Оксана Кожанова
Инновационные технологии с детьми с ТНР по развитию связной монологической речи посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский.
Дошкольники с ОНР испытывают большие затруднения в формировании связной монологической речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи.
Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. В нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Публикация «Инновационные технологии с детьми с ТНР по развитию связной монологической речи посредством сказкотерапии» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой.
Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.
Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
• при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;
• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
• развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально- образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
• развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса)
Работа над развитием монологической речи, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. Учитывая факт, что в деятельности учителя – логопеда при использовании сказок в развитии монологической речи, должны создаваться условия для стимулирования активности и творчества ребенка, необходимо разработать педагогические мероприятия, включающие четыре этапа, при которых логопедическое воздействие будет осуществляться последовательно в доступной и интересной форме.
1. Организационно-подготовительный.
2. Мотивационно-диагностический.
3. Деятельностный.
4. Рефлексивный.
В ходе организационно-подготовительного этапа
Важно организовать предметно-развивающую и речевую среду, способствующую развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с русскими сказками
Сказки делятся на несколько групп:
Сказки о животных;
Сказки о взаимодействии людей и животных;
Сказки – притчи;
Бытовые сказки;
Сказки – страшилки, истории о нечестии,
Заветные сказки;
Волшебные сказки и другие.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, в этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: царевнами, солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Учитывая возрастные интересы к различным видам сказок, осуществляется подбор.
Работа строится с применением различных методов и приемов, с целью формирования монологической речи, развития творчества и повествовательной выразительности.
Для того, чтобы работа была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:
• Работа должна быть систематичной и постоянной;
• Работа должна соответствовать уровню общеречевого, психического развития ребенка;
• Работа должна соответствовать возрастным требованиям;
• Работа должна приносить ребенку радость
Работу со сказкой желательно планировать 2 раз в неделю
• Одно занятие тематическое (т. е. в соответствии с темой перспективного плана там, где предполагается выход на связную речь).
• Второе занятие комплексное, на котором помимо основной задачи, осуществляется целый комплекс задач стоящих перед коррекционной работой с ОНР.
Кроме того, 1 раз в месяц при обучении пересказу использовать мультимедийный показ.
Помимо фронтальных и подгрупповых занятий проводить индивидуальные занятия с некоторыми детьми, имеющие низкий уровень развития связной монологической речи.
В ходе занятий по развитию монологической речи включайте следующие основные виды деятельности детей:
• Игры и упражнения направленные на двигательную активность
• Упражнения, требующие зрительного и слухового внимания
• Упражнения на тренировку дыхания и расслабление
• Слушание и запоминание сказок
• Пересказывание сказки одним ребенком или поочередно (по фразам) группой детей.
• Придумывание продолжения сказки или другого конца сказки.
• Придумывание сказок.
• Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
Организацию внимания детей, подготовку их к восприятию сказки можно достичь с помощью подготовительных упражнений (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок). Хочется обратить внимание уважаемых коллег на то, что сказку надо читать выразительно и эмоционально. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь.
Тексты сказок читать детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении использовался прием завершения детьми отдельных предложений, не законченных педагогом. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести разбор содержания сказки в вопросно-ответной форме. Вопросы были направлены на выделение основных моментов сюжетного действия. Их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико-грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы и почувствовать главную идею произведения.
Эффективный способ формирования языковой компетенции — развитие умения сравнивать и понимать сравнение. С целью употребления в речи антонимов, предложите детям вспомнить пословицы с противоположным значением. К сказке «Маша и медведь» - пословицу «Глупый киснет, а умный — мыслит» и т. д.
Для восстановления в памяти различных эпизодов и облегчения процесса пересказывания сюжета сказки, предложить детям изобразить сказочный сюжет песком на стекле.
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность детей играть с песком наводит на мысль использовать в своей работе песочницу. Организовать два стола для рисования песком (манкой)
В чем преимущество такого метода в работе со сказками? Во-первых, при рисовании сказок на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, как, например, при простом рисовании; ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге (это придает уверенности ребенку, он ощущает себя успешным); всегда есть возможность изменения сюжета. Во-вторых, на струящийся песок смотреть вовсе не утомительно, что позволяет дольше сохранить работоспособность детей и стабилизирует их эмоциональное состояние. И, в-третьих, когда дети рисуют сказку на песке, они проговаривают то, что у них получилось, подражают героям, вступают в диалог. Так вырабатывается навык связного высказывания.
Итак, на организационно-подготовительном этапе воспитание интереса к сказке проходит при включении ее в различные формы работы: рассказывание и инсценировка, работа в уголке книги, просмотр синхронизированных сказок с использованием мультимедийной установки, художественно-продуктивная деятельность, посещение кукольного спектакля и др. Большая роль отводится наглядности: используются репродукции картин известных художников и лучшие образцы книжной графики.
Задачи мотивационно-диагностического этапа:
— учить определять тему сказки и давать характеристику ее персонажам;
— познакомить детей с сюжетно-композиционной структурой русской сказки : прием повторности, троекратности, повторения эпизодов, их схожесть, способы цепного построения композиции, структурного появления и движения персонажей: «от большого к малому», «от малого к большому», зачины, концовки;
— научить выделять элементы сюжета сказки (завязка, развитие действия, развязка) и составляющие их функции;
— дать знания о выразительно-изобразительных средствах сказки, учить пересказывать сказочный сюжет, используя средства выразительности.
В процессе разбора используются авторские логосказки Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской, И. Н. Погосовой. Пересказ может быть полным (всего текста) и фрагментарным — по эпизодам, индивидуальным и коллективным (по частям, по книжным иллюстрациям и репродукциям на сказочные сюжеты, настольным картинкам. После пересказывания детьми выполняются разнообразные задания: в сказке «Колобок» — находят и указывают повторность схожих эпизодов, последовательность появления персонажей «от малого к большому»; в сказке «Три медведя» — троекратность повторов, последовательность «от большого к малому» и т. д. Внимание детей обращаем и на приемы композиционного оформления сказочного повествования — традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве…»); концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал — молодец»); связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда — не знаю куда», их функции в сказке.
Для воспитания у детей чуткости к слову, усвоения имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными оттенками дошкольникам предложите: найти в сказке ласковые слова; слова, обозначающие маленький предмет; изменить любое слово так, чтобы оно имело ласкательную или увеличительную форму (к примеру, в сказке «Заяц-хваста» — «Как заяц называл свои усы, лапы, зубы?» — «Усищи, зубищи, лапищи». — «А как можно их назвать ласково?»).
Творческое рассказывание «сочинение сказок» максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Кроме того, творческое рассказывание, «сочинение сказки», играет важную роль в развитии для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. На занятиях можно использовать такие основные виды рассказывания как : придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.
Кроме того, 1 раз в неделю по 20–30 минут проводить комплексные занятия по сказкам, на которых помимо основной задачи (развитие монологической речи, осуществлялся целый комплекс задач стоящих перед коррекционной работой с общим недоразвитием речи : активизация процесса мышления, улучшение моторики пальцев рук. Артикуляционной моторики, развитие общих движений тела, совершенствование эмоционально – волевых процессов и т. д. Так же использовать в работе логопедические игры и задания со сказкой, направленные на развитие связной монологической речи : «Играем с глаголами» развивающая игротека И. С. Кривовяз, «Волшебная азбука», «Живое чтение», логопедические игры и задания Г. А. Быстровой.
Цель - третьего — деятельностного — этапа обучения -
развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: продумывание собственного замысла сказки, выбор темы, сюжета, героев; обучение детей связно, последовательно, выразительно строить предложения.
Началом работы в рамках этого этапа обучения дошкольников будет ознакомление со схемой развития сюжета сказки, которую можно составить к любому сказочному сюжету. Эту схему дети с удовольствием наполнят любым содержанием. Например:
1) жил-был… Кто? Какой он был? Чем занимался?;
2) пошел гулять (путешествовать, смотреть… Куда?;
3) встретил какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?;
4) был у нашего героя друг. Кто это? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?;
5) где наши друзья стали жить? Что они стали делать? [2]
Один из базовых приемов составления сказок — изменение сюжета знакомой истории, что дает возможность показать дошкольникам вариативность и изменяемость сказок, а также действий с отдельными ее героями. Чтобы нарушить привычные стереотипы и продемонстрировать возможность трансформации сказок, проводится игра «Путаем сказки».
После того как дошкольники справятся с заданием, им самим предлагается придумывание сказки-путаницы.
При использовании приема продолжения знакомой сказки исходным материалом служит сказка «Маша и медведь». Задача «сказочника» состоит в придумывании необычного поворота сюжета и его словесном оформлении.
Еще один вариант работы над преобразованием традиционных сказок — составление сказочного сюжета с участием известных героев. Можно сочинить по литературному образцу в трех вариантах: с заменой героев, но сохранением сюжета; с заменой сюжета, но сохранением героев произведения; с сохранением героев и сюжета, но с заменой времени и результата действия.
После того как дети научатся связно, последовательно и выразительно излагать свои мысли по поводу задумок, проведите занятие «Сочиним сказку», где дошкольники сочиняют сказку, самостоятельно выбирая темы, персонажей и придумывают сюжет.
Для развития связной речи, мелкой моторики, пространственного восприятия, фантазии и воображения предложите сочинить и рассказать сказку, располагая фигурки ее героев (слепленные из пластилина) в песке.
В ходе этой работы весьма ценным оказалось то, что на протяжении всего сказочного действия дети следили за ходом повествования, не сбиваясь с сюжетной линии, и довели свой замысел до конца.
Цель четвертого — рефлексивного — этапа обучения:
— активизация собственной исполнительской деятельности;
— проявление творчества в реализации замыслов при создании образа;
— передача художественного образа с помощью движений, мимики, интонации;
— повышение уровня самоконтроля за собственной речью и стремление её улучшить;
— преодоление застенчивости, робости, неуверенности при выступлении перед аудиторией.
Подражая голосам сказочных героев, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос героя, а также манера его поведения легко узнавались всеми.
В целях развития у детей способности произвольно управлять своими движениями выполняются имитационные упражнения: показывают, как Лиса подкрадывалась к Петушку, как подпрыгивала и т. д.
Особое внимание уделяется умению детей рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене, т. е. искусству драматизации. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в последовательном, эмоциональном изложении мыслей, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками.
Параллельно на занятиях по изодеятельности вместе с воспитателем дети изготавливают реквизит для драматизации сказки. Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику, обогащает фантазию и образное мышление.
Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 1, 5, 8.
3. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы // Школьные технологии. 1999. № 1, 2, 3.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. https://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.