вероника георгиева
Инновационный проект по музыкальной опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Методическая разработка
3. План проведения мероприятий
4. Список литературы
Пояснительная записка
I. Общая информация об инновационном проекте
Срок реализации
Два года (2022 – 2024 г. г.)
Участники проекта
- Дети 5 – 7 лет старшего дошкольного возраста
- педагоги МБДОУ№41;
- специалисты детского сада (педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель);
- родители;
Публикация «Инновационный проект по музыкальной опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
- педагоги из музыкальной школы
Разработчики Музыкальный руководитель МБДОУ№41
II. Краткая описание инновационного проекта
Наименование инновационного проекта «Тайна музыкального звука»
инновационный проект по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности
Основная идея инновационного проекта Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.
Участниками проекта являются все субъекты образовательного процесса – дети, педагоги, родители. Для его реализации в рамках сетевого взаимодействия привлечены учреждения культуры и образования города: детская музыкальная школа.
Проект находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это касается задач по формированию общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств и целевых ориентиров, таких как обладание знаниями о культурном, научном мире, знакомство с объектами окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ,
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту В рамках информационного поля по данному проекту нами был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. Так, в научных трудах академика Н. Н. Подъякова существует утверждение, что в процессе экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания. Ученый обосновал тот факт, что экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
Вопросами экспериментирования в области музыки занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. В их методических разработках акцентируется внимание на вопросах музыкальной характеристики звука, однако нет обоснования музыкальных явлений с точки зрения научных знаний.
Обоснование значимости реализации инновационного проекта для развития системы образования города Асбест -повышение качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС в МБДОУ «Детский сад №41»;
- повышение имиджа детского сада среди образовательных учреждений города посредством показа открытых мероприятий по реализации проекта;
- повышение уровня профессионализма педагогов, реализующих данный проект;
- разработка методических материалов, которыми могут воспользоваться педагоги города (сценарии мероприятий, рекомендации).
Цели и задачи инновационного проекта Цель проекта : создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать основы метапредметных универсальных учебных действий.
2. Развивать у детей умение наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи используя знания и представления из разных областей наук и искусства.
3. Расширять кругозор детей в области естественных наук и искусства.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов МБДОУ – участников реализации проекта.
5. Формировать навыки сотрудничества детей, педагогов,родителей как равных субъектов воспитательно - образовательного процесса.
Основные результаты реализации инновационного проекта Планируемые результаты реализации инновационного проекта :
1. У детей сформирован опыт получения знаний в различных областях науки и искусства посредством экспериментальной музыкальной деятельности.
2. У воспитанников сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей наук и искусства.
3. У дошкольников расширен кругозор в области естественных наук и искусства. Они владеют простейшими терминами и понятиями.
4. Педагоги детского сада освоили новые технологии в процессе реализации инновационного проекта.
5. Родители воспитанников и педагоги детского сада являются полноправными партнерами по реализации проекта : активно участвуют во всех мероприятиях.
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта - Показ открытых мероприятий для музыкальных руководителей города;
- презентация авторской методической продукции: конспекты занятий, досугов;
- публикация материалов по реализации проекта в научно-методической литературе, образовательных порталах сети Интернет;
- обобщение опыта для педагогов образовательного сообщества города
III. Программа реализации инновационного проекта.
Исходные теоретические положения.
Актуальность-
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
ФГОС ДО диктует необходимость обеспечения саморазвития и самореализации ребенка, развития исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности. Этот факт подтверждают работы таких ученых, как: Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей; педагогам же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.). Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево); о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).; о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа, о способах исследования объекта; о предметном мире.
Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к объекту исследования, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие музыкального материала.
Детское музыкальное экспериментирование основано на соединении когнитивного и эмоционального компонентов развития личности ребенка. Оно способствует освоению дошкольниками основ культурного и научного познания окружающего мира.
Новизна-
данного проекта заключается в широком применении современных инновационных педагогических технологий, а так же в корреляции музыки с точными науками. Это дает возможность сформировать у ребенка целостную картину мира, используя полученный практический опыт в ходе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности.
Задачи данного проекта реализуются посредством интеграции образовательных областей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- обучение принципам совместной работы и обмена идеями;
- умение распределять обязанности в своей микро группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- проявление эмпатии к мнению другого участника группы;
- участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами;
- проявление вариативности в решении проблемной ситуации.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
- владение простейшими терминами и понятиями из области музыки и науки;
- понимание и обсуждение поставленных задач и их результатов в ходе опытно-экспериментальной деятельности;
- формирование у дошкольников представления о характеристике и распространении звука, как физическом явлении (громкости, тембре, высоте, звуковых волн);
- актуализировать знания детей в области естественных наук и применять их в процессе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности;
- знакомство детей с элементарными компьютерными программами и возможностями современных гаджетов;
- знакомство детей с новыми музыкальными инструментами.
Образовательная область «Речевое развитие» :
- общение в устной форме с использованием специальных терминов,
- описание логической последовательности действий в ходе эксперимента;
- расширение кругозора, активизации словаря в области музыки и науки.
Образовательная область «Физическое развитие» :
- развитие физических качеств;
- развитие крупной и мелкой моторики рук;
- становление саморегуляции в двигательной сфере.
Методы и приемы организации обучения с детьми:
- творческие исследования, презентации продуктивной деятельности детей;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
- практический (проведение опытов);
-репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);
-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение)
Формы организации обучения с детьми:
- непрерывная образовательная музыкальная деятельность;
- музыкальные досуговые мероприятия;
- творческие мероприятия совместно с родителями;
- экскурсии в детскую музыкальную школу;
- экскурсии в общеобразовательную школу № 26;
- экскурсия в студию звукозаписи для ознакомления с современными гаджетами и музыкальными программами.
- функционирование творческой лаборатории «Влияние музыки на живые и неживые предметы»;
- просмотр видеороликов по теме проекта, фрагментов познавательных телепередач, мультимедийных презентаций, мультфильмов;
- квесты и игровые программы по опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.
Формы организации взаимодействия с родителями:
- консультации по темам «Музыка и наука», «Музыкальные эксперименты дома», «Музыка и здоровье»;
- педсоветна тему: «Музыка – источник знаний об окружающем мире»;
- размещение на сайте детского сада информационных просветительских материалов по теме проекта;
- выступление на родительских собраниях с освещением вопросов по реализации инновационного проекта;
- анкетирование родителей с целью выявления мнений и пожеланий о работе по проекту;
- участие родителей в мероприятиях МБДОУ;
- создание и предоставление для родителей аудио, видеотеки, дидактических игр для домашнего использования.
Формы организации взаимодействия с педагогами:
- устные консультации по темам: «Организация зоны музыкального экспериментирования в группах;
- выступление на педагогическом совете с обсуждением плана, итогов реализации проекта;
- семинар по теме: «Практическая значимость детского музыкального экспериментирования;
- участие в мероприятиях по теме проекта;
- организация практической мастерской «Музыкальные опыты».
Формы предъявления результатов проекта :
- показ открытых мероприятий по теме проекта для педагогов детского сада ;
- организация тематических выставок;
- распространение опыта по результативности и эффективности проекта (выступление на педагогическом совете детского сада);
- участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня;
- освещение методических, фото, видеоматериалов в СМИ;
- разработка методических материалов, рекомендаций по проекту для использования другими педагогами;
- ведение обратной связи, через анкетирование родителей;
Ресурсное обеспечение.
Перечень оборудования:
1. Музыкальные инструменты (пианино, детские музыкальные и шумовые инструменты).
2. Камертон.
3. Костюмы сказочных героев.
4. Детский столик.
5. Оборудование для экспериментов.
6. Бутафорская нотка.
7. Музыкальные открытки по количеству детей.
8. Детские микроскопы.
9. Глобус и географические карты.
10. Контейнеры с водой, песком, бумагой.
11. Медицинские инструменты и приборы: пинцет, электронный термотр, тонометр, фонендоскоп, вата.
12. Песочные часы.
13. Лупы
Информационно-техническое обеспечение:
1. Ноутбук.
2. Мультимедийная установка.
3. Устройство USB.
4. Настенный экран.
5. Музыкальный центр.
6. Подбор мультимедийных презентаций и видеороликов.
7. Аудио запись музыкальных песен из мультфильмов
8. Микрофон, смартфон.
Компьютерное программное обеспечение:
1. MS Word
2. PowerPoint 2010
3. Windows Movie Maker
4. АудиоМАСТЕР
5. FL Studio
6. Photoshop
Методическая разработка
Этапы, сроки и календарный план реализации инновационного проекта
Этапы Содержание работы Срок
I. Подготовительный
(сбор информации по проблеме) I. Построение этапов работы и разработка плана реализации проекта.
1. Изучение психолого - педагогической литературы:
- Изучение научно – методических материалов по проблеме опытно – экспериментальной музыкальной деятельности в журналах «Музыкальный руководитель», «Справочник музыкального руководителя», «Музыкальная палитра», «Воспитатель детского сада».
- Знакомство с опытом коллег на образовательных порталах сети Интернет.
II. Обеспечение условий для реализации проекта.
1. Разработка плана и путей реализации проекта.
2. Совершенствование РППС по теме проекта.
3. «Копилка знаний» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области детского музыкального экперементирования).
4. Внедрение в образовательный процесс эффективных инновационных технологий.
5. Налаживание взаимодействия с учреждениями культуры и образования города.
I квартал 2022 -2024 учебного года
II Основной (практический)
I. Проведение открытых мероприятий cо всеми участниками образовательного процесса.
1. Взаимодействие с детьми
1. Организация и проведение ННОД, совместной деятельности по примерной тематике:
- «Музыка в науке или наука в музыке»
- «Шумовые звуки и музыкальные звуки»,
- «Характеристики звуков или их свойства» (тембр, темп, регистр, высота и т. д. ,
- «Музыкальные группы инструментов»,
- «Оркестры и их виды»;
- «Какой инструмент воспроизводит звук?»
- «Как музыка влияет на здоровье человека»;
«Мультфильмы и их музыка».
2.- Проведение с воспитанниками МБДОУ№ 41 открытых тематических досугов и развлечений:
- «Мы исследуем музыку».
- «Пропавшие ударные музыкальные инструменты».
- Квест «Тайна музыкального звука».
3. Инновационные презентации проекта
- Творческая лаборатория «Как музыка влияет на живые и неживые предметы».
- Экспериментальная площадка «Музыкальная память песка и воды»
-Игровая интерактивная программа «Современные гаджеты и мир музыки».
- Игра – путешествие «Мифы и реальность в музыке»
2. Взаимодействие с родителями
- Проведение Дней открытых дверей, с показом мероприятий по проекту
- Участие родителей в досугах
- Привлечение родителей к изготовлению, сбору атрибутов, предметов для организации музыкальной экспериментальной деятельности
-Оформление папок - передвижек под рубриками «Самодельные музыкальные инструменты дома», «Эксперименты со звуками», «Музыка и компьютер»
-Индивидуальные консультации с родителями музыкально-одаренных детей
- Освещение на сайте детского сада деятельности по реализации проекта
3. Взаимодействие с педагогами
-Привлечение к участию в музыкальной экспериментальной деятельности.
-Организация музыкальной лаборатории в группах.
- Консультации для педагогов по темам: «Как организовать опытно - экспериментальную музыкальную деятельность в группе»
- Выступление на педсовете с предъявлением опыта работы по проекту
4. Взаимодействие с учреждениями культуры, образования города
Социально значимыми партнерами по обозначенному направлению мы считаем такие учреждения культуры и образования города, как:
- детская музыкальная школа (организация концертов учеников и преподавателей, посещение дошкольниками музыкальных мероприятий, выступление педагогов на родительских собраниях в группах детского сада;
- общеобразовательная школа № 26 и №42 (творческий обмен идеями, музыкальным материалом, ресурсами);
- городской историко-краеведческий музей (посещение выставок, участие в интерактивных игровых программах)
В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в месяц.
В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в квартал.
По мере необходимости.
В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в квартал.
В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в месяц.
III. Заключительный
(аналитический) Анализ, обработка и презентация результатов по реализации проекта.
-Организация выставки продуктивной деятельности «Музыкальные инструменты своими руками».
-Освещение открытых мероприятий на сайте детского сада.
-Организация и проведение практического семинара для родителей на тему «Как организовать музыкальное экспериментирование дома?»
- Фотоотчет с мультимедийной презентацией по реализации проекта.
- Обобщение и распространение опыта работы (выступление на педсовете детского сада, участие в конкурсах профессионального мастерства, освещение в СМИ).
- Выявление трудностей в ходе реализации проекта, их коррекция и построение планов на будущее
- Подведение итогов и определение оценки эффективности проекта
В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в квартал.
3 квартал 2023-2024 учебного года.
Май 2022-2023учебного года.
Список литературы
1. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Авторы-составители И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева.
С-Пб. : Композитор, 2000.
2. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста С-Пб. : РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
3. «Музыка – малышам» Т. Петрова. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.
4. «Музыкальное развитие детей» в 2-х частях. О. Радынова М. : Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1997.
5. «Психогимнастика» М. Чистякова. Москва, Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
6. «Учите детей петь» М. Орлова, Т. Бекина. М. : просвещение, 1986.
7. «Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Картушина. М. : «Скрипторий» 2003», 2010.
8. «Логопедические распевки» Т. Овчинникова. С-Пб. : КАРО, 2006.
9. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» Т. Овчинникова. С-Пб. : КАРО, 2006.
10. «Музыкальные занятия» А. Зимина. М. : «Гном-Пресс» 1998.
11. Музыка и движение : Упражнения, игры и пляски для детей 3-7 лет. Авторы-составители С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. М. : Просвещение, 1981
12. «Танцы и песни для детского сада» З. Роот. М. : Айрс-Пресс, 2008.
13. «Музыкальные игры в детском саду» в 2-х частях. И. Бодраченко.
М. : Айрс-Пресс, 2009.
14. «Танцы для детей старшего дошкольного возраста» Н. Зарецкая.
М. : Айрс-Пресс, 2007.