Татьяна Гаврилина
Инновационные технологии в работе с детьми ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных технологий в работе с детьми с задержкой психического развития
«. Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой»
К. Д. Ушинский
Современный темп жизни вносит свои коррективы в образовательный процесс в детском саду. Работа с детьми с задержкой психического развития требует индивидуальный подход и особого внимания. И мы специалисты в постоянном поиске новых форм и методов коррекционной работы с воспитанниками детского сада.
Публикация «Инновационные технологии в работе с детьми ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Радио. В детском саду…. Зачем? Детское радио – самая многогранная, современная форма работы с детьми с задержкой психического развития (далее, ЗПР). Детские голоса на радио - интересный и действенный феномен. Участие детей на радио «Самоцветы» в нашем детском саду помогает дошкольникам раскрепоститься; освоить новые формы коммуникативной деятельности; мотивирует к речевой деятельности; активизирует стремление к познанию окружающего мира; создает положительный эмоциональный настрой. Таким образом, развитие детей дошкольного возраста направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его психических процессов, что дает возможность каждому ребенку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить. Ведущим на нашем радио может стать каждый. С радио ведущим работают специалисты : учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Наша работа складывается из нескольких направлений:
образовательные;
воспитательные.
Образовательное направление включает в себя задачи всех специалистов дошкольного учреждения. Учитель-логопед готовит текст и прорабатывает его с детьми, при этом закрепляет постановку звуков, обращает внимание на интонацию, на темп речи и умение выдерживать паузы между выступлениями. Для развития четкой дикции в начале каждой передачи с детьми проводится артикуляционная гимнастика. Наши дошкольники учатся слушать и слышать, не перебивать друг друга, отвечать на поставленные запросы. Детское радио «Самоцветы» в полном объеме развивает все стороны произносительной речи ребенка. Развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Мы создали все необходимые условия в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Педагог-психолог с учителем-дефектологом помогают преодолеть страх публичных выступлений, учат детей взаимодействовать друг с другом, формируют правильное отношение к своим удачам и трудностям, повышают самооценку, поддерживают инициативу и самостоятельность детей, мы даем возможность выбора материала. В ходе таких занятий дошкольники учатся видеть предметы и явления, которые окружают их в жизни. При этом расширяется их кругозор и словарный запас.
Участие детей в проекте Детское радио «Самоцветы» развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, уровень культуры, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет детям проявить свои возможности.
Коррекционно-развивающая работа и контроль ее эффективности осуществляется с учётом возможностей и способностей детей с задержкой психического развития. Мы учитываем индивидуально-психологические особенности дошкольников, запас знаний, умений, навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития - является важным моментом. А так же мы дополнительно на радио применяем методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации является личная поддержка ребё нка педагогом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. Для того, чтобы выступать на радио, мы проводим занятия, в содержании которых входят:
- задания для развития речевой и интонационной выразительности (Игра «Спуск с горы», Игра: «Расскажи по-разному», Игра: «Весело - грустно, медленно - быстро, громко - тихо»);
- занятия по развитию техники речи («Подслушанный разговор», «Разговор в корзинке», «Лесной переполох»);
- знакомство с текстом для радиопередачи;
- заучивание наизусть;
- запись текста;
- прослушивание детских радиопередач и беседы по их содержанию;
- диалоги ( Пример игр на развитие диалогической речи:
«Отвечай быстро»
Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры
Педагог, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:
— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
— Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.
— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.
«Ошибка»
Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Педагог: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.»);
- монологи;
- интервью ( Задем дети нескучные вопросы: «Что заставило тебя улыбнуться сегодня?
• Кто сделал что-нибудь смешное, веселое, глупое?
• Что удивило тебя сегодня?
• Помог ли ты кому-нибудь?
• Кто-нибудь сделал что-то хорошее для тебя?
• Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?
• Тебе было грустно?
• Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?
• Во что ты играл сегодня со своими друзьями?»);
- прослушивание своих записей.
На нашем радио мы проводим итоговые мероприятия такие, как «В стране литературных героев», «Развиваемся вместе», «Концерт по заявкам», «Уроки любопытства», «Смешные рассказы».
Наше детское радио «Самоцветы» обеспечивает эмоциональное благополучие через общение с каждым ребенком, поддерживает индивидуальность, инициативность детей через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, организует коммуникативную деятельность детей, способствующей развитию речи, общения, речевого творчества, умения работать в коллективе, разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками.
Литература:
1. Горлова Н. Педагогическая запущенность. Почему дошкольное образование порождает её? // Учительская газета. - 2017. - № 03.
2. Елоева А. В. CD-диск «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации». Волгоград : Учитель, 2015.
3. Жукова Н. В. ,Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопеда. Екатеринберг: АРД ЛТД, 1998.
4. Зиновьева А. Н. Учебно-методическое пособие по обучению аудированию // Электронный журнал «Педагогика online».
5. Ланцова Л. И., Матека О. А., Корнаухова Е. Н. Творческий проект: «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования как условие успешного развития ребенка». Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы VII Международной научно-практической конференции//Под общей редакцией Г. П. Новиковой – Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2014г.