Лучший педагог года

Инновационный проект по музыкальной опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет

вероника георгиева
Инновационный проект по музыкальной опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Методическая разработка

3. План проведения мероприятий

4. Список литературы

Пояснительная записка

I. Общая информация об инновационном проекте

Срок реализации

Два года (2022 – 2024 г. г.)

Участники проекта

- Дети 5 – 7 лет старшего дошкольного возраста

- педагоги МБДОУ№41;

- специалисты детского сада (педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель);

- родители;

Публикация «Инновационный проект по музыкальной опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет» размещена в разделах

- педагоги из музыкальной школы

Разработчики Музыкальный руководитель МБДОУ№41

II. Краткая описание инновационного проекта

Наименование инновационного проекта «Тайна музыкального звука»

инновационный проект по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности

Основная идея инновационного проекта Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.

Участниками проекта являются все субъекты образовательного процесса – дети, педагоги, родители. Для его реализации в рамках сетевого взаимодействия привлечены учреждения культуры и образования города: детская музыкальная школа.

Проект находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это касается задач по формированию общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств и целевых ориентиров, таких как обладание знаниями о культурном, научном мире, знакомство с объектами окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ,

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту В рамках информационного поля по данному проекту нами был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. Так, в научных трудах академика Н. Н. Подъякова существует утверждение, что в процессе экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания. Ученый обосновал тот факт, что экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Вопросами экспериментирования в области музыки занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. В их методических разработках акцентируется внимание на вопросах музыкальной характеристики звука, однако нет обоснования музыкальных явлений с точки зрения научных знаний.

Обоснование значимости реализации инновационного проекта для развития системы образования города Асбест -повышение качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС в МБДОУ «Детский сад №41»;

- повышение имиджа детского сада среди образовательных учреждений города посредством показа открытых мероприятий по реализации проекта;

- повышение уровня профессионализма педагогов, реализующих данный проект;

- разработка методических материалов, которыми могут воспользоваться педагоги города (сценарии мероприятий, рекомендации).

Цели и задачи инновационного проекта Цель проекта : создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Формировать основы метапредметных универсальных учебных действий.

2. Развивать у детей умение наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи используя знания и представления из разных областей наук и искусства.

3. Расширять кругозор детей в области естественных наук и искусства.

4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов МБДОУ – участников реализации проекта.

5. Формировать навыки сотрудничества детей, педагогов,родителей как равных субъектов воспитательно - образовательного процесса.

Основные результаты реализации инновационного проекта Планируемые результаты реализации инновационного проекта :

1. У детей сформирован опыт получения знаний в различных областях науки и искусства посредством экспериментальной музыкальной деятельности.

2. У воспитанников сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей наук и искусства.

3. У дошкольников расширен кругозор в области естественных наук и искусства. Они владеют простейшими терминами и понятиями.

4. Педагоги детского сада освоили новые технологии в процессе реализации инновационного проекта.

5. Родители воспитанников и педагоги детского сада являются полноправными партнерами по реализации проекта : активно участвуют во всех мероприятиях.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта - Показ открытых мероприятий для музыкальных руководителей города;

- презентация авторской методической продукции: конспекты занятий, досугов;

- публикация материалов по реализации проекта в научно-методической литературе, образовательных порталах сети Интернет;

- обобщение опыта для педагогов образовательного сообщества города

III. Программа реализации инновационного проекта.

Исходные теоретические положения.

Актуальность-

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

ФГОС ДО диктует необходимость обеспечения саморазвития и самореализации ребенка, развития исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности. Этот факт подтверждают работы таких ученых, как: Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей; педагогам же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.). Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево); о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).; о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа, о способах исследования объекта; о предметном мире.

Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к объекту исследования, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие музыкального материала.

Детское музыкальное экспериментирование основано на соединении когнитивного и эмоционального компонентов развития личности ребенка. Оно способствует освоению дошкольниками основ культурного и научного познания окружающего мира.

Новизна-

данного проекта заключается в широком применении современных инновационных педагогических технологий, а так же в корреляции музыки с точными науками. Это дает возможность сформировать у ребенка целостную картину мира, используя полученный практический опыт в ходе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности.

Задачи данного проекта реализуются посредством интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

- обучение принципам совместной работы и обмена идеями;

- умение распределять обязанности в своей микро группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

- проявление эмпатии к мнению другого участника группы;

- участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами;

- проявление вариативности в решении проблемной ситуации.

Образовательная область «Познавательное развитие» :

- владение простейшими терминами и понятиями из области музыки и науки;

- понимание и обсуждение поставленных задач и их результатов в ходе опытно-экспериментальной деятельности;

- формирование у дошкольников представления о характеристике и распространении звука, как физическом явлении (громкости, тембре, высоте, звуковых волн);

- актуализировать знания детей в области естественных наук и применять их в процессе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности;

- знакомство детей с элементарными компьютерными программами и возможностями современных гаджетов;

- знакомство детей с новыми музыкальными инструментами.

Образовательная область «Речевое развитие» :

- общение в устной форме с использованием специальных терминов,

- описание логической последовательности действий в ходе эксперимента;

- расширение кругозора, активизации словаря в области музыки и науки.

Образовательная область «Физическое развитие» :

- развитие физических качеств;

- развитие крупной и мелкой моторики рук;

- становление саморегуляции в двигательной сфере.

Методы и приемы организации обучения с детьми:

- творческие исследования, презентации продуктивной деятельности детей;

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);

- практический (проведение опытов);

-репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);

-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- исследовательский метод;

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение)

Формы организации обучения с детьми:

- непрерывная образовательная музыкальная деятельность;

- музыкальные досуговые мероприятия;

- творческие мероприятия совместно с родителями;

- экскурсии в детскую музыкальную школу;

- экскурсии в общеобразовательную школу № 26;

- экскурсия в студию звукозаписи для ознакомления с современными гаджетами и музыкальными программами.

- функционирование творческой лаборатории «Влияние музыки на живые и неживые предметы»;

- просмотр видеороликов по теме проекта, фрагментов познавательных телепередач, мультимедийных презентаций, мультфильмов;

- квесты и игровые программы по опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

Формы организации взаимодействия с родителями:

- консультации по темам «Музыка и наука», «Музыкальные эксперименты дома», «Музыка и здоровье»;

- педсоветна тему: «Музыка – источник знаний об окружающем мире»;

- размещение на сайте детского сада информационных просветительских материалов по теме проекта;

- выступление на родительских собраниях с освещением вопросов по реализации инновационного проекта;

- анкетирование родителей с целью выявления мнений и пожеланий о работе по проекту;

- участие родителей в мероприятиях МБДОУ;

- создание и предоставление для родителей аудио, видеотеки, дидактических игр для домашнего использования.

Формы организации взаимодействия с педагогами:

- устные консультации по темам: «Организация зоны музыкального экспериментирования в группах;

- выступление на педагогическом совете с обсуждением плана, итогов реализации проекта;

- семинар по теме: «Практическая значимость детского музыкального экспериментирования;

- участие в мероприятиях по теме проекта;

- организация практической мастерской «Музыкальные опыты».

Формы предъявления результатов проекта :

- показ открытых мероприятий по теме проекта для педагогов детского сада ;

- организация тематических выставок;

- распространение опыта по результативности и эффективности проекта (выступление на педагогическом совете детского сада);

- участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня;

- освещение методических, фото, видеоматериалов в СМИ;

- разработка методических материалов, рекомендаций по проекту для использования другими педагогами;

- ведение обратной связи, через анкетирование родителей;

Ресурсное обеспечение.

Перечень оборудования:

1. Музыкальные инструменты (пианино, детские музыкальные и шумовые инструменты).

2. Камертон.

3. Костюмы сказочных героев.

4. Детский столик.

5. Оборудование для экспериментов.

6. Бутафорская нотка.

7. Музыкальные открытки по количеству детей.

8. Детские микроскопы.

9. Глобус и географические карты.

10. Контейнеры с водой, песком, бумагой.

11. Медицинские инструменты и приборы: пинцет, электронный термотр, тонометр, фонендоскоп, вата.

12. Песочные часы.

13. Лупы

Информационно-техническое обеспечение:

1. Ноутбук.

2. Мультимедийная установка.

3. Устройство USB.

4. Настенный экран.

5. Музыкальный центр.

6. Подбор мультимедийных презентаций и видеороликов.

7. Аудио запись музыкальных песен из мультфильмов

8. Микрофон, смартфон.

Компьютерное программное обеспечение:

1. MS Word

2. PowerPoint 2010

3. Windows Movie Maker

4. АудиоМАСТЕР

5. FL Studio

6. Photoshop

Методическая разработка

Этапы, сроки и календарный план реализации инновационного проекта

Этапы Содержание работы Срок

I. Подготовительный

(сбор информации по проблеме) I. Построение этапов работы и разработка плана реализации проекта.

1. Изучение психолого - педагогической литературы:

- Изучение научно – методических материалов по проблеме опытно – экспериментальной музыкальной деятельности в журналах «Музыкальный руководитель», «Справочник музыкального руководителя», «Музыкальная палитра», «Воспитатель детского сада».

- Знакомство с опытом коллег на образовательных порталах сети Интернет.

II. Обеспечение условий для реализации проекта.

1. Разработка плана и путей реализации проекта.

2. Совершенствование РППС по теме проекта.

3. «Копилка знаний» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области детского музыкального экперементирования).

4. Внедрение в образовательный процесс эффективных инновационных технологий.

5. Налаживание взаимодействия с учреждениями культуры и образования города.

I квартал 2022 -2024 учебного года

II Основной (практический)

I. Проведение открытых мероприятий cо всеми участниками образовательного процесса.

1. Взаимодействие с детьми

1. Организация и проведение ННОД, совместной деятельности по примерной тематике:

- «Музыка в науке или наука в музыке»

- «Шумовые звуки и музыкальные звуки»,

- «Характеристики звуков или их свойства» (тембр, темп, регистр, высота и т. д. ,

- «Музыкальные группы инструментов»,

- «Оркестры и их виды»;

- «Какой инструмент воспроизводит звук?»

- «Как музыка влияет на здоровье человека»;

«Мультфильмы и их музыка».

2.- Проведение с воспитанниками МБДОУ№ 41 открытых тематических досугов и развлечений:

- «Мы исследуем музыку».

- «Пропавшие ударные музыкальные инструменты».

- Квест «Тайна музыкального звука».

3. Инновационные презентации проекта

- Творческая лаборатория «Как музыка влияет на живые и неживые предметы».

- Экспериментальная площадка «Музыкальная память песка и воды»

-Игровая интерактивная программа «Современные гаджеты и мир музыки».

- Игра – путешествие «Мифы и реальность в музыке»

2. Взаимодействие с родителями

- Проведение Дней открытых дверей, с показом мероприятий по проекту

- Участие родителей в досугах

- Привлечение родителей к изготовлению, сбору атрибутов, предметов для организации музыкальной экспериментальной деятельности

-Оформление папок - передвижек под рубриками «Самодельные музыкальные инструменты дома», «Эксперименты со звуками», «Музыка и компьютер»

-Индивидуальные консультации с родителями музыкально-одаренных детей

- Освещение на сайте детского сада деятельности по реализации проекта

3. Взаимодействие с педагогами

-Привлечение к участию в музыкальной экспериментальной деятельности.

-Организация музыкальной лаборатории в группах.

- Консультации для педагогов по темам: «Как организовать опытно - экспериментальную музыкальную деятельность в группе»

- Выступление на педсовете с предъявлением опыта работы по проекту

4. Взаимодействие с учреждениями культуры, образования города

Социально значимыми партнерами по обозначенному направлению мы считаем такие учреждения культуры и образования города, как:

- детская музыкальная школа (организация концертов учеников и преподавателей, посещение дошкольниками музыкальных мероприятий, выступление педагогов на родительских собраниях в группах детского сада;

- общеобразовательная школа № 26 и №42 (творческий обмен идеями, музыкальным материалом, ресурсами);

- городской историко-краеведческий музей (посещение выставок, участие в интерактивных игровых программах)

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в месяц.

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в квартал.

По мере необходимости.

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в квартал.

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в месяц.

III. Заключительный

(аналитический) Анализ, обработка и презентация результатов по реализации проекта.

-Организация выставки продуктивной деятельности «Музыкальные инструменты своими руками».

-Освещение открытых мероприятий на сайте детского сада.

-Организация и проведение практического семинара для родителей на тему «Как организовать музыкальное экспериментирование дома?»

- Фотоотчет с мультимедийной презентацией по реализации проекта.

- Обобщение и распространение опыта работы (выступление на педсовете детского сада, участие в конкурсах профессионального мастерства, освещение в СМИ).

- Выявление трудностей в ходе реализации проекта, их коррекция и построение планов на будущее

- Подведение итогов и определение оценки эффективности проекта

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в квартал.

3 квартал 2023-2024 учебного года.

Май 2022-2023учебного года.

Список литературы

1. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Авторы-составители И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева.

С-Пб. : Композитор, 2000.

2. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста С-Пб. : РЖ «Музыкальная палитра», 2012.

3. «Музыка – малышам» Т. Петрова. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.

4. «Музыкальное развитие детей» в 2-х частях. О. Радынова М. : Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1997.

5. «Психогимнастика» М. Чистякова. Москва, Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

6. «Учите детей петь» М. Орлова, Т. Бекина. М. : просвещение, 1986.

7. «Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Картушина. М. : «Скрипторий» 2003», 2010.

8. «Логопедические распевки» Т. Овчинникова. С-Пб. : КАРО, 2006.

9. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» Т. Овчинникова. С-Пб. : КАРО, 2006.

10. «Музыкальные занятия» А. Зимина. М. : «Гном-Пресс» 1998.

11. Музыка и движение : Упражнения, игры и пляски для детей 3-7 лет. Авторы-составители С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. М. : Просвещение, 1981

12. «Танцы и песни для детского сада» З. Роот. М. : Айрс-Пресс, 2008.

13. «Музыкальные игры в детском саду» в 2-х частях. И. Бодраченко.

М. : Айрс-Пресс, 2009.

14. «Танцы для детей старшего дошкольного возраста» Н. Зарецкая.

М. : Айрс-Пресс, 2007.

Публикации по теме:

Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей»Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей» Фоторепортаж о Городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности с целью повышения познавательной активности детей».

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группыФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группы Эта тема о том, как в обычном найти необычное, как в известном найти неизвестное. Открыть необычное, неизвестное нам поможет опытно-экспериментальная.

Фотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группыФотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группы Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри» Цель: Познакомить дошкольников с ОВЗ со свойствами мыла, его разновидностями и назначением, со способами образования мыльных пузырей. Задачи:.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст)Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст) Введение Этот проект посвящен вопросу «Как из обычной луковицы может вырасти красивый цветок?» Предметом исследования является наблюдение.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок»Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя»Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя» Ежегодно весной в нашем детском саду проходит конкурс "Огород на окне". Я всегда с удовольствием принимаю в нем участие,так как проведение.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект по музыкальной опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет
Опубликовано: 4 мая 2022 в 12:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный проект по музыкальной опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем вероника георгиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД