Надия Кильдеева
Инновационный педагогический опыт «Обучение грамоте старших дошкольников как важнейшее условие перехода к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта, и его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
В современном мире обучение в школе предъявляет ребенку целую систему разнообразных требований к вниманию, речи, мышлению, памяти.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Обучение грамоте старших дошкольников как важнейшее условие перехода к обучению в школе“» размещена в разделах
Очень значительным для ребенка семи лет считается переход в качественно отличающийся новый социальный статус: ребенок дошкольного возраста становится школьником-первоклассником. Такой достаточно быстрый переход от игры к деятельности учебной оказывает влияние на мотивы и поведение ребенка.
От того, как решаются задачи подготовки к школе, зависит успешность обучения будущих первоклассников, их эмоциональное отношение к школе, психологическое и физическое здоровье.
Чтобы помочь дошкольнику, только готовящемуся столкнуться с первыми трудностями обучения в школе, важно так спланировать и осуществить процесс предшкольной подготовки, чтобы любопытство ребенка-дошкольника перешло в устойчивый познавательный интерес ребенка-школьника. И найти ответ на этот вопрос на протяжении многих лет пытаются ученые-педагоги, психологи и учителя-практики.
Таким образом, актуальность решения задач предшкольной подготовки на современном этапе послужила поводом для организации мною работы по обучению грамоте старших дошкольников как важнейшему условию успешного перехода их к школьному обучению.
Период, когда ребенок переходит из детского сада в школу, является трудным этапом в жизни ребенка, поэтому первоначально особенно важна преемственность между детским садом и школой.
На августовском Всероссийском форуме работников системы дошкольного образования 2018 года обсуждалась необходимость сделать предшкольную подготовку детей пяти-шести лет в дошкольных организациях строго обязательной. Главнейший доказательный аргумент этой идеи - сравнять стартовые возможности будущих первоклассников, чтобы уже в начальной школе не получить деления школьников на успевающих (отличников) и отстающих (двоечников).
Я думаю, что обучение дошкольников является одной из важнейших составных частей содержания предшкольной подготовки.
Благодаря процессу обучения грамоте дети усваивают специальную систему знаний, в которой выделены главные знания: звуковой аналитико-синтетический метод, требующий анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, синтеза звуков, слогов, слов чтении является основой методик начального обучения грамоте.
Новизна педагогического опыта по теме заключается в использовании определенной системы обучения грамоте для активизации познавательно-речевого развития ребёнка в предшкольный период.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Обучение грамоте в ДОO – это планомерный, проводимый в системе процесс по подготовке дошкольников к овладению элементами чтения. Данное направление включено в образовательную область «Речевое развитие» с введением ФГОС дошкольного образования.
Если дошкольник плохо владеет звуковым анализом, не слышит, с трудом выделяет и различает звуки, то это приведет к проблемам школьного обучения : ребенок будет ошибаться на письме, пропускать буквы, переставлять или заменять буквы, не дописывать слова до конца.
Возраст 5-7 лет считается временем внимательного отношения, особенного восприятия звуковой стороны речи детьми. У детей появляется интерес к буквам и стремление научиться читать. Большое число физиологов, психологов, педагогов считают этот возраст для большинства детей очень благоприятным для активного развития восприятия, памяти, внимания, мышления. Ребята старшего дошкольного возраста могут и хотят заниматься, отмечаются устойчивым интересом к занятиям, связанным с усвоением новых знаний. Этот возраст для значительного количества детей является для начала обучения грамоте наиболее эффективным.
Один из основоположников научной методики и педагогики начального обучения К. Д. Ушинский считал обучение грамоте главным, центральным предметом, который включается во все другие предметы и собирает в себе их результат.
Для реализации данного направления в работе с детьми мною были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: обучение грамоте старших дошкольников в процессе комплексного развития их познавательно-речевой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-Сформировать у детей первоначальные представления о слове, предложении, понимание смысла построения слова и предложения;
- Познакомить со звучанием слова, способами выделения звука в слове, со слоговой структурой слова, учить различать гласные и согласные звуки, знать все гласные и согласные буквы, понимать и различать понятия «звук» и буква»,
-Обучать звуковому анализу слов, дифференцировке звуков по их характеристикам;
-Научить определять ударение в словах;
-Учить чтению простых по звукобуквенному составу слов на материале всего алфавита.
Развивающие:
-Содействовать развитию у детей психических процессов, психологических предпосылок формирования учебной деятельности;
-Развивать мелкую пальчиковую моторику, точные координированные движения кисти руки и пальцев, моторно-графические умения;
-Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
Воспитательные:
-Воспитывать навыки самоконтроля и самооценки, целенаправленность, работоспособность, познавательную и творческую активность, самостоятельность;
-Воспитывать навыки общение со взрослыми и детьми;
-Воспитывать интерес и внимание к слову, к собственной речи, к речи окружающих, интерес к чтению и художественной литературе.
По моему убеждению, педагогу, знакомящему дошкольников с основами грамоты, важно понимать, что формирование навыков грамоты происходит благодаря восприятию, памяти, мышлению, вниманию и речи: восприятие помогает услышать звуки; память - запомнить буквы; мышление даёт возможность понять, как из букв получаются слоги, из слогов слова, из слов – предложения; речь и внимание позволяют воспроизвести и осмыслить прочитанное.
Теоретическая база опыта.
Методика основоположника научной методики и педагогики начального обучения К. Д. Ушинского сильно отличается от предыдущих методик: она предполагает знакомство детей со звуками речи на основе выделения их из речи, а не как знакомство с абстрактными звуками.
Тем не менее К. Д. Ушинский не дал конкретного ответа: как научить непосредственно чтению. Учащимся, которые обучались грамоте по методике К. Д. Ушинского, приходилось интуитивно открывать для себя принцип чтения.
За многие годы метод К. Д. Ушинского часто подвергался критике, многочисленным видоизменениям. Противники метода считали процесс обучения грамоте нанизыванием «чистых» звуков при последовательном восприятии букв».
Отрицательное отношение к подобным методикам высказывал И. Н. Шапошников, который доказал современникам значение расставленных К. Д. Ушинским в обучении грамоте акцентов. Из его высказываний следует, тот человек может производить слияние звуков, который слышит их в речи.
Качественно иную методику обучения азам грамоты и чтения предложил Д. Б. Эльконин. По его идее: 1) построение процесса обучения чтению должно стать первой ступенью трудного процесса освоения языка детьми; 2) так как обучение чтению - это процесс научения воспроизведению звуковой формы слова, то обучение такое необходимо начинать со знакомства ребенка со звуковой языковой действительностью.
Мысли о возможности обучения грамоте детей в детском саду в научных трудах высказывали Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, Е. И. Тихеева.
Обучение детей грамоте как процесс исследовали психологи (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др., лингвисты (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов, специалисты в области дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др., современные педагоги (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Л. Невская, Н. Скрипченко).
Тем не менее проблема обучения грамоте в детском саду до сих пор остается открытым.
Для ознакомления с идеями усовершенствования процесса обучения грамоте дошкольников в современном мире я изучила методические материалы педагогов-современников :
Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи дошкольников. Пособие для логопеда / Н. Г Андреева. – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2006. – 94 с.
Бокова, Т. В. Как научиться быстро читать / Т. В. Бокова. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2008. – 80 с.
Косенко, Ю. А. Учусь грамоте. Пособие и рабочая тетрадь по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Косенко. – Ейск, 2014.
Кирьянова, Р. А. Игры со словами для развития речи / Р. А. Кирьянова. – СПб. : Издательство «КАРО», 2010. – 177 c.
Ткаченко, Т. А. Специальные символы в подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 126 с.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Обучение грамоте – интересный, но трудоёмкий процесс. Вооружить детей основами грамоты – значит научить их самостоятельно работать с текстом, писать грамотно, научить любить чтение. Таким образом, обучение грамоте способствует процессу общего развития детей.
Все дети отличаются друг от друга. Кто-то занимается с удовольствием, а кто-то не собран и возбужден. Обучение дошкольников грамоте требует от педагога понимания того, что дети усвоят информацию, только если им будет интересно.
Поэтому, чтобы реализовать идею своей работы, я определила для себя следующие принципы:
1. Педагогическая технология в обучении грамоте должна учитывать психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития каждого воспитанника, основываться на их потребностях и индивидуальных особенностях.
2. Занятия по обучению грамоте должны проводиться в системе, быть специально организованными.
3. Задания для выполнения обучающимися должны мотивироваться при помощи игры.
Разнообразные игры, поисковая и исследовательская деятельность, практические действия детей, индивидуальная работа с воспитанниками лежат в основе моей работы с дошкольниками.
Система занятий организуется с учётом принципов последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности, межпредметности.
Каждое из занятий направлено на реализацию целого комплекса задач: для изучения детям предлагается новый материал и материал для повторения и закрепления ранее пройденного материала, уточнения и расширения знаний и умений детей.
Любимое занятие дошкольников- игра. Это один из видов детской деятельности, который можно активно использовать в целях обучения : в игровой форме ребята учатся проводить первые самостоятельные наблюдения за звуком, словом, предложением. Таким образом, игра способствует развитию фонематического слуха (а это очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи).
Работа по обучению грамоте дошкольников проводится в несколько этапов:
1 этап. Знакомство детей с неречевыми звуками.
На основе сопоставления различных звуков развивается слуховое внимание:
• сначала даются сильно контрастные по звучанию звуки (дудка-барабан);
• потом даются близкие по звучанию звуки (большой бубен – маленький бубен);
• даются для различения, узнавания и дифференциации самые разные звуки и шумы (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Вводится понятие "звук".
В работе со своими воспитанниками использую на данном этапе следующие дидактические игры:
•«Хлопни, если услышишь»;
•«Угадай, что прозвучало?»;
•«В каком месте прозвенел колокольчик?»;
•«Покажи нужную картинку»;
•«Громко – тихо»;
•«Узнай. кто сказал слово?».
2 этап. Основной. Начинается и далее регулярно проводится знакомство детей со звуками речи, с буквами алфавита.
Знакомство детей со звуками.
Основной задачей данной части этапа является задача формирования у воспитанников фонематических процессов. Целесообразным в ознакомлении воспитанников с гласными звуками я считаю наличие такой последовательности в проводимой работе:
-выделение звука из речи (например, я могу рассказать детям, как осел везет большую тяжелую тележку и кричит: прошу ребят подсказать мне, как кричит ослик? какие звуки издает? (и-и-и);
-рассматривание положение артикуляционного аппарата при произнесении звука: губы растягиваются в улыбке (я использую в работе специальный символ, воздух при произнесении звука не встречает никаких препятствий, поэтому мы этот звук называем гласным- он тянется, поется (для обозначения гласного звука тоже использую символ- это квадрат красного цвета); знакомство с остальными гласными проводится по этой же схеме;
-проведение игр с обозначающими символами гласных звуков.
После знакомства с гласным звуком я провожу упражнения на дифференциацию звука (с целью уточнения правильности произнесения и выработки умения слышать конкретный звук).
Пример: упражнение "Отыщи звук [а]». Воспитанники находят данный звук:
• в ряду других звуков: а, у, ы, а, о
• в ряду слогов: ом, ас, ам, ан, от.
• в ряду слов: аист, умы, артист, осы
• в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.
С согласными звуками русского алфавита я знакомлю детей следующим образом:
-при произнесении выделенного из речи звука выясняем, что воздух встречает препятствие при произнесении звука– губы, звук не тянется, не поется, значит, этот звук -согласный.
Продолжая знакомить ребят с каждым из согласных звуков, я каждый раз требую от детей его полной характеристики:
звонкий- глухой (если горлышко "звенит"- этот согласный звонкий, если не звенит – глухой; при этом тоже используем символы: колокольчик- звонкий согласный, барабан - глухой согласный).
Я практикую в работе повторение звука индивидуально одним ребенком, совместное повторение ребенком и воспитателем или двумя детьми, а также повторение хоровое (произносить негромко, но четко).
Знакомство с буквами русского алфавита.
При проведении занятий я называю букву максимально приближенно к звуку: например, «с», а не «эс»; «в», а не «вэ» (это облегчает для детей процесс слияния слогов).
Единым правилом для соблюдения всеми считается: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Очень важно для ребенка запомнить образ буквы, умение различать ее в ряду других букв, не путать с другими. Я основываюсь на свойственном ребенку наглядно – образном мышлении.
Например, я прошу ребят внимательно рассмотреть букву попробовать понять, на что или кого она похожа. От детей принимаются все варианты ответов, а я предлагаю свой вариант, где картинка похожа на букву и начинается с заданного звука: т - труба, я - яблоко.
Мы с ребятами внимательно рассматриваем элементы букв, их количество, при необходимости используем веселые стихи для более легкого запоминания образа буквы:
-Буква О- луна и солнце, в доме круглое оконце;
-Е похожа на расческу, сделать может всем прическу.
Запоминание образа буквы детьми можно организовать любым способом, в том числе задействуя зрительный, слуховой, тактильный, двигательный анализаторы. Основываясь на высказываниях педагогов, психологов я пришла к выводу, что при обучении грамоте необходимо включать все анализаторы – в этом заключается инновационность в обучении воспитанников ДОО грамоте.
Я использую упражнения следующих видов:
• Пропишите букву в воздухе (на столе, на руке, у товарища на спине, на доске мокрой кистью);
• Выложите печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; из крупных и мелких пуговиц, горошин и других мелких предметов; согните ее из проволочного конструктора;
• Напишите букву пальчиком на любой мелкой крупе;
• Слепите букву из пластилина, воска, теста;
• Выберите (подчеркните, обведите) заданную букву в тексте.
Кроме практических и наглядных методов я использую и словесные методы. Они используются при работе с художественным словом, метод беседы используется для закрепления.
Заключительный этап работы по обучению грамоте– звуко-буквенный анализ, который предполагает соблюдение следующего порядка:
• определение последовательности звуков в слове;
• выделение в данном слове отдельных звуков;
• различение выделенных звуков по основным характеристикам (согласные, гласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие).
Этот ряд занятий предупреждает будущие трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения (в частности, фонетико-фонематическое недоразвитие, которое может проявляться в виде большого количества допущенных ошибок, особенно в диктантах).
На проводимых занятиях по обучению грамоте я активно использую выполнение моторно-графических заданий, которые способствуют совершенствованию мелкой моторики, а следовательно активизируют речевую деятельности, и соответственно, познавательное развитие. Задания, подбираемые мною, могут быть очень простыми, но могут усложняться (обычно они выполняются на листах в клетку, т. к. это важное умение ориентировки на листе бумаги).
Родителями воспитанников приобретены разнообразные альбомы для раскрашивания (они могут использоваться дома и на занятиях). Я расширяю возможности использования таких альбомов: мы пользуемся ими не только для раскрашивания, но и для упражнений в штриховке, они помогают ребенку научиться классифицировать предметы, сопоставлять и сравнивать.
Работа со словом
В развитии связной речи и активизации словаря воспитанников я использую традиционные методы, упражнения и игровые здания.
Для усвоения сложных грамматических конструкций мною используются речевые образцы, образцы согласования, упражнения в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.
Работа над предложением
Этот вид работы на начальном этапе я строю с опорой на картинки - работа проводится в форме ответов на заданные вопросы. Позднее детям даются задания на восстановление деформированного текста предложения, а затем - задания, в которых необходимо составить предложения из ряда слов, объединенных ситуативной цепочкой.
Использую в работе возможности физкультурных минуток, предлагаю различные формы проведения физкультминутки:
• подвижная игра;
• подражание трудовым действиям;
• произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями.
Выстраивая познавательную деятельность ребёнка с помощью игры, я стараюсь превратить систему разнообразных методов обучения грамоте и чтению в доставляющее детям радость занятие.
Обучение грамоте будет проходить успешно при выполнении таких условий :
-поддерживается интерес воспитанника к занятиям с помощью доброжелательной обстановки, использования разнообразных вариативных игр и пособий;
-более важной, чем длительность занятий, является их частота, последовательность в обучении;
-обучение грамоте требует от ребенка работы ума, поэтому необходимо чередовать игровые задания и двигательную деятельность;
-если наблюдаются признаки усталости, переутомления ребенка, отказа работать, необходимо вернуться на предыдущий этап;
-важно помнить, что темп обучения каждого воспитанника индивидуален, поэтому нет необходимости сравнивать результаты воспитанников.
Стоит отметить, что работа педагога с детьми не может проходить без тесного сотрудничества с их родителями. Поэтому в процессе реализации данного педагогического опыта мною проводилась и просветительская деятельность взрослых. Были показаны открытые занятия («Викторина «Такие разные звуки», «Буратино идет в школу», итоговое занятие «Космическое путешествие», проведены консультации («Что такое звуковой анализ слова», «Как развить у ребенка интерес к чтению», «Советы родителям по подготовке дошкольников к обучению грамоте» и другие, мастер-класс «Игры со звучащим словом». Так же в нашей группе прошло родительское собрание на тему: «Актуальные вопросы подготовки дошкольников к обучению грамоте».
В ходе обобщения своего опыта я показала открытые занятия для воспитателей нашего, делилась результатами работы с коллегами на педагогических советах и семинарах.
Анализ результативности.
Проводимая мною в системе работа по обучению старших дошкольников грамоте позволила прийти к следующим результатам:
• у детей в достаточной степени развит фонематический слух и слуховое восприятие;
• они четко и ясно произносят слова и звуки;
• практически все дети умеют выделять из слов звуки, слова и предложения из речи;
• дети умеют различать гласные, согласны звуки, давать им характеристику;
• воспитанники владеют понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
• дети правильно ставят ударение в знакомых словах;
• воспитанники научились складывать буквы в слоги, слова, а слова в предложения;
• они плавно читают словами, небольшими по размеру предложениями, осмысливают прочитанное;
• они стараются контролировать произнесение слов с соблюдением орфоэпических норм;
• улучшены навыки связной речи воспитанников, сформированы навыки звукового анализа и синтеза;
• дети понимают и умеют разъяснить смысл несложных слов;
• воспитанники усвоили основной материал по лексико-грамматическим темам, предложенным в рамках работы по обучению грамоте;
По моему мнению, сформированные умения и навыки должны помочь успешному обучению в школе, облегчению процесса адаптации детей к школе. Система графомоторных упражнений, проводимых в рамках работы с моими воспитанниками, поможет ребятам в освоении письменной речи – письма.
Результаты, полученные после проведения работы, позволяют сделать вывод о необходимости продолжения работы по данной теме, возможности внедрения системы работы в практику работы педагогов-воспитателей старших-подготовительных групп детского сада.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В самом начале работы над темой мне было трудно сориентироваться в большом количестве методик и разработок по данному направлению, выбрать ту программ, которая поможет комплексно подойти к проблеме готовности ребенка к обучению в школе и оказать ему в этом необходимую помощь. При этом потребовалось переосмыслить систему работы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
У родителей в начале работы наблюдался недостаточный уровень компетентности по теме, они были нацелены на один результат – дети должны научиться читать. Было необходимо провести разъяснительную работу, сориентировать их в системе знаний, умений и навыков детей в рамках обучения грамоте, которая в дальнейшем принесла положительные результаты: родители сумели помочь детям в усвоении материала, который трудно давался детям на занятии в условиях ограниченного времени занятий.
На протяжении долгого времени сохраняются проблемы в вопросах преемственности детского сада и школы в том числе в направлении обучения грамоте и чтению. На данном этапе развития общества требуется создавать условия преемственности путем проведения различного рода совместных мероприятий.