Татьяна Кустенко
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда в рамках ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные технологии в работе учителя – логопеда в рамках ДОО».
Логопедическая практика на современном этапе показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма. Поэтому учителя-логопеды находятся в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В связи с этим в настоящее время все более востребованными в коррекционной работе становятся современные технологии, разнообразные нетрадиционные методы и приемы, которые оказывают положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, усидчивости, моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса, а также предотвращают утомление детей, поддерживают у них познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом.
Публикация «Инновационные технологии в работе учителя-логопеда в рамках ДОО» размещена в разделах
В своей практике я применяю немалое количество нетрадиционных технологий, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка. Остановлюсь на более подробном описании используемых технологий.
1. Одной из форм работы является создание тревел-бука. Что это такое? Тревел-бук - это книга путешествий, а точнее, впечатлений от путешествий, созданная своими руками. Все то, что встречается в путешествии, что хотелось бы сохранить в памяти, все это можно вклеивать в тревел-бук. В процессе изготовления тревел- бука можно оформить его: записками, рисунками, фотографиями, сухими цветами, картами путешествий, наметить виды транспорта, на котором собираешься в путешествие и т. д. Готовый тревел-бук можно использовать в коррекционной работе с детьми. Благодаря данной технологии можно значительно увеличить объем пассивного и активного словаря ребенка, познавательную и речевую активность ребенка с тяжелыми нарушениями речи, развивать связную речь (дети с удовольствием рассказывают о путешествиях, о своем желании посетить то или иное место, о том что они сделали вместе с родителями, а так же для развития грамматического строя речи (с тревел-буком можно играть в различные речевые игры). Ребенок делает тревел-бук своими руками (вырезает картинки, клеит, раскрашивает, рисует, соответственно значительно улучшается состояние мелкой моторики рук. Таким образом, работа с тревел-буком отвечает основным принципам партнерской деятельности детей и взрослых: включенность учителя-логопеда, родителя в деятельность наравне с детьми; свободное общение.
2. Следующая технология – скрапбукинг. Это особый вид рукоделия, при помощи которого красиво оформляются фотоальбомы, открытки, рамки. Для этого применяются специальные материалы: иллюстрации, рисунки, объемные наклейки, ткани, всякие разные мелочи, и прочие необходимые инструменты.
Использование такой нестандартной технологии позволяет решать сразу несколько задач, затрагивающих многие стороны формирования речи дошкольников.
Первая задача – сформировать мотивацию к занятию. Применение скрапбукинга позволяет создавать различные игровые ситуации, активизировать знания детей, стимулировать игровую и речевую деятельность.
Вторая задача – развивать познавательную деятельность.
Этому способствуют различные задания и упражнения на запоминание и сравнение по форме, цвету, материалу, развитие зрительного восприятия и памяти, логического мышления, пространственных ориентировок.
Третья задача – закрепление правильного звукопроизношения. К этому процессу с помощью данной технологии подключаются слуховой, тактильный и зрительный анализаторы.
Четвёртая задача – осуществлять коррекцию лексико – грамматических нарушений. А именно – формирование связной монологической речи, так как для дошкольников с ТНР преобладающий тип лексических ошибок – неправильное употребление слов в речевом контексте, редкое использование антонимов и синонимов, довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде, падеже, смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании существительного с числительным.
3. Еще одной из развивающих педагогических технологий, которую я использую в работе с детьми является ЛЕГО-конструирование.
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ТНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе.
4. Работая с детьми с ТНР, мы сталкиваемся с тем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок. Робототехника позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь даже трудные задачи решаются легче, если ребенок увлечен занимательным делом.
Небольшой мой опыт работы показал, что робототехника дает широкие возможности для развития ребенка с речевыми нарушениями как личности. Данная технология снимает у детей с тяжелыми нарушениями речи эмоциональное напряжение, развивает мелкую моторику рук, оказывает существенное влияние на развитие познавательной и речевой деятельности, понимание причинно – следственных связей, побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, оказывает глубокое эмоциональное воздействие, побуждает к высказыванию, помогает воспроизводить полученные знания и представления в своем воображении, способствует развитию воображения. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.
5. Совсем недавно, я столкнулась с такой технологией как логопедическая кулинария. Цель которой- развитие речи детей средствами интересной и любимой для многих формы кулинарных мастер-классов, направленных на обогащение словаря детей и расширения представлений об окружающем. Причем, ингредиенты для приготовления кулинарных «шедевров» могут быть как съедобными, так и несъедобными (изготовлены из пластилина, бросового материала, полимерной глины, нарисованные детьми).
Задачами Лого-кулинарной деятельности учителя-логопеда с детьми являются :
- развитие речи, общение с ребенком с помощью различных «дидактических» материалов на кухне;
-развитие познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение планировать работу в коллективе;
-формирование умения экспериментировать с новым материалом, преобразовывать его;
-развитие ловкости движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Следует отметить, что используемая практика способствует раскрытию творческого потенциала ребенка; развивает общую и мелкую моторику; сенсорное восприятие, самостоятельность, инициативность.
Технология Лого-кулинария позволяет воспитанникам расширить представления о свойствах продуктов, о приготовлении пищи; умение экспериментировать с новым материалом, преобразовывать его; обобщать результаты своей деятельности, подводить итоги, вступать в диалог со взрослым по поводу ситуативной беседы; взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы в парах, коллективно; проявлять самостоятельность в выборе. В ходе такой деятельности учитывается доступность, заинтересованность и эмоциональный настрой детей, а также возможность разнообразить образовательную деятельность, сделать ее более эффективной. Аактивное вовлечение родителей в образовательный процесс, через совместное творчество, повышает результативность совершенствования речевых и интеллектуальных возможностей воспитанников.
Использование в работе учителя – логопеда нетрадиционных технологий формирует у детей правильное звукопроизношение, развивает навыки грамматического строя и связного оформления собственного высказывания, обогащает и активизирует словарный запас детей с нарушением речи, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.
Представленные Вашему вниманию используемые в моей практике технологии, являются эффективной формой совместной работы взрослого (учителя-логопеда) и ребенка.