театр. Во время беседы по сказке мы с детьми обратили внимание на интонацию, с которой говорят персонажи сказки. Это помогло им в выполнении творческого задания. Для выполнения творческого задания дети получили листы с нарисованными кружочками (по количеству персонажей). Предложила им поиграть в волшебников и превратить кружочки в героев сказки "Репка". Первый кружочек превращаем в репку.

- Репка какая? (Большая, жёлтая, круглая).Дети жестами показывают форму и размер.

- У репки сверху что? Листики. (Дети рисуют карандашом сверху на кружочке листики).

- Кто пришёл репку тянуть? Дед. Дед какой? Старый, с усами (дети жестами показывают какие у деда усы.) Рисуют карандашом на кружочке усы.

- Деду самому не удалось репку вытащить. Кто ему пришёл на помощь? Пришла бабка. Бабка какая? Бабка старенькая. Что у неё на голове? На голове у неё -платочек. (дети рисуют на кружочке элементы платочка).

- Затем на помощь позвали внучку. А внучка какая? Внучка маленькая, с бантиком. (дети нарисовали на кружочке бантики).

- У собачки Жучки, которую позвала внучка, ушки торчком и хвостик бубликом. (дети дорисовывают хвостик и ушки кружочку и сразу становится понятно, что это собачка).

- Потом пришла на помощь кошка. А кошка какая? Полосатенькая, ушки уголочками и в разные стороны, прямые усы. (дети рисуют серую, полосатую, с усами кошку).

- Кто же помог вытянуть репку из земли? Мышка. Мышка маленькая, пищит, у неё есть хвостик тоненький, как ниточка. (дорисовали кружочку хвостик и получилась мышка).

И, вот смотрите, модель готова. Она нарисована простым карандашом. Что нужно сделать? Конечно же, добавить других цветов. Репка жёлтая, листики зелёные, собачка коричневая, платочек у бабушки красненький, бантик у девочки розовый.

Теперь дети с моей помощью называют по порядку всех персонажей, подбирая соответствующую интонацию каждому персонажу и описывая каждый персонаж. (репка жёлтая, круглая, с листочками; дедушка старый, усатый; бабушка старенькая, в платочке; внучка маленькая, с бантиком, у собачки хвостик похож на бублик; кошка полосатая, с ушками и усами; у мышки тоненький длинный хвостик). Модель нарисована. И теперь дети, используя свою память и фантазию, каждый по своей модели рассказывают сказку "РЕПКА".Точно так же с помощью моделирования мы с детьми знакомились со сказкой "КОЛОБОК", используя немного усложнённый вариант модели.

Теперь, что касается второго варианта интеграции - сказочного образа или фрагмента. В этом случае важно подобрать такую сказку или несколько сказок с одним и тем же персонажем, чтобы сказочные герои имели определённый характер, чтобы дети могли составить характеристику этому герою и отобразить её в создаваемом сказочном образе. Очень наглядно это получилось при ознакомлении детей с образом медведя в русской народной сказке.

В течение нескольких дней мы читали сказки "ТЕРЕМОК", "МАША И МЕДВЕДЬ"и "ТРИ МЕДВЕДЯ". Книжки с этими сказками всё время лежали в книжном уголке группы, чтобы дети могли рассматривать иллюстрации. Когда я поняла, что дети уже достаточно хорошо ознакомились со сказками, то предложила им сделать того медведя, который больше всего запомнился, понравился. Творческий процесс мы предварили беседой по всем прочитанным сказкам. Сначала я показала поочерёдно книги со сказками и попросила детей по иллюстрациям определить, как называется сказка. Затем спросила, чем эти сказки похожи (дети сразу ответили, что одним из главных героев является медведь). Затем вспомнили каждую сказку с помощью моих наводящих вопросов. (Кто поселился в Теремке? Дружно ли жили звери? Как Маша попала к медведю? Какой дом был у трёх медведей) И обязательно вопросы про медведя. ( Например: -Что произошло, когда пришёл медведь к теремку? Что можно сказать про этого медведя - какой он? Как вам кажется, медведь из сказки "Маша и медведь" добрый или злой? Почему медведь Машу не отпустил домой? Как вы думаете, семья медведей была дружной) Дети, отвечая на вопросы,давали свои оценки каждому из медведей, дополняя свои ответы-оценки жестами, движениями, мимикой. (Если дети затруднялись, я помогала дать мотивированный ответ). В процессе нашей беседы дети учились сравнивать характеры медведей в разных произведениях, делится своими суждениями с другими, передавать характер каждого голосом, движениями, развивать воображение, обогащать словарный запас. И после нашей беседы каждый ребёнок сделал того медведя, который ему запомнился, который больше всего поразил его воображение, характер которого показался ребёнку ярким. Все медведи были разными: по положению лап, выражению мордочек, позам. Медведя из сказки "ТЕРЕМОК" сделали вместе с теремком раздавленным. Медведей дети решили слепить из пластилина. Использовать моделирование и создание сказочных образов я планирую и далее, потому что эти приёмы очень эффективно решают задачи речевого и художественно-эстетического развития детей.

Буду рада, если кому-либо из вас, коллеги, мой опыт пригодится и надеюсь, что предложенные варианты интеграции изодеятельности и детской художественной литературы помогут вам наполнить жизнь детей яркими событиями, в процессе которых незаметно, но продуктивно будет решаться самая главная наша с вами задача - развитие ребёнка.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы» Цель: систематизация знаний педагогов по теоретическим и практическим вопросам использования художественной литературы в работе с детьми.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Игра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельностиИгра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельности Этапы педагогической технологии организации игры- фантазирования: 1. этап: Обогащение или активация литературного опыта как основы игры.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Педагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условияхПедагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условиях «…Телевидение покоряет воображение, а не раскрепощает его. Но хорошая книга одновременно развивает и освобождает мышление…» Бруно Бетелхайм.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция изобразительной деятельности и детской художественной литературы как условие эстетического воспитания детей
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 22:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция изобразительной деятельности и детской художественной литературы как условие эстетического воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД