Анастасия Ионуце
Инновационный проект «Развитие ранней профориентации детей средней группы посредством создания мультипликационных фильмов»
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлен опыт работы по профориентации детей среднего дошкольного возраста в процессе создания мультипликационных фильмов. Использование современных информационно-коммуникационных технологий, интересных для детей данного возраста, обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда, их адаптацию к существующей социально-экономической ситуации в современном обществе. Новизна обстановки, оригинальность идей, их последующего воплощения – это то, что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, способствует развитию восприятия и творческих способностей. Расширяет воспитательные возможности профессионального ориентирования на этапе дошкольного детства.
Публикация «Инновационный проект „Развитие ранней профориентации детей средней группы посредством создания мультипликационных фильмов“» размещена в разделах
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Проекты с мультфильмами
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши искренне учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые реализуют в школе и жизни. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей, у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация, которая начинается на ранних стадиях развития ребёнка в дошкольном детстве.
Профориентация бывает разной и методики её организации сильно отличаются друг от друга, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых осуществляется через различные виды игр, преимущественно сюжетно-ролевые.
Однако, современное общество, характерной особенностью которого является активизация инновационных процессов с применением новых технологий, предъявляет высокие требования к образованию детей, к формированию профессионального самоопределения дошкольников на основе информатизации процессов развития. Уникальным педагогическим нововведением является создание мультипликаций из бумаги в технике стоп-моушн (перекладывания).
Это самый простой, доступный и популярный способ создания мультфильма. Игрушки (пластилиновые фигурки, вырезанные из бумаги герои, человечки LEGO) ставятся в определенную позицию и фотографируются. Затем, совсем чуть-чуть, меняется положение фигуры и делается новый кадр. И так формируется целый сюжет.
Создание мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.
Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность выполнять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т. д. [2, c. 49]
К современной форме профориентационной работы, можно отнести создание мультипликаций и видеороликов по работе определенных профессий. Дошкольники знакомятся с интересующими их профессиями, их достоинствами и недостатками, анализируют и проиграют те ситуации, которые могут возникнуть в будущем, на этапе выбора жизненной позиции и профессии
Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. [3, c. 50]
В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, мы обратились к мультипликации или анимации на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста и разработали проект «Современная Мультипликационная Студия» (сокращё нно: СМС).
В проекте заложены основные правила искусственного представления движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов. [3, c. 12]
Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, в возможности интегративного развития личности. Именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра.
Мультипликация позволяет интегрировать разнообразные виды искусств. Соединение инновационных и оригинальных техник изобразительного и декоративно - прикладного творчества и техники анимационного мультфильма.
Цель проекта заключается в развитии ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста посредством создания мультипликационных фильмов.
Задачи проекта :
1. Учить детей технике стоп-моушн при создании простых мультипликационных мультфильмов.
2. Формировать интерес к различным профессиям, элементарные трудовые навыки.
3. Развивать эмоционально положительное отношение ребенка среднего дошкольного возраста к профессиональному миру людей, творческое мышление и воображение, умение работать в малых проектных группах и реализовывать собственный замысел.
4. Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к разным профессиям, гордость за свою работу, патриотизм.
Выбор будущей профессии – важное решение в жизни молодого поколения. Задача родителей, окружающих, в том числе и педагога, помочь выбрать профессию, сориентировать в океане возможностей. Самый лучший аспект в помощи ребенку – это показать интересующие его профессии. максимально реалистично рассказать о них. [5, c. 41]
Очень много дошкольников, которые мечтают о своей будущей профессии. В рамках реализации проекта «СМС» мы предложили детям отправится в студию «юные мультипликаторы», где они воплощают свои замыслы в роли сценаристов, аниматоров, художников мультипликаторов.
Вместе с детьми необходимо выбрать тот материал, с которым вам проще и удобнее всего будет работать, необходимо продумать сценарий и декорации.
Мультик можно сделать по вымышленному сюжету, обыграть известную сказку или стихотворение, повторить серию любимого мультфильма по-своему. Дети должны себе представлять, какие будут «сцены», что будут делать герои и какие понадобятся декорации. Задача педагога, помочь им определиться с последовательностью деятельности
Для создания мультфильма подбираются и изготавливаются совместно с детьми (и их родителями) шаблоны профессий в картинках посредством аппликации. Декорации и персонажей, конечно, лучше делать вместе с детьми. Чем больше они будут принимать участие в процессе, тем лучше. Для них это грандиозный опыт создания волшебства своими руками.
Съемочный процесс начинается с придумывания сюжета, дети с помощью покадровой съемки и передвижения героев создают сцены мультфильма. Следует помнить, что для ребёнка среднего возраста это, прежде всего, игра, её следует поддержать и внимательно следить за тем, как именно он играет: что говорит от имени героев создаваемого мультфильма, как и в какой последовательности манипулирует ими. Таким образом, взрослый не только контролирует целостность создаваемого продукта, но обязательно узнает, насколько ребенок знает профессии и увлечен ими. Это позволяет планировать дальнейшую работу педагога не только в рамках проекта, но всей образовательной деятельности.
После того, как все кадры мультфильма отсняты, дети поочередно озвучивают героев мультфильма, передавая с помощью голоса характер персонажей, их поступки, настроение.
Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технология создания будет им понятней. А при съёмке нового мультика они более осознанно подойдут к процессу.
Для того чтобы подобное видео приносило свою пользу после их просмотра необходимо обсудить с воспитанниками полученные впечатления. [2, c. 24]
Данная деятельность, при её увлекательности и правильной организации позволит:
1. Научить создавать простые мультфильмы.
2. Сформировать у дошкольников обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
3. Повысить познавательную активность детей, интерес к профессиям взрослых.
4. Активизировать творческий потенциал каждого ребёнка.
А самое главное, получить от своей деятельности большое удовольствие.
Таким образом, занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений. Следовательно, анимационная деятельность, как деятельность творческая, играет неоценимую роль в творческом развитии детей.
Для педагогов совместное создание мультфильма с детьми это дополнительная возможность рассказать о чем-то новом, закрепить пройденный материал, сделать, вместе с детьми наглядное пособие для занятий или игр по профориентации.
Техническое содержание проекта по созданию мультипликационных фильмов представлено следующим образом.
1. Программа.
Мы собирали мультики в двух программах :
-iClone-Pro это профессиональный комплекс в создании мультфильмов.
- movavi также удобный видиоредактор для создания и редактирования видео.
2 Штатив.
Для съемки кадров мультфильма мы использовали штатив, на котором был зафиксирован фотоаппарат, для того, чтобы движения персонажей получились четкими и снимались с одной точки.
3 Диктофон.
Для озвучивания мультфильма.
Далее, в качестве примера, мы предлагаем познакомиться с занятием, где используется техника «перекладки» при создании мультфильма.
Тема: «В стране Мультляндии»
Задачи:
- продолжать учить детей создавать мультфильмы в технике «перекладки», договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
- закреплять знания детей о видах и особенностях профессий,
- развивать связную речь, воображение, мышление.
Оборудование: Проектор мультимедиа с экраном. ПК с установленной программой Киностудия Windows Live. Документ – камера. ПК с программой для работы с документ- камерой. ПК для работы со звуком. Съемный USB-носитель информации
Материалы:
1. Пазлы в конвертах.
2. Герои мультфильма - картинки профессий
3. Ножницы на каждого ребенка.
Ход занятия.
1. Вводная часть:
Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам в группу пришло электронное письмо из страны «Мультляндии». Это сказочная страна и мы не найдем ее на карте. В этой стране создаются мультики про разные профессии. А вы любите смотреть мультфильмы? Почему?»
Ответы детей.
Воспитатель зачитывает письмо на экране проектора : «У нас случилась беда, все герои разных профессий пропали».
Воспитатель: «Чтобы помочь жителям сказочной страны и вернуть их героев нам всем вместе нужно выполнить очень сложные задания. Вы готовы к трудностям?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Профессия-это труд которому человек посвящает всю свою жизнь и их очень много».
Воспитатель загадывает загадки о профессиях. (На проекторе осуществляется показ правильного ответа)
1. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не пугайся и не плачь,
Ведь тебе поможет. (врач).
2. Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«Ноль-один» мы наберем,
Его на помощь позовем. (Пожарный)
3. Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)
4. У него товара горы:
Огурцы и помидоры,
Кабачки, капуста, мед.
Все он людям продает. (Продавец)
5. Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер)
Воспитатель: «Молодцы ребята, вы дружно справились с этим заданием, а вот и следующее. Посмотрите что лежит у вас на столе?» (На столе лежат пазлы «Виды профессий»).
Воспитатель: «Возьмите каждый по конвертику и давайте посмотрим, что там внутри?»
Воспитатель: «Ой, да тут чьи-то фотографии, но они не целые, а разделённые на части… Нужно составить из этих кусочков фотографии, тогда мы сможем узнать, чьи они».
Дети садятся, собирают пазлы, обсуждают фотографии. Затем, воспитатель просит каждого рассказать о получившейся картинке.
Физминутка «Все профессии важны…»
Воспитатель: «И с этим заданием все вместе мы справились».
Воспитатель: «Ребята осталось последнее задание, но самое сложное. Чтобы вернуть героев обратно в страну «Мультляндию» мы должны сами создать мультфильм.
А делать мы его будем в технике «Перекладывания» (Воспитатель уточняет имеющие знания детей о технике, расширяет их)
Воспитатель: «Обычно, когда используют технику «перекладки», на горизонтальную плоскость кладут фон, поверх него — вырезанные из бумаги фигурки персонажей, сверху все накрывают стеклом и снимают кадр. Потом руку или ногу персонажа передвигают и снимают еще один кадр. Напомните, как называется данная техника? Как вы думаете, а мы сможем ее использовать при создании мультфильмов? Сложно ли нам будет ее освоить? А что для этого потребуется?»
Дети отвечают на вопросы и выясняют, что прежде всего, необходим сценарий.
Воспитатель: «Для нашего мультфильма сценарий уже написан, эту роль за нас уже выполнили жители сказочной страны. Давайте послушаем его. Сядьте по удобнее, закройте глаза. Сейчас я включу запись, а вы запоминайте ощущения и образы, которые у вас возникнут.
Дети, вместе с педагогом, прослушивают запись песни «Моя профессия»
Воспитатель: «А теперь расскажите о своих ощущениях и картинках, которые вы увидели….Какую картину вы представили?»
Дети вместе с педагогом обсуждают будущий мультфильм.
Воспитатель: «Итак, у нас с вами есть готовый сценарий - песня о профессиях. Какой следующий шаг при создании мультфильма?
Дети: «Нужны образы героев и декорации».
Воспитатель: «Так как времени у нас для создания мультфильма немного, то мы используем заготовки, которые сделали с вами в нашей студии «СМС». Давайте их рассмотрим и выберем необходимые».
Дети самостоятельно выбирают заготовки для будущего мультфильма.
Воспитатель: «Какой следующий наш шаг?»
Дети: «Вырезать героев».
Педагог помогает детям вырезать героев.
Воспитатель: «А теперь оживим персонажей и сделаем по кадровую съёмку».
Дети, вместе с воспитателем, выполняют работу по заданию.
Воспитатель: «Прекрасно поработали! Все отсняли. Давайте посмотрим, что же у нас получилось?» (Воспроизведение анимации из отснятых кадров.)
Воспитатель: «Теперь вставим музыкальную композицию» (педагог вставляет музыкальную композицию).
Воспитатель: «Наш мультфильм готов»
Дети отсматривают ещё раз полученный результат.
Воспитатель: «Довольны работой? Я отправляю наш мультфильм жителям «Мультляндии»?»
Дети отвечают и воспитатель отправляет мультфильм электронной почтой.
Воспитатель: «Посмотрите что же они нам прислали?»
На экране проектора отображается письмо с улыбающимся смайликом: «Отличная работа! Молодцы!»