Мария Болотина
Консультация логопеда для воспитателей ДОУ «Пересказ как метод развития связной монологической речи»
Обучение детей пересказу является одним из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Также занятия по пересказу способствуют формированию психических процессов и познавательных способностей, стимулируют развитие монологической речи.
Пересказ - вид работы ребенка, в ходе которой участвуют мышление, воображение и память ребенка; средство развития речи на основе образца. Состоит в передаче ребенком содержания прочитанного литературного текста, в усвоении его логики, композиции, средств языка, лексики, синтаксиса, образных средств.
Публикация «Консультация логопеда для воспитателей ДОУ „Пересказ как метод развития связной монологической речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ, учим пересказу. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Пересказ текста имеет большое значение для общего развития детей и активно применяется на различных занятиях в дошкольных учреждениях. Кроме того, пересказ является основным методом развития связной монологической речи, который постигают дети в дошкольном детстве.
Итак, правильно организованный пересказ литературных произведений окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников, в формировании их монологической речи.
Выделяют следующие виды пересказов :
• естественный (когда ребёнок рассказывает не по заданию);
• пересказ, организуемый учителем на уроке;
Следующая классификация пересказов основана на типе восприятия текста :
• пересказ прослушанного текста, воспроизведенного учителем, заранее подготовленным учеником или в звукозаписи;
• пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
• пересказ прочитанного сутки, неделю назад (проводится на обобщающих уроках).
Также существует классификация пересказов на основе передачи содержания исходного текста:
• близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
• подробный пересказ;
• выборочный (необходимо выделить и рассказать только то, что относится к данному поступку);
• творческий пересказ;
• сжатый, или краткий пересказ (ребенок рассказывает только самое важное, существенное).
Выборочный, краткий и творческий пересказы можно рекомендовать для детей, у которых уровень связной монологической речи довольно высокий, т. к. они относятся к более сложным видам работы.
Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:
• полноценное и доступное содержание;
• разнообразие жанров;
• четкая композиция;
• простой, но богатый язык;
• небольшой размер.
Кроме этого, любое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности. Полезно для пересказа использовать разные жанры: рассказ и описание, народную и авторскую сказки.
Стихотворение не подходит для пересказа – не стоит нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме.
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.
Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.
Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом.
Пересказывание повышает внимание детей к языку. Сначала они не следят за тем, как они говорят, но позднее их интерес к своему языку и речи сверстников начинает расти. Со временем после прослушивания пересказа товарища дети начинают делать замечания не только по содержанию, но и по языку. При чтении рассказа они отмечают выражение, которое им особенно понравилось.
Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Они не осознают, что основное внимание надо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи.
Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием.
Если внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.
Более глубокому осмыслению текста способствуют беседа после чтения рассказа, его иллюстрирование перед пересказом, игра-драматизация, дидактические игры. Например, игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить. Дидактические игры обучают детей думать и выражать свои мысли и тем самым помогают правильно воспринять и воспроизвести текст.
Беседа и последующее обсуждение текста облегчают осмысление литературного произведения. Без беседы некоторые дети не способны понять основной идеи произведения.
После прочтения текста следует объяснить детям некоторые незнакомые слова, имеющие значение для понимания текста, либо же перед чтением.
Очень важно правильно организовать сам процесс пересказа. Ребенку еще сложно самому воспроизводить услышанное, поэтому педагогу следует использовать правильные и вовремя поставленные вопросы.
На первых занятиях по пересказу логопед последовательно ставит вопросы по всему тексту. Нужно помнить, что в процессе пересказа вопросы следует задавать только в том случае, если ребенок испытывает затруднения. Иногда дошкольник останавливается не потому, что не знает, о чем говорить, а только хочет лучше обдумать свою мысль. В этой ситуации вопрос может только помешать.
В процессе пересказа вопросы помогают уточнить то, что ребенку непонятно или же вызывает трудности в формулировании мысли. Вопрос после пересказа может быть поставлен для того, чтобы помочь восстановить упущенное звено произведения. Если воспитатель не уверен в том, что ребенок понял смысл произведения, следует это выяснить при помощи соответствующего вопроса.
Кроме того, вопрос ставится также и с целью помочь ребенку понять мораль произведения, заставить его глубже прочувствовать.
Вопрос используется и для исправления грамматического строя речи, ошибок в изменении слов или в построении предложений.
Опытные педагоги считают, что большую роль в обучении старших дошкольников пересказу играет план. Следует в процессе чтения текста с детьми делить текст на части и давать названия этим частям. План текста помогает еще раз осмыслить, пережить произведение по эпизодам, сформулировать основную, главную мысль. В дальнейшем дети "по главным мыслям", которые были ими выделены под руководством логопеда, намного легче пересказать текст.
Иногда при пересказе воспитателю стоит использовать подсказки. Бывает, что ребенок осмыслил содержание произведения, установил причинные связи событий, выявил взаимоотношения героев, обдумал свое отношение к ним, последовательно и подробно стал воспроизводить текст, но во время пересказа вдруг остановился и замолчал. Оказывается, он забыл какое-то выражение, которое ему хочется передать без изменения, или же не находит нужного слова. В таких случаях важно своевременно подсказать ребенку слово, даже если он ни о чем не спрашивает.
Необходимо поощрять воспитанников, особенно при воспроизведении длинных рассказов. Одобрение делает ребенка более активным, внушает ему веру в свои силы. Поощрять можно по-разному: улыбкой, кивком головы, одобрительным словом.
Существуют требования к организации занятий по пересказу :
• Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.
• Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для этой группы детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать его еще раз.
• Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов.
• На занятиях по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок. Часто можно видеть, что в беседе после прочтения произведения принимают участие лишь наиболее развитые воспитанники, они же и пересказывают.