Приложение МААМ

Инновационные технологии с детьми с ТНР по развитию связной монологической речи посредством сказкотерапии

Оксана Кожанова
Инновационные технологии с детьми с ТНР по развитию связной монологической речи посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский.

Дошкольники с ОНР испытывают большие затруднения в формировании связной монологической речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи.

Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. В нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Публикация «Инновационные технологии с детьми с ТНР по развитию связной монологической речи посредством сказкотерапии» размещена в разделах

Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой.

Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

• при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;

• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;

развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально- образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса)

Работа над развитием монологической речи, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. Учитывая факт, что в деятельности учителя – логопеда при использовании сказок в развитии монологической речи, должны создаваться условия для стимулирования активности и творчества ребенка, необходимо разработать педагогические мероприятия, включающие четыре этапа, при которых логопедическое воздействие будет осуществляться последовательно в доступной и интересной форме.

1. Организационно-подготовительный.

2. Мотивационно-диагностический.

3. Деятельностный.

4. Рефлексивный.

В ходе организационно-подготовительного этапа

Важно организовать предметно-развивающую и речевую среду, способствующую развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с русскими сказками

Сказки делятся на несколько групп:

Сказки о животных;

Сказки о взаимодействии людей и животных;

Сказки – притчи;

Бытовые сказки;

Сказки – страшилки, истории о нечестии,

Заветные сказки;

Волшебные сказки и другие.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, в этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: царевнами, солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Учитывая возрастные интересы к различным видам сказок, осуществляется подбор.

Работа строится с применением различных методов и приемов, с целью формирования монологической речи, развития творчества и повествовательной выразительности.

Для того, чтобы работа была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:

• Работа должна быть систематичной и постоянной;

• Работа должна соответствовать уровню общеречевого, психического развития ребенка;

• Работа должна соответствовать возрастным требованиям;

• Работа должна приносить ребенку радость

Работу со сказкой желательно планировать 2 раз в неделю

• Одно занятие тематическое (т. е. в соответствии с темой перспективного плана там, где предполагается выход на связную речь).

• Второе занятие комплексное, на котором помимо основной задачи, осуществляется целый комплекс задач стоящих перед коррекционной работой с ОНР.

Кроме того, 1 раз в месяц при обучении пересказу использовать мультимедийный показ.

Помимо фронтальных и подгрупповых занятий проводить индивидуальные занятия с некоторыми детьми, имеющие низкий уровень развития связной монологической речи.

В ходе занятий по развитию монологической речи включайте следующие основные виды деятельности детей:

• Игры и упражнения направленные на двигательную активность

• Упражнения, требующие зрительного и слухового внимания

• Упражнения на тренировку дыхания и расслабление

• Слушание и запоминание сказок

Пересказывание сказки одним ребенком или поочередно (по фразам) группой детей.

• Придумывание продолжения сказки или другого конца сказки.

• Придумывание сказок.

Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

Организацию внимания детей, подготовку их к восприятию сказки можно достичь с помощью подготовительных упражнений (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок). Хочется обратить внимание уважаемых коллег на то, что сказку надо читать выразительно и эмоционально. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь.

Тексты сказок читать детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении использовался прием завершения детьми отдельных предложений, не законченных педагогом. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести разбор содержания сказки в вопросно-ответной форме. Вопросы были направлены на выделение основных моментов сюжетного действия. Их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико-грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы и почувствовать главную идею произведения.

Эффективный способ формирования языковой компетенции — развитие умения сравнивать и понимать сравнение. С целью употребления в речи антонимов, предложите детям вспомнить пословицы с противоположным значением. К сказке «Маша и медведь» - пословицу «Глупый киснет, а умный — мыслит» и т. д.

Для восстановления в памяти различных эпизодов и облегчения процесса пересказывания сюжета сказки, предложить детям изобразить сказочный сюжет песком на стекле.

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность детей играть с песком наводит на мысль использовать в своей работе песочницу. Организовать два стола для рисования песком (манкой)

В чем преимущество такого метода в работе со сказками? Во-первых, при рисовании сказок на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, как, например, при простом рисовании; ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге (это придает уверенности ребенку, он ощущает себя успешным); всегда есть возможность изменения сюжета. Во-вторых, на струящийся песок смотреть вовсе не утомительно, что позволяет дольше сохранить работоспособность детей и стабилизирует их эмоциональное состояние. И, в-третьих, когда дети рисуют сказку на песке, они проговаривают то, что у них получилось, подражают героям, вступают в диалог. Так вырабатывается навык связного высказывания.

Итак, на организационно-подготовительном этапе воспитание интереса к сказке проходит при включении ее в различные формы работы: рассказывание и инсценировка, работа в уголке книги, просмотр синхронизированных сказок с использованием мультимедийной установки, художественно-продуктивная деятельность, посещение кукольного спектакля и др. Большая роль отводится наглядности: используются репродукции картин известных художников и лучшие образцы книжной графики.

Задачи мотивационно-диагностического этапа:

— учить определять тему сказки и давать характеристику ее персонажам;

— познакомить детей с сюжетно-композиционной структурой русской сказки : прием повторности, троекратности, повторения эпизодов, их схожесть, способы цепного построения композиции, структурного появления и движения персонажей: «от большого к малому», «от малого к большому», зачины, концовки;

— научить выделять элементы сюжета сказки (завязка, развитие действия, развязка) и составляющие их функции;

— дать знания о выразительно-изобразительных средствах сказки, учить пересказывать сказочный сюжет, используя средства выразительности.

В процессе разбора используются авторские логосказки Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской, И. Н. Погосовой. Пересказ может быть полным (всего текста) и фрагментарным — по эпизодам, индивидуальным и коллективным (по частям, по книжным иллюстрациям и репродукциям на сказочные сюжеты, настольным картинкам. После пересказывания детьми выполняются разнообразные задания: в сказке «Колобок» — находят и указывают повторность схожих эпизодов, последовательность появления персонажей «от малого к большому»; в сказке «Три медведя» — троекратность повторов, последовательность «от большого к малому» и т. д. Внимание детей обращаем и на приемы композиционного оформления сказочного повествования — традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве…»); концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал — молодец»); связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда — не знаю куда», их функции в сказке.

Для воспитания у детей чуткости к слову, усвоения имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными оттенками дошкольникам предложите: найти в сказке ласковые слова; слова, обозначающие маленький предмет; изменить любое слово так, чтобы оно имело ласкательную или увеличительную форму (к примеру, в сказке «Заяц-хваста»«Как заяц называл свои усы, лапы, зубы?»«Усищи, зубищи, лапищи». — «А как можно их назвать ласково?»).

Творческое рассказывание «сочинение сказок» максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Кроме того, творческое рассказывание, «сочинение сказки», играет важную роль в развитии для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. На занятиях можно использовать такие основные виды рассказывания как : придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Кроме того, 1 раз в неделю по 20–30 минут проводить комплексные занятия по сказкам, на которых помимо основной задачи (развитие монологической речи, осуществлялся целый комплекс задач стоящих перед коррекционной работой с общим недоразвитием речи : активизация процесса мышления, улучшение моторики пальцев рук. Артикуляционной моторики, развитие общих движений тела, совершенствование эмоционально – волевых процессов и т. д. Так же использовать в работе логопедические игры и задания со сказкой, направленные на развитие связной монологической речи : «Играем с глаголами» развивающая игротека И. С. Кривовяз, «Волшебная азбука», «Живое чтение», логопедические игры и задания Г. А. Быстровой.

Цель - третьего — деятельностного — этапа обучения -

развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: продумывание собственного замысла сказки, выбор темы, сюжета, героев; обучение детей связно, последовательно, выразительно строить предложения.

Началом работы в рамках этого этапа обучения дошкольников будет ознакомление со схемой развития сюжета сказки, которую можно составить к любому сказочному сюжету. Эту схему дети с удовольствием наполнят любым содержанием. Например:

1) жил-был… Кто? Какой он был? Чем занимался?;

2) пошел гулять (путешествовать, смотреть… Куда?;

3) встретил какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?;

4) был у нашего героя друг. Кто это? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?;

5) где наши друзья стали жить? Что они стали делать? [2]

Один из базовых приемов составления сказок — изменение сюжета знакомой истории, что дает возможность показать дошкольникам вариативность и изменяемость сказок, а также действий с отдельными ее героями. Чтобы нарушить привычные стереотипы и продемонстрировать возможность трансформации сказок, проводится игра «Путаем сказки».

После того как дошкольники справятся с заданием, им самим предлагается придумывание сказки-путаницы.

При использовании приема продолжения знакомой сказки исходным материалом служит сказка «Маша и медведь». Задача «сказочника» состоит в придумывании необычного поворота сюжета и его словесном оформлении.

Еще один вариант работы над преобразованием традиционных сказок — составление сказочного сюжета с участием известных героев. Можно сочинить по литературному образцу в трех вариантах: с заменой героев, но сохранением сюжета; с заменой сюжета, но сохранением героев произведения; с сохранением героев и сюжета, но с заменой времени и результата действия.

После того как дети научатся связно, последовательно и выразительно излагать свои мысли по поводу задумок, проведите занятие «Сочиним сказку», где дошкольники сочиняют сказку, самостоятельно выбирая темы, персонажей и придумывают сюжет.

Для развития связной речи, мелкой моторики, пространственного восприятия, фантазии и воображения предложите сочинить и рассказать сказку, располагая фигурки ее героев (слепленные из пластилина) в песке.

В ходе этой работы весьма ценным оказалось то, что на протяжении всего сказочного действия дети следили за ходом повествования, не сбиваясь с сюжетной линии, и довели свой замысел до конца.

Цель четвертого — рефлексивного — этапа обучения:

— активизация собственной исполнительской деятельности;

— проявление творчества в реализации замыслов при создании образа;

— передача художественного образа с помощью движений, мимики, интонации;

— повышение уровня самоконтроля за собственной речью и стремление её улучшить;

— преодоление застенчивости, робости, неуверенности при выступлении перед аудиторией.

Подражая голосам сказочных героев, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос героя, а также манера его поведения легко узнавались всеми.

В целях развития у детей способности произвольно управлять своими движениями выполняются имитационные упражнения: показывают, как Лиса подкрадывалась к Петушку, как подпрыгивала и т. д.

Особое внимание уделяется умению детей рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене, т. е. искусству драматизации. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в последовательном, эмоциональном изложении мыслей, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками.

Параллельно на занятиях по изодеятельности вместе с воспитателем дети изготавливают реквизит для драматизации сказки. Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику, обогащает фантазию и образное мышление.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 1, 5, 8.

3. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы // Школьные технологии. 1999. № 1, 2, 3.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. https://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

Публикации по теме:

Проект «Развитие связной монологической речи детей в игровой деятельности» Актуальность проекта: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические.

Формы работы с родителями по развитию связной монологической речи дошкольников в условиях ДОУ Формы работы с родителями по развитию связной монологической речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (Выступление.

Конспект занятия по развитию связной монологической речи в подготовительной группе. Составление описательного рассказа Конспект занятия по развитию связной монологической речи Составление описательного рассказа по теме «Неудачная охота» по серии сюжетных.

Консультация для родителей «Использование наглядности для формирования связной монологической речи» Консультация для родителей «Использование наглядности для формирования связной монологической речи» Подготовил воспитатель: Курносова С.

Консультация логопеда для воспитателей ДОУ «Пересказ как метод развития связной монологической речи» Обучение детей пересказу является одним из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы.

Педагогические технологии в работе по развитию связной речи дошкольников В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют.

Программа «Развитие связной монологической речи у детей посредством составления описательного рассказа» Цель: развитие связной речи детей посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. Задачи: - проанализировать научную.

Развитие связной монологической речи у детей старшей группы дошкольников с ОНР III уровня при помощи метода мнемотехники Филиппова Э. А. Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся.

Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными.

Конспект итогового занятия по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии (средняя группа)Конспект итогового занятия по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии (средняя группа) ТРИЗ - технологии Итоговое занятие по развитию речи (связная речь) с использованием ТРИЗ - технологии (средняя группа) Цель. Активизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии с детьми с ТНР по развитию связной монологической речи посредством сказкотерапии
Опубликовано: 1 ноября 2019 в 06:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии с детьми с ТНР по развитию связной монологической речи посредством сказкотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Кожанова (УИ 2054904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД